Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение человека в аварийных ситуациях

Психологические причины совершения ошибок

Под ошибочным следует понимать действие, отклоняющееся от нормального, т.е. предусматриваемого, ожидаемого, и, таким образом, приводящее к тяжелым последствиям: травмам, гибели людей, мате­риальному ущербу. Неосознанные опасные дейст­вия есть не что иное, как ошибки. Травмоопасная деятельность характеризуется достижением цели неправильным, опасным способом. В одних случаях подобные опасные или неадекватные действия совер­шаются осознанно, умышленно и классифицируются как нарушения, и других, когда человек не осознает, что выполняет опасное действие, как ошибка.

Причины ошибок разделяют на непосредственные, главные и способствующие. Непосредственные причины зависят от места в психологической структуре действия оператора (восприятие; принятие решения, ответная реакция и т.д.) и вида этого действия, т.е. от психологических закономерностей, определяющих оптимальную деятельность: несоответствия психическим возможностям переработки информации (объем или скорость поступления информации, отноше­ние к порогу различения, малая длительность сигнала и т.д.); недостатка навыка (стандартные действия при нестандартной ситуации) и структуры внимания. Главные причины связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием оператора. Способствующие причины зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, заменяющих функциональное состояние организма, отбора, обучения и тренировки.

Классифицировать причины ошибок можно следующим образом:

— ошибки в ориентации (неполучение информации);

— ошибки принятия решения, т.е. принятие неправильного реше­ния;

— ошибки выполнения действий, т.е. неправильные действия.

Основные причины ошибок, приводящих к травмам, следующие:

— усталость (утомление);

— употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;

— изменение погоды;

— болезнь;

— недостатки образования и профессиональных навыков;

— недостаточная четкость и полнота инструкций по безопасности труда;

— отсутствие «климата» безопасности в коллективе, плохие производственные отношения;

— стресс;

— материальные и другие личные заботы;

— плохие условия труда;

— несоответствие индивидуальных психических качеств требова­ниям трудовой деятельности;

— снижение возможности выполнять работу в экстремальных условиях после пережитой опасности или травмы.

 

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной на­пряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работо­способности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.

Гипермобилизация. При встрече с определенной опасностью у чело­века наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в напряженном состоянии. При этом снижается точность движений, что может вызвать ошибки или неверные реакции.

Потеря ориентации — неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок.

Нарушение соотношения между основными и второстепенными дей­ствиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами.

Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определенный алгоритм. При этом нарушение последователь­ности операций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение отдельной операции не способствуют поиску выхода из аварийной ситуации.

Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении труд­ностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам искусственных оправданий, обвинению других участников в невыпол­нении своих обязанностей. При длительном или интенсивном процессе преодоления трудностей и выполнении тяжелой работы возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

В реальных условиях из-за дефицита времени четкое прослежива­ние названных закономерностей может быть затруднено

 

Лекция №3. Характеристика основных форм деятельности человека

План

1. Основные формы деятельности человека и их классификация

2. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности

3. Тяжесть и напряженность труда, условия труда

4. Работоспособность и ее динамика

5. Пути повышения работоспособности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Энергетические затраты человека при различных видах деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.