Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как социальное явление, ее структура и формы




Выводы.

Музыка.

Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство.

Архитектура.

Письменность и образование.

Особенности древнерусской культуры.

Культура как социальное явление, ее структура и формы.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX—ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIII В.)

ВЫВОДЫ

1. Раздробленность представляла собой закономерный этап поли­тического развития в Средние века, через который прошла вся европей­ская цивилизация.

2.Государственно-политическая раздробленность ослабила воен­ный потенциал Руси, но в то же время она способствовала совершен­ствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах.

3.Раздробленность усилила княжеские междоусобицы, что при­вело к ослаблению русских земель и стало одним из факторов нацио­нальной катастрофы, вызванной монгольским нашествием.

 

 

ПЛАН

1. Понятие «культура».

2. Мировая культура.

3. Понятие «субкультура».

4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Мас­совая культура.

1. Общие особенности средневековой культуры: Воздействие христианст­ва и христианской этики. — Отсутствие науки.

2. Влияние культур соседних народов.

3. Синтетический характер древнерусской культуры.

1. Проблема дохристианской письменности.

2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.

3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граффити.

4. Первые школы.

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письмен­ной литературы.

1. Устное народное творчество.

2 Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития свя­тых (агиография). — Слова (поучения, речи). — «Хождения» («хоже-ния»). — «Слово о полку Игореве».

1. Деревянное зодчество.

2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские построй­ки.

3. Особенности русской архитектуры.

4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владими-ро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчест­во. — Смоленское зодчество.

1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.

2. Книжная миниатюра.

3. Неразвитость скульптуры.

1. Народная музыка. Влияние языческой культуры.

2. Богослужебное пение.

 

Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется челове­ческим обществом и в то же время формирует и развивает это обще­ство. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художествен­ного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.

I 1. Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. В настоящее время имеется около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух ви­дах — материальном и духовном, хотя разделение это условно.

Материальную культуру составляет совокупность материаль­ных элементов, созданных трудом и гением человека.

• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура, при этом, часто имеет материальное воплощение.

• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо общества образует национальную культуру.

3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множест­ва групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры — субкультуры (субкуль­тура молодежи, профессиональная, городская, сельская и др. субкуль­туры).

4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру уг­нетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделе­ние проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политиче­ских классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы — элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая, культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессио­нальными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления таких слоев и предназначена прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенно­го образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитар­ной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих ис­точников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.д.).

На высокую культуру значительное влияние оказывает государст­во, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

• Народную культуру не следует путать с массовой. Как и народ­ная, массовая культура общедоступна, но в отличие от нее всегда явля­ется авторской. Часто она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В ряде случаев создатели таких произве­дений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Но подчас культура, рассчитанная на массового потребителя, обладает до­статочно высоким художественным уровнем.

Окончательно массовая культура оформилась в середине XX в. в связи с развитием средств массовой информации.

Хотя история человечества представляет собой фактически историю культуры, в рамках курса средней школы (и соответственно — экзаменационных вопросов) изложение материала о культуре принято ограничивать рассказом об истории науки, образования, просвещения, общественной мысли, а также художественной культуры, включая фольклор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.