Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрреформы 80-90-х годов. Социально-политическое развитие Беларуси


 

Царствование Александра III (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Суть курса заключалась в следующих положениях.

Во-первых, новые идеологи считали, что причины начавшегося в стране политического кризиса коренились во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Проведение реформ Александра II и европеизация России является гибельным для нее.

Во-вторых, была сформулирована цель новой внутренней политики – укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.

В третьих, новый курс предполагал подавление и искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».

Практическая реализация нового курса сводилась к следующим положениям.

1). Введение института Земских начальников (1889 г.). Они назначались министром внутренних дел из числа местных помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Власть земских начальников укрепило позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

2). Земская контрреформа (1890 г.). Укреплялись позиции дворянства в местных органах самоуправления. Это достигалось путем снижения имущественного ценза при выборах в земства для помещиков и увеличения его для городских жителей.

3). Городовое положение (1892 г.). Постановление городской Думы стали утверждаться губернским начальством, ограничивалось число заседаний Думы. Этим городское самоуправление практически ставилось под контроль правительства.

4). Вносились изменения в судебную систему. Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалось публичность и гласность заседаний (1887 г.).

5). Охранительные меры правительства коснулись печати и образования. В 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; особая инспекция стала осуществлять контроль за студентами. Представителям «низших сословий» затруднялась возможность получения образования.



В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на «русскую самобытность». Ожесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.

Контрреформы вызвали недовольство в широких слоях российского общества. Однако следует иметь в виду, что и сами реформы 60-70-х гг. в силу их компромиссного характера были восприняты неоднозначно. Они вызвали как критику со стороны консерваторов, не желавших каких-либо преобразований, так и полное неприятие со стороны радикалов, ставших на путь террора и организовавших настоящую охоту на царя.

Нерешенность аграрного вопроса вызвала в пореформенной России широкое движение разночинной интеллигенции, который получил название народничества. Основателями его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Народничество как идеология и общественное движение за социальную справедливость нашло свое распространение и в Беларуси среди передовой белорусской молодежи. Ее представители в 70-80-е гг. действовали в основном в общероссийских народнических организациях «Земля и воля», «Черный предел» и «Народная воля». В ряде высших учебных заведений России были созданы землячества и нелегальная группы белорусских студентов. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Витебске, Гродно, Пинске, Слуцке и других городах Беларуси. Как правило, они отождествляли свои интересы с интересами угнетенного белорусского народа.

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли» на две организации – «Черный предел» и «Народная воля». Отказавшись от политической борьбы, чернопередельцы считали главной целью осуществление перераздела земли помещиков между крестьянами.«Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и выступала за индивидуальный террор. Раскол отразился и на белорусских организациях «Земли и воли»: большая часть белорусских народников пошла за чернопередельцами.

В 1884 г. была сделана попытка объединить в общую организацию все народнические кружки Беларуси. С такой инициативой выступила группа «Гомон», в которую входили белорусские студенты, учащиеся петербургских учебных заведений. Ими были напечатаны два номера периодического издания под названием «Гомон». Члены группы (А. Марченко, Н. Ратнер) признавали программу «Народной воли», однако считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия.

Очень выразительно гомоновцы поставили национальный вопрос. Исходя из принципа равноправия всех народов, члены «Гомона» провозглашали право белорусского народа на национальную самостоятельность. Гомоновцы впервые в истории Беларуси заявили о существовании белорусской нации. Создавая свободную от социального и национального гнета России, они представляли как федерацию самоуправляемых областей во главе с Учредительным собранием. «Белорусская социально-революционная группа», как назвали себя гомоновцы, имела связи со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилева и Минска. Однако создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы так и не смогли.

После разгрома «Народной воли» революционное народничество вступило в полосу глубокого идейно-организационного кризиса. Одни народники перешли на либеральные, реформистские позиции, другие стали усваивать идеологию марксизма.

С середины 90-х гг. ведущее место в освободительном движении заняли социал-демократы, ориентировавшиеся на подготовку пролетарской социалистической революции. Они начали проводить массовую экономическую агитацию среди рабочих и сумели возглавить рабочее движение. В Вильно, Минске, Гомеле, Бресте, Гродно и других городах образовались достаточно крупные общегородские рабочие организации социал-демократического направления. Стали возникать и региональные организации: Рабочий союз Литвы( 1896), Бунд – Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (1897). В марте 1898 г. на съезде в Минске представители ряда социал-демократических организаций России, в том числе и Бунда, приняли решение об объединении и образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).



В конце XIX–начале ХХ в. Бунд стал самой влиятельной революционной организацией в Беларуси. В 1900–1903 гг. его ячейки действовали почти во всех уездных городах и многих местечках края. Именно под их руководством в это время в рабочем движении Беларуси произошел переход от экономической к политической борьбе. Учитывая идейный и организационный кризис в РСДРП, связанный с отсутствием программы, устава и руководящих органов (почти все члены ЦК были арестованы), Бунд был вынужден действовать как самостоятельная партия еврейских рабочих. Летом 1903 г. на II съезде РСДРП, подготовленном редакцией газеты «Искра», делегация Бунда выступила с требованием преобразовать РСДРП в федерацию национальных рабочих организаций. Большинством делегатов оно было отклонено, и бундовцы заявили о своем выходе из партии.

