Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Президентская власть

Крупнейшие изменения в американской политической системе связаны с именем 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта (годы нахождения у власти 1933-1945).Предшественник президент Герберт Гувер (1929-1933).

Государство и право США в Новейшее время.

1. Развитие государственно-политической системы США в Новейшее время (1918 – начало XXI века)

2. Право США в Новейшее время (1918 – начало XXI века)

 

 

1. В течении ХХ века США по своей экономической мощи и политическому влиянию стали несомненным лидером западного, а затем и всего мирового сообщества.

В Новейшее время американская государственность сохранила в главном те направления эволюции политической системы и конституционного строя, что определились в предыдущий период истории.

 

Содержание важнейших конституционных новелл, принятых в XX в, именуемых поправками к Конституции США 1787 г. следующее:

XVII поправка 1913 г. установила прямые (взамен косвенных) выборы населением штатов сенаторов федерального Конгресса.

XIX поправка 1920 г. признала неконституционными ограничения в избирательных правах по признаку пола.

XXII поправка 1951 г. ограничила возможность пребывания одного лица на посту президента двумя сроками.

В сфере национально-расовой политики одним из важнейших стал Закон о гражданских правах 1964 г. Данный закон был направлен против расовой сегрегации.

 

По прежнему спорной остаетсяII поправка 1791 г., которая предоставила гражданам право хранить и носить оружие.

В настоящее время в США в частных руках находится до 300 млн. единиц огнестрельного оружия, оборот которого регулируют около 2,5 тыс. законодательных и нормативных актов различного уровня.

16 января 2013 г. в Женеве президент Обама выдвинул свой план в отношении огнестрельного оружия: документ предусматривал усиление мер по установлению личности покупателя, ограничение объема