Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергетический подход к обществу

Одним из центральных в теории является понятие сложности систем. Такие системы имеют место в самых разных разделах науки, в экономике, международной жизни и т.п., а, значит, и в культуре в целом. Особо важными являются два его аспекта: большая раз­мерность пространства и многоуровневая структура. Изменения систем часто связаны с достижением ими некоторого порогового значения сложности.

Именно в силу своей сложности системы обладают таким свой­ством, как неустойчивость, нестабильность. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если от­клонения от него растут со временем.

Сложные системы обладают и таким феноменом, как нелиней­ность, что в математике означает "определенный вид математиче­ских уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Множеству Решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями"1. Нелиней­ность характеризуется, таким образом, многообразием процессов, типов траекторий.

В теории динамических систем различаются бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития) и катастрофы (резкие изме­нения поведения системы в ответ на изменение внешних условий). В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная тенденция, тенденция к хаосу, проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры.

В сложных, нелинейных системах возникают процессы самоор­ганизации, которые характеризуются следующими особенностями:

— развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;

— новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний;

— настоящее не только определяется прошлым, но и формиру­ется из будущего;

— в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно;

— хаос разрушителен, но он же и созидателен при переходе в новые состояния;

— развитие необратимо, действует "стрела времени" (термин Н.Моисеева).

Исследования последних лет показали, что возможно одновре­менное протекание процессов упорядочения и хаотизации.

Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов. В последние годы междисциплинарный потенциал синергетики начал реализовываться и в социально-гуманитарных областях зна­ния. Психика, интеллект, культура изучаются как сверхсложные динамические системы и как антиэнтропийные факторы. В сине-ргетических моделях культура и общество предстают как неравно­весные системы особого типа. Культура как антиэнтропийный механизм, развиваясь, увеличивает энтропию в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам. По гипотезе д.Назаретяна растущий технологический потенциал делает соци­альную систему более независимой от внешних колебаний, но вместе с тем более чувствительной к внутренним колебаниям, то есть к состояниям массового и индивидуального сознания. Анали­зируя способность социума реагировать на внешние и внутренние. колебания, можно вывести интегральную формулу социальной ус­тойчивости.

Нелинейность, бифуркационные механизмы развития и эволю­ционные катастрофы вытекают из глобальной противоречивости социоприродньгх и внугрисоциальных отношений. Вместе с тем синергетический взгляд на эволюцию семиосферы, биосферы, мик­ро- и макромира физической Вселенной обнаруживает в ней общие эволюционные тенденции. Синергетическое видение позволяет не только объяснить многие феномены культуры как системы, но и предсказать ряд ее сущностных свойств и направлений развития. Присущая человеку свобода выбора может существенно, в особен­ности, в точках бифуркации, менять траекторию движения социокультурной системы.

При этом проблема не в том, чтобы применять силу, энергию, а в том, чтобы, моделируя и предсказывая развитие культуры как сложной системы, максимально точно выбрать из спектра возмож­ных путей развития аттракторные направления, то есть те, которые попадают в резонанс с эволюционной стратегией.

Синергетическая парадигма, возникшая в среде естествоис­пытателей, исследующих законы природы, удивительно эффек­тивна и в сфере исследования культуры, поскольку и здесь доминируют:

— многовариантность (какой бы срез культуры мы ни взяли, он всегда обнаружит культурный инвариант: элитарная культура сосу­ществует с массовой, традиция взаимодействует с инновацией, уникальные феномены — с универсальными ценностями и т.п.),

— нелинейность (мы говорили уже о цикличности, скачках, взрывах в рамках одной и той же культуры и о разных темпах

культурной эволюции),

— необратимостью ("стрела времени", "эффект бабочки", когда незамеченные факторы могут вызывать резкие и необратимые изменения и т. п.). В этом контексте становится ясно, что призывы, например, к духовному возрождению не имеют под собой научной основы, выражая в лучшем случае эмоциональное отношение к переменам, а в худшем являясь политической спе­куляцией.

Отсюда возникает задача поиска принципов коэволюции струк­тур, находящихся на разных уровнях, или разнопорядковых (Чело­век — Природа — Вселенная).

Или, например, активно разрабатываемый в последние годы принцип необходимого разнообразия в культуре. Мы уже отмечали, что структура культуры может быть образно представлена как состоящая из ядра и периферии (Ю. Лотман). Ядро — сравнительно жестко структурированная иерархия норм, ценностей, смыслов. И когда говорят о социализации и инкультурации, имеют в виду прежде всего освоение личностью именно ценностей ядра. Эта схема в культуре постмодернизма интерпретирована несколько иначе, а именно как "центр—периферия", с динамикой отношений которых связываются энтропийные процессы, влекущие за собой "размыва­ние" ценностно-смыслового ядра культуры, нарушающего ее сба­лансированность и эффективность системы социального регу­лирования. Неизбежность деградации культурных систем, связан­ная с ограниченностью их творческого потенциала, отмечалась многими учеными (П. Сорокин, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.). Однако дело, скорее, не в творческом потенциале, а в жизне­стойкости и адаптивности — способности приспосабливаться к из­менениям среды, обусловленной отдаленным скрещиванием. Тогда происходит не размывание ядра, а такая его трансформация в системе межкультурного взаимодействия, которая способствует как раз не деградации, а обогащению культуры. Этим свойством обла­дают только те культурные системы, которые отличаются внутрен­ним разнообразием. Отсюда понятно, как опасны для культуры и социальной жизни в целом так называемые "ревнители чистоты", о какой бы "чистоте" ни шла речь — классовой, расовой, нацио­нальной или конфессиональной.

То есть прогресс культуры, ее динамичность и "здоровье" прямо связаны с увеличением внутреннего разнообразия культурной сис­темы.

Таким образом, синергетическая модель эволюции обнаружи­вает широкие перспективы применения в понимании, а следова­тельно, и решении разного рода социокультурных проблем. Вдобавок, это очень увлекательное занятие — поиск траектории в открытом, гибком, многозначном пространстве поставленной про­блемы. Если речь идет о здоровье, то это такой способ организации ясизни, при котором системы организма сами подстраиваются друг, к ДРУГУ в изменяющейся ситуации внешнего или внутреннего воздействия, сохраняя общий позитивный тонус.

Если речь идет об образовании, то трансляция знаний в синергетической парадигме — это взаимодействие педагога и ученика в открытом дискурсе, когда действует принцип не "думай как я", а, "давай подумаем вместе".

Если речь идет о развитии творческого мышления, то оно "представляет собой самовырастание целого из частей в результате самоусложнения этих частей. Поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций выстраивает себя... С позиций синергетики научные революции можно истолковать как "точки бифуркации" развития науки...", так как они "связаны с выбором между альтер­нативами и с поворотом, коренным изменением в научной картине мира"1.

Таким образом, в динамике социокультурных систем можно выделить несколько типов изменчивости. Назовем их, опираясь на обобщение, данное в культурологической энциклопедии:

• культурогенез — процессы порождения новых форм культуры, протекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культуры;

• наследование традиций в процессе "вертикального" взаимо­действия, то есть трансляция их от поколения к поколению;

• культурная диффузия — процессы пространственно-времен­ного распространения образцов культуры, ведущие к обмену эле­ментами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию;

• трансформация культурных форм: модернизация, развитие, деградация, кризис и т.п.;

• реинтерпретация, то есть изменение смыслов и символических характеристик культурных явлений и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системный подход к изучению общества | Многоаспектность теоретического исследования общества и социальной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.