Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.10. Научное познание. Методы и формы научного познания

Способы познания объективного мира определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями. В истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные способы постижения мира: обыденно-эмпирическое, художественное, философское, религиозное, научное и др. Научное познание занимает в этой системе особое место, поскольку оно выполняет функцию важного системообразующего принципа, оказывающего большое влияние на все другие виды познания. Научные данные постоянно обогащают обыденное познание, на них строятся философские размышления, с ними вынуждена считаться религия, они находят свое отражение в художественном творчестве.

Особенностями научной формы познания являются:

1. Объективность – результаты научных исследований не позволяют судить о личности ученого. Данное положение в большей степени относится к сфере ведения естественных наук. В других же видах познавательной деятельности личностные черты их субъектов находят свое отражение (например, в художественном познании).

2. Доказательность – целью науки является достижение истины, т. е. доказанного знания.

3. Системность – в науке полученные знания обобщаются в сложные системы – теории, научную картину мира и т. п.

4. Рациональность – основой научного поиска всегда является логическое мышление. Наука осваивает мир в понятиях.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний.

Научное познание предполагает использование множества различных приемов, методов, ведущих к достижению цели. Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

1. Общелогические методы познания. К таким методам познания относятся: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Это приемы, присущие человеческому познанию в целом.

Анализ – это расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, сторон, отношений в единое целое.

Абстрагирование – это особый прием, мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделить те существенные признаки, которые интересуют исследователя.

Обобщение – это такой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.

Индукция – это логический прием построения общего вывода на основе частных посылок.

Дедукция – это прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного порядка.

Аналогия – такой прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным признакам.

Моделирование – прием познания объекта (оригинала) через создание и исследование его копии (модели), замещающей оригинал по тем позициям, которые представляют исследовательский интерес.

2. Методы чувственного (эмпирического) уровня познания. Основная задача этого уровня познания – собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку. К эмпирическому уровню познания относят: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта познания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях. Оно включает в себя в качестве элементов наблюдения наблюдателя (субъект), объект наблюдения и средства наблюдения (специальные приборы). Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).

Описание – форма фиксации информации в результате наблюдения, его завершающий этап. С помощью описания информация переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки. Описание подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта в науке.

Измерение – прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это особый метод познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе управляемых, преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Экспериментальный метод познания возник в естествознании Нового времени. Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Современная наука использует разнообразные виды эксперимента. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложный измерительный эксперимент – выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный эксперимент. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

3. Методы рационального (теоретического) уровня познания. Основными методами на этом уровне познания являются: аксиоматический метод, идеализация, формализация, гипотетико-индуктивный метод.

Аксиоматический метод – это способ получения нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем посредством доказательства. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств. Затем из них по определенным правилам выстраивается система выводов – заключений. Совокупность аксиом и выведенных на их основе заключений образует аксиоматическую теорию.

Идеализация (франц. idealization – идеал) – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется введением в конструируемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его реальном прообразе, и исключением свойств, присущих этому прообразу. В результате таких операций были выработаны такие понятия, как «точка», «окружность», «прямая линия» и т. д.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить такие теоретические закономерности, которые не могли быть открыты эмпирическим путем. Формализация неразрывно связана с построением искусственных, или формализованных, научных языков. Такие языки создаются для точного выражения мыслей с целью исключить возможность неоднозначного понимания.

Гипотетико-дедуктивный метод – это особый прием производства нового знания. Он основан на выведении заключений из гипотез, истинное значение которых сохраняет свою неопределенность. В научном познании гипотетико-дедуктивный метод получил развитие в XVII–XVIII вв., когда значительные успехи были достигнуты в области изучения механического движения земных и небесных тел.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в реальной действительности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

Специфика вненаучного познания. Проблема существования альтернативных науке моделей познания существовала всегда. Человечество, развиваясь, показывает, что наука может многое, но далеко не все. Существует множество разнообразных способов духовно-практического освоения действительности. Это и обыденное познание, искусство, религия, мифология, магия и др. В этих и других формах освоения действительности мир отражается далеко не так, как с позиций науки. В современной философской литературе рассматриваются различные формы вненаучного знания, исследуются их особенности и взаимоотношения с научным познанием, предлагаются различные классификации.

Оккультное (от лат. occultus – тайный) постижение мира представляет собой совокупность учений о скрытых, сверхъестественных силах космоса, земли, людей. К этому виду вненаучного постижения мира относят астрологию, алхимию, спиритизм и т. д.

Паранаучное (от греч. para – около, за пределами) знание – информация о необъяснимых с точки зрения науки физических явлениях и особых способностях некоторых индивидов воздействовать на других людей, объекты природы. К нему относят биолокацию, контактерство, левитацию, телекинез, телепатию, экстрасенсорное воздействие.

Девиантная (от лат. deviacia – отклонение) наука – познавательная деятельность, которая выходит за рамки принятых в науке концепций и отклоняется от методологических и мировоззренческих эталонов и норм, критериев научности, разделяемых большинством членов научного сообщества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.9. Познание | Тема 3.11. Глобальные проблемы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.