Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧС радиационного характера

Техногенные ЧС

Характер развития ЧС

Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных

веществ), действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сель­скохозяйственных животных и угодий,

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает их общую черту — стадийность. Выделяют пять стадий (периодов) развития ЧС:

-накопления отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

- период развития катастрофы;

- экстремальный период, при котором выделяется ос­новная доля энергии;

- период затухания;

- период ликвидации последствий.

 

Контрольные вопросы

1.Поясните характер развития ЧС.

2.Поясните, по каким параметрам осуществляется классификация ЧС.

3.Что такое Зона чрезвычайной ситуации?

4.Как проводятся меры по предупреждению ЧС?

5.Поясните мероприятия по ликвидации последствий ЧС.

 

 

Тема 3.2 Техногенные чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (3,5ч.)

Изучив тему, студент должен знать:

 

§ понятие естественной и искусственной радиации.

§ параметры и нормирование ионизирующих излучений.

§ радиационно опасные объекты мирного и военного назначения.

§ способы защиты населения и территорий.

§ взрывоопасные объекты мирного и военного назначения.

§ параметры и классификацию опасных веществ мирного и военного назначения.

В результате радиационной ЧС образуются зоны загрязнения.

Зоной ЧС радиационного характера называют территорию, в пределах которой в результате аварии на радиационно-опасном объекте (РОО) происходит радиоактивное загрязнение, вызывающее облучение лю­дей выше допустимых корм. Различают радиационную и ядерную аварию

Радиационной аварией (ЧС) называют опасное событие, вызванное частичным или полным вскрытием работающего реактора, в результате которого в воздух выносится парогазовая и твердая фазы, зараженные радионуклидами (РН).

Ядерной аварией (ЧС) называют опасное событие, не­контролируемое течение цепной реакции в ядерном реак­торе (возникновение локальных очагов критичности), при­водящее к повреждениям в активной зоне и выбросу РН.

Исходя из опыта радиационных ЧС, причины связаны с конструктивными недостатками (низкий запас ре­активности) и ошибками операторов. Главными источ­никами радиоактивного загрязнения являются АЭС, предприятия ядерного цикла, корабли с ЯЭУ и косми­ческие аппараты. В процессе цепной ядерной реакции

Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения. Естественная и искусственная радиация. Параметры и нормирование, последствия и защита от воздействия ионизирующих излучений. Радиационно-опасные объекты мирного и военного назначения. Ядерное оружие и средства его применения. Аварии на АЭС, их категорирование и поражающие факторы. Ядерные взрывы, их виды и поражающие факторы. Сравнение радиационной обстановки при аварии на АЭС и при ядерном взрыве. Зонирование территории и критерии для принятия решений о защитных мероприятиях при радиационной аварии и при ядерном взрыве.

Вредные и ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества, боевые отравляющие вещества. Параметры и классификация опасных веществ мирного и военного назначения. Нормирование, последствия и защита от воздействия опасных веществ. Химически опасные объекты, их категорирование и аварии на них. Химическое оружие и средства его применения. Зоны химического заражения, их параметры и факторы, на них влияющие. Защита населения и территорий при химических авариях.

Горение и пожар. Сущность, условия возникновения и разновидности процесса горения. Параметры горючести веществ и материалов. Классификация технологий и производств по степени пожароопасности, зданий и сооружений – по степени огнестойкости. Зажигательное оружие и средства его применения. Пожары: их основные причины, поражающие факторы и фазы протекания. Правила поведения и средства спасения людей при пожаре. Принципы и способы тушения пожаров; огнегасительные вещества и средства пожаротушения. Средства пожарной сигнализации и извещения. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбы.

Взрывы. Мощность взрыва, тротиловый эквивалент. Поражающие факторы взрывов и их параметры. Особенности взрывов топливовоздушных смесей. Взрывоопасные объекты мирного и военного назначения. Взрывчатые боеприпасы и средства их доставки. Степени поражения людей, степени разрушения зданий и сооружений, зоны разрушений в населенных пунктах при взрывах. Предупреждение взрывов и уменьшение ущерба от них.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка экологической ситуации в России | Защита населения в укрытиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.