Борьба на съезде завершилась расколом РСДРП на большевиков и меньшевиков. Выход Бунда из партии заставил ЦК РСДРП принять меры по созданию в Беларуси своих партийных организаций. В конце 1903-го – в течение 1904 гг. несмотря на сильное сопротивление Бунда, они появились в Минске, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бобруйске и некоторых других городах, объединяя в своих рядах и большевиков и меньшевиков. Руководство местными группами ЦК РСДРП осуществлял через областные комитеты – Полесский и Северо-Западный.

В 1902 г. была создана общероссийская левонародническая Партия социалистов-революционеров (эсеров), ориентировавшаяся в своей деятельности главным образом на крестьянство. В течение 1902–1904 гг. эсеровские организации оформились в Минске, Вильно, Гомеле, Витебске и т.д. В 1904 г. произошло их объединение в Северо-Западную областную организацию ПСР.

К левонародническому направлению принадлежала Польская социалистическая партия в Литве (1902). Ее комитеты действовали в Вильно, Бресте и Гродно.

К этому же типу партий относилась и Белорусская социалистическая громада. Она была создана в конце 1903 г. в Вильно на съезде представителей Петербургской, Виленской и Минской групп. Как и другие социалистические партии, она видела свою конечную цель в уничтожении капитализма и переходе к социализму. Вместе с тем это была единственная из всех действовавших в Беларуси партий, которая ставила на повестку дня национальный вопрос и требовала создания на Белорусской территории после свержения самодержавия независимой демократической республики на основе равноправия всего населения и полновластия народа.

В последней трети XIX в. происходит процесс формирования белорусской нации. Он определялся особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российского правительства, традиционными чертами национально-культурного развития и т.д. Существование нации характеризовалось наличием следующих признаков: общностью территории и экономической жизни, общностью черт национального характера, культуры и литературного языка.

Основная территория белорусов входила в границы пяти губерний: Виленской, Гродненской, Витебской, Могилевской, Минской. Согласно переписи 1897 г. количество населения, проживавшего в границах современной Беларуси, составляло 6 млн 387 тыс. человек. Удельный вес представителей коренной национальности превышал 73 %.

Формирование белорусской нации сдерживалось русификаторской политикой царизма: расширением российского землевладения, переводом школы целиком на русский язык обучения, отсутствием высших учебных заведений, белорусскоязычной печати и т.д. В тоже время ускорение темпов экономического развития после реформы 1861 г., развитие торговли и путей сообщений, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона и формирования белорусской нации.

Начинается процесс становления белорусской интеллигенции, что было тесно связано с возникновением и развитием национального движения. Все отчетливее проявляется национальное самосознание. На его пробуждение большое влияние оказала деятельность многочисленных собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов. Во второй половине XIX – начале ХХ в. появились фундаментальные труды И.Носовича, Е.Романова, трехтомное исследование Е.Карского «Беларусы» и т.д. В течение последних десятилетий XIX в. за всей этнической территорией белорусов окончательно закрепился термин «Беларусь».

В XIX – начале ХХ в. продолжалось становление нового белорусского литературного языка. Формирование его в это время происходило преимущественно в жанрах художественной литературы и публицистики. При печатании белорусских изданий использовалась преимущественно латиница, однако к ХХ в. ее постепенно вытеснила кириллица. После введения закона о свободе печати в 1905 г. и появления белорусских легальных изданий (газеты «Наша доля», «Наша нива» и др.) формирование белорусского языка пошло быстрее.

Процесс возмужания нации проявился в национальном движении. Белорусское движение прокладывало себе путь между спорами российских и польских шовинистов за господство на территории края. Как уже было сказано, в 80-е гг. XIX в. в Петербурге работал народнический кружок «Гомон». В начале 90-х гг. в Москве и Петербурге действовали организации белорусского студенчества под руководством А.Гуриновича и М.Абрамовича. в 1902–1903 гг. в Петербурге возникли национальные организации В.Иваноского, братьев А. И К.Луцкевичей, которые положили начало формированию первой белорусской политической партии – Белорусской социалистической громады. Глубокие качественные изменения в национальном движении произошли во время революции 1905–1907 гг. Расширились профессиональные, общественно-культурные объединения и кружки, появились издательские общества и национальные театральные коллективы. Все это способствовало появлению новых форм и направлений национального движения. С процессами формирования белорусской нации неразрывно связано также и развитие культуры Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в.

В целом, несмотра на наблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этно-социальную ситуацию, формирование белорусской наии к началу ХХ в. в общих чертах завершилось.

Таким образом, сопротивление широких слоев общества политике царского правительства породило в последней трети XIX в. различные движения, оформившиеся с течением времени в группы, кружки, партии и т.д. На смену народничеству, выражавшему интересы крестьянства, приходит социал-демократическое движение, которое поставило на повестки дня вопросы пролетарской революции. В Беларуси борьба с царизмом тесно переплеталась с идеей национального возрождения и ростом самосознания белорусского этноса. Сложился ряд факторов, способствовавших завершению формирования белорусской нации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Буржуазные реформы 60 - 80-х гг. и их влияние на экономическое развитие Беларуси | Экономическое развитие в кон. 18 – 1-й пол. 19 стст

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.