Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика внутриполитического курса




Политика Павла I.

Политика в социально-экономической сфере.

Меры по совершенствованию системы государственного управления.

Общая характеристика внутриполитического курса.

1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение.

2. Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России: Факторы проведения модернизации страны. — Ограничения политики модернизации. — Личность «великой императрицы».

3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России.

4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

1. Теоретическое обоснование самодержавия.

2. Реформа центральных учреждений. 3 Отношения с церковью.

4. Управление окраинами.

5. Уложенная комиссия и попытка проведения просвещенных реформ.

6. Реформа местного управления: Причины и основные задачи. — Основ­ное содержание реформы. — Итоги.

1.Усиление крепостничества.

2. Причины укрепления крепостничества.

3. Меры либерального характера: Расширение привилегий дворянст­ва. — Жалованная грамота городам. — Меры «экономического либе­рализма».

4. Итоги политики «просвещенного абсолютизма».

1. Особенности внутренней политики Павла I.

2. Основное содержание политического курса Павла I: Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству. — Переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации. — Борьба с влияни­ем французской революции. — Начало ограничения крепостничест­ва. — Новый закон о престолонаследии.

3. Итоги правления Павла I. Дворцовый переворот 1801 г.

1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государствен­ной политики многих стран Европы, возникшая на определенной ста­дии их развития в результате изменений, происходивших как в социальной сфере (например, укрепляются позиции новых обществен­ных сил — буржуазии, интеллигенции, ведущих борьбу за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами), так и в ду­ховной жизни общества.

«Просвещенный абсолютизм» складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывавших «естественные пра­ва» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Филосо­фы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либераль­ными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал «об­щего блага», т. е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказыва­ли непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.

2. Основные факторы политики «просвещенного абсолютиз­ма» в России.

«Факторы проведения политики модернизации. В России по­литика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни:

—Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

—Осознанием руководством страны необходимости привести си­стему управления и уровень культурного развития в соответствие с «духом времени», социально-экономическими процессами и тем са­мым укрепить абсолютистское государство.

— Остротой социальных противоречий, необходимостью приня­тия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

—Притязаниями России на ведущую роль в системе международ­ных отношений.

- Представлениями Екатерины II о том, что слово и убеждение яв­ляются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

• На пути модернизации страны при этом стояли некоторые пре­пятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практи­ческое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное — сам характер самодержавия, полновластие Монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приво­дили к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила край­не противоречивый характер: «просвещение» и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и исполь­зованием насильственных методов.

В отечественной историографии существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию императрицы нее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть про дворянский, крепо­стнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавде. ния восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.

• Решающую роль играла личность «великой императрицы» оказывавшая огромное влияние на проведение политики «просвещен­ного абсолютизма» в его конкретных проявлениях. Многие мероприя­тия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремле­ние своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, ук­репить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т. е. после брака с Петром Федоровичем — на­следником русского престола, она все свои силы употребила на то, что­бы лучше узнать свою новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искрен­не восприняла некоторые их идеи.

Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем пре­образованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой — укрепляли ее личную власть. Екате­рина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержа­нию политику: как внутреннюю, так и внешнюю. Как заметил один исследователь, если «Петр из русских делал немцев, то она — немка, из русских делала русских».

Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостниче­скими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осоз­нание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на «крещеную собственность» и осуществит пере­ворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что «ка­занская помещица» победила в ней «философа в юбке». Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение час­тных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильными.

3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к сле­дующему:

• Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенст­вования системы управления, устранения наиболее архаичных ее эле­ментов.

в Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его пре­вращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

_ в Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность.

* Создание условий для экономического развития страны, приня­тие законов, способствующих предпринимательству (политика «эко­номического либерализма»).

о Распространение знаний, развитие европейских форм культуры я образования в стране, как обязательное условие модернизации и про­свещения.

• Повышение авторитета России за границей, укрепление ее меж­дународного положения.

4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» выража­лась в ее направленности на «обновление» абсолютистского государст­ва и феодального строя. Однако для этого использовались идеи Просвещения, отражавшие потребности развития нового, фактически буржуазного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.