Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в РФ. Критерии предоставления и виды финансовой помощи территориям




 

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Схема 1. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

*Распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

*Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

*Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

*Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;

*Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Центральное место в процессе выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития аккумулирует средства для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и других капиталовложений. Фонд развития региональных финансов создан для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ. Фонд компенсаций и Фонд со финансирования социальных расходов поддерживают федеральные и региональные социальные программы и федеральные мандаты. Фонды консолидированы с бюджетом и формируются за счет его доходов.

Критерием распределения общих трансфертов выступает уровень реальной обеспеченности и условий, ведущих к удорожанию (удешевлению) стоимости сопоставимого (стандартного) набора бюджетных услуг. Критерием распределения целевых трансфертов является конкурс проектов и программ. Как правило, всем дотационным регионам гарантируется примерно 77-70% от средне российского уровня бюджетной обеспеченности. В основном, распределяется помощь общего и меньше целевого характера (примерно 80 и 20%).

Методика расчета общих трансфертов из Федерального Фонда Финансовой Поддержки Субъектов РФ.

Трансферты субъектам РФ на предстоящий финансовый год рассчитываются поэтапно:

1) Расчет среднедушевого бюджетного дохода по консолидированному бюджету субъекта:

Д душ.= Д бюдж. / Ч населения, где

Ддуш.- среднедушевой бюджетный доход, Дбюдж.- доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, Ч- численность населения региона.

2) Определение индекса бюджетных расходов для групп регионов, в которую входит данный регион.

Индекс может быть повышающим или понижающим расходы (> или< 1) исходя из ряда факторов, например, климатические условия, продолжительность отопительного сезона, плотность населения, уровень развития транспортных коммуникаций и других. Индекс приводится в нормативной базе.

3) Приведение при помощи индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов РФ к сопоставимым условиям. Для каждого субъекта РФ рассчитывается приведенный душевой бюджетный доход:

Дприв.= Ддуш./ ИБР, где

Дприв.- приведенный душевой бюджетный доход, Ддуш.- среднедушевой бюджетный доход, ИБР- индекс бюджетных расходов.

В результате получается фактический душевой доход по данному региону в базовом году, скорректированный с учетом условий планируемого года.

4) Расчет трансфертов и долей региона в ФФПР. Право на получение имеют те регионы, доля которых в результате расчетов, оказывается > 0. Трансферты распределяются так, чтобы можно было довести показатель приведенного душевого бюджетного дохода, получающего трансферты до максимально возможного при проектном уровне доходов ФФПР. Расчеты проводятся по рейтинговой системе, а затем определяется доля региона в доходах фонда в процентах и рассчитывается общая сумма трансфертов региону.

Инструментом реализации межбюджетных отношений является бюджетное регулирование, которое в РФ осуществляется в следующих направлениях и формах:

Схема 2. Направления и механизмы бюджетного регулирования.

Отдельным бюджетным механизмом, сглаживающим различия в развитии регионов, является особый бюджетный режим, который предполагает: расширение бюджетной автономии региональных властей; большие полномочия по налогообложению и финансированию расходов; льготные условия распределения доходов от сбора национально-региональных налогов. В РФ реализуется через двухсторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законодательными органами власти субъектов РФ, в области разграничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики. Также может быть установлен особый бюджетный режим локальной территории (города, района). В мировой практике такой статус обычно присваивается на 3-5 лет депрессивным и отсталым территориям.

3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.

 

Региональные различия в социально-экономической ситуации обусловлены факторами объективными (уровень развития региона, его специализация, структура хозяйства и др.) и субъективные (политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения и др.). Одной из ключевых характеристик, иллюстрирующей региональные различия является бюджетная обеспеченность региона. Она может рассматриваться как бюджетная обеспеченность населения - уровень доходов (расходов) регионального бюджета на душу населения и как бюджетная обеспеченность региональных властей - зависимость бюджета региона от поступлений из вышестоящего. Последняя, во многом, определяется степенью бюджетной самостоятельности региона. Бюджетная самостоятельность характеризуется значением 5 расчетных показателей:

- доля прямых поступлений из федерального бюджета в доходах регионального (%);

- доля федеральных дотаций в условно-чистых (без взаимных расчетов) доходах региона (%);

- доля собранных на территории налогов, зачисленных в бюджет региона;

- соотношение собранных на территории налогов, к расходам бюджета региона;

- условный баланс финансовых потоков или разность между поступлениями средств в федеральный бюджет и из него в бюджет региона (руб. на душу населения).

С учетом данного критерия регионы РФ делятся на доноры и реципиенты или дотационные. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельности и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюджетной самостоятельности и в их доходах обязательно присутствует финансовая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет поступлений из федерального бюджета. Ежегодно из 89 субъектов РФ выделяется 9-13 ведущих доноров, остальные в той или иной степени дотационны. Также в законе о федеральном бюджете публикуется список высоко дотационных субъектов РФ - чистых реципиентов. Как правило, для регионов с высокой степенью бюджетной самостоятельности характерны в среднем относительно благополучные показатели экономического положения.

Таким образом, основными недостатками межбюджетных отношений в РФ в настоящее время являются:

- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;

- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей;

- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в т.ч., получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.

Для их устранения необходимо реформировать межбюджетные отношения в плане усиления финансовой самостоятельности регионов и переходе на большую долю целевой финансовой помощи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.