Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика защиты окружающей среды




Правовые и организационные основы охраны окружающей природной среды

Управление и правовое регулирование экологической безопасности

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного пра­ва и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа пра­вового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об­ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото­рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­конодательство, касающееся ответственности за загрязне­ние окружающей среды и нанесение другого экологическо­го ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н.Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

 

 

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который объеди­нял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. По­нятно, что такая система управления и контроля порожда­ла преступное отношение к природе прежде всего со сто­роны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но та­кой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, гово­ря словами член-корреспондента АН РФ А.В. Яблокова, «...любые, самые заме­чательные законодательные акты не могут быть реализо­ваны без поддержки народа. А народ еще недавно ориенти­ровали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто оста­ется доминирующим.

Недостаточно устранить примат производства над эко­логией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение эколо­гической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественнонаучных законов и экологических право­вых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью та­кой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, эко­логическое обучение и воспитание всей общественности страны.

 

9.1.2. Природоохранное законодательство.

Охрана окружающей среды и рациональное использо­вание природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регу­лированием взаимоотношений человека и природы, подчи­нением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет со­бой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоот­ношений, направленных на выполнение мероприятий по со­хранению естественной среды, рациональному использова­нию природных ресурсов, оздоровлению окружающей че­ловека жизненной среды в интересах настоящего и буду­щих поколений.

Это система государственных мероприя­тий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, не­обходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использова­нию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финан­сирование и материально-техническое обеспечение приро­доохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектомправовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норма­тивно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место за­нимают международно-правовые акты, регулирующие внут­ренние экологические отношения на основе приоритета меж­дународного права.

В результате последней кодификации сложилась сис­тема экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Дек­ларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о го­сударственном суверенитете Российской Советской Феде­ративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Консти­туция Российской Федерации, принятая в результате все­народного голосования 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу. Другая (ст. 9, ч. 2) -провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совме­стной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обяза­нными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "Об охране и использовании животного мира" и некоторые другие законодательные акты.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:

I -законы, правительственные норма­тивные акты РФ;

II - нормативные акты федеральных министерств и ве­домств;

III - законы и норма­тивные акты субъектов РФ;

IV - нормативные решения органов местного самоуп­равления.

В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определяет право­вые основы государственной политики в области охраны ок­ружающей среды. Этот закон призван обеспечить сбалансированное ре­шение социально-экономических задач, сохранение благо­приятной окружающей среды, биологического разнообра­зия и природных ресурсов в целях удовлетворения потреб­ностей нынешних и будущих поколений, укрепления пра­вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важней­шую составляющую окружающей среды.

В 16 главах Закона закрепляются следующие право­вые положения:

- основы управления в области охраны окружающей среды;

- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

- экономическое регулирование в области охраны ок­ружающей среды;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- государственный мониторинг окружающей среды;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- научные исследования в области охраны окружаю­щей среды;

- основы формирования экологической культуры;

- международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия челове­ка — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охра­ну здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» (1999 г.).

Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внеш­ней среды — производственной, бытовой, природной. Эко­логические требования, выраженные в статьях Закона, од­новременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 этого закона о захоронении, пе­реработке, обезвреживании и утилизации производственныx и бытовых отходов и т. д.

9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.

На федеральном уровне управление охраной окружающей среды (ООС) осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, Советом министров РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными ор­ганами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпи­демиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласова­ние разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды).

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также междуна­родное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окру­жающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг — наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязне­ния природных ресурсов вредными веществами,патогенными микроорганиз­мами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.

В его задачи входит также контроль над параметрическими воздействиями (шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения), за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг — определение изменений в экологиче­ских системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продук­тивности. На него также возложено выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной сис­темы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Он осуществляется на базе международ­ных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресур­сов РФ и Росгидрометом России.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэко­логии и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здра­воохранения РФ. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые вклю­чают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населен­ных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы».

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязне­нием атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный -для регуляр­ного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение опре­деляется с учетом численности населения, площади населенного пун­кта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жителей — один пост, 50÷100тыс.—два поста; 100÷200тыс.—два-три поста; 200÷500 тыс.— три-пять постов; 0,5÷1 млн.—пять-десять; 1÷2 млн.— десять - пятнадцать; более 2 млн.— пятнадцать-двадцать постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5 - 10 км2, в равнинной местности - один стационарный пост на 10 - 20 км2.

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загряз­нения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюде­ний: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной про­грамме выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности вы­полнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов - во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21 час - понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стаци­онарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологи­ческой и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфи­ческими загрязняющими веществами проводят в этом случае по про­грамме, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Министерства здравоохранения РФ.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязня­ющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязня­ющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5÷2,5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы охраны повер­хностных вод от загрязнения устанавливают правила кон­троля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах — в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на территориальные органы Государственного комитета РФ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопос­тавлению ее с величиной предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТом. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами пред­приятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов и других агрегатов самых различных производств.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса веще­ства менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабо­чем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам нормы и методы измерения выбросов оксида углерода и углеводородов определены ГОСТами. Контроль выбросов транс­портных средств производится их владельцами, а также Государствен­ной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения является наиболее сложным. По данным науч­ных исследований, 70—80% загрязнений атмосферы про­исходит от автотранспортных средств. Регулирование выб­росов вредных веществ автомобилями ведется по трем на­правлениям:

- совершенствование и разработка нормативов выбро­сов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

- повышение экономичности двигателя;

- внедрение малотоксичного, экологически чистого топ­лива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью чело­века и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмос­фере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть след­ствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлече­нии их руководителей к правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нор­мативы ПДВ в настоящее время укладывается 15—20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий (около 50%) руководствуется нормативами временно согласованных выбросов (ВСВ), а остальные, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно пред­приятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действу­ет на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единствен­ной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязне­ние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.