КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика внутриполитического курса
Политика Павла I. Политика в социально-экономической сфере. Меры по совершенствованию системы государственного управления. Общая характеристика внутриполитического курса. 1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение. 2. Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России: Факторы проведения модернизации страны. — Ограничения политики модернизации. — Личность «великой императрицы». 3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России. 4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма». 1. Теоретическое обоснование самодержавия. 2. Реформа центральных учреждений. 3 Отношения с церковью. 4. Управление окраинами. 5. Уложенная комиссия и попытка проведения просвещенных реформ. 6. Реформа местного управления: Причины и основные задачи. — Основное содержание реформы. — Итоги. 1.Усиление крепостничества. 2. Причины укрепления крепостничества. 3. Меры либерального характера: Расширение привилегий дворянства. — Жалованная грамота городам. — Меры «экономического либерализма». 4. Итоги политики «просвещенного абсолютизма». 1. Особенности внутренней политики Павла I. 2. Основное содержание политического курса Павла I: Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству. — Переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации. — Борьба с влиянием французской революции. — Начало ограничения крепостничества. — Новый закон о престолонаследии. 3. Итоги правления Павла I. Дворцовый переворот 1801 г. 1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в социальной сфере (например, укрепляются позиции новых общественных сил — буржуазии, интеллигенции, ведущих борьбу за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами), так и в духовной жизни общества.
«Просвещенный абсолютизм» складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывавших «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал «общего блага», т. е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования. 2. Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России. «Факторы проведения политики модернизации. В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни: —Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли. —Осознанием руководством страны необходимости привести систему управления и уровень культурного развития в соответствие с «духом времени», социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство. — Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.
—Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений. - Представлениями Екатерины II о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие. • На пути модернизации страны при этом стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное — сам характер самодержавия, полновластие Монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила крайне противоречивый характер: «просвещение» и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. В отечественной историографии существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию императрицы нее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть про дворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавде. ния восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной. • Решающую роль играла личность «великой императрицы» оказывавшая огромное влияние на проведение политики «просвещенного абсолютизма» в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России. Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т. е. после брака с Петром Федоровичем — наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать свою новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой — укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию политику: как внутреннюю, так и внешнюю. Как заметил один исследователь, если «Петр из русских делал немцев, то она — немка, из русских делала русских».
Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на «крещеную собственность» и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что «казанская помещица» победила в ней «философа в юбке». Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильными. 3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему: • Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов. в Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества. _ в Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность. * Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика «экономического либерализма»). о Распространение знаний, развитие европейских форм культуры я образования в стране, как обязательное условие модернизации и просвещения. • Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения. 4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» выражалась в ее направленности на «обновление» абсолютистского государства и феодального строя. Однако для этого использовались идеи Просвещения, отражавшие потребности развития нового, фактически буржуазного общества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |