Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности регуляции деятельности человека

Психологические моменты безопасности

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины.

Психология безопасности подразумевает применение психологических знаний для обеспечения безопасной деятельности человека. Она рассматривает психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализирует различные формы психических состояний.

Психические процессы составляют основу деятельности организма и управляются центральной нервной системой (ЦНС), благодаря которой организм представляет собой единое целое.

Современные теоретические представления о центральной регуляции деятельности основываются на теории функциональных систем, сформулированной П.К.Анохиным в 1934 г. Согласно этой теории, любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия.

Важнейшими этапами функционирования такой системы являются:

- афферентный синтез (от латинского слова "приносящий к центру");

- принятие решения;

- построение программы действия;

- акцептор результата действия;

- результат действия;

- обратная афферентация.

Афферентный синтез заключается в обработке четырех основных видов афферентных возбуждений:

1. Мотивационное возбуждение определяет цель действия и способствует активному отбору сенсорной (чувственной) информации, необходимой для построения целенаправленного поведения.

2. Обстановочная афферентация создается воздействием на организм всей совокупности внешних раздражителей и обеспечивает приспособления поведенческой реакции к данным условиям.

3. Активация аппарата памяти позволяет организму использовать прошлый опыт для принятия оптимального решения.

4. Пусковая афферентация - условный раздражитель, нервно-речевой.

Эмоции являются существенным компонентом такой афференции.

После этого синтеза (на основе мотивационной оценки информации) принимается решение (ограничение степеней свободы) системы.

Далее следует формирование программы действия, состоящей из двух принципиально различных элементов: (эфферентной) программы действия, т.е. набора команд, поступающих на исполнительные эффекторы (скелетные мышцы, железы внутренней секреции, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы), и акцептора (приемника) результата действия, т.е. нейронной модели предполагаемого результата, к которому должна привести программа действий. Информация о результатах действия сличается с этой моделью. В случае совпадения ожидаемых и реальных параметров результата устраняется исходная мотивация, возникает положительная эмоция, в памяти закрепляется система, приведшая к достижению цели. В случае несовпадения возникает корректировочная реакция, а при длительном несовпадении - отрицательная эмоциональная реакция.

Таким образом, поведенческая деятельность человека формируется, прежде всего, за счет формирования динамических мозговых систем, определяющих совокупность психических процессов, разнообразие двигательного акта, усиленную работу систем жизнеобеспечения организма и обеспечивающих оптимальную их координацию.

Для трудовой деятельности характерно многократное повторение в определенной последовательности различного рода раздражителей, которое складывается в определенную функциональную систему, называемую И.П. Павловым динамическим стереотипом. Изменение условий труда приводит к ломке стереотипа и замене его новым. Скорость "переделки" стереотипа зависит от возраста, функционального состояния ЦНС и т.д. В трудовой деятельности динамический стереотип вырабатывается в ходе обучения. По мере закрепления динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего. Выработка такого стереотипа, с одной стороны, имеет, несомненно, положительные моменты, т.к. повышается производительность и качество труда, однако при внезапном изменении условий деятельности он может играть и отрицательную роль, т.к. действия человека могут стать неадекватными и привести к травме или аварии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обоняние и вкус | Основы физиологии труда. Психические особенности личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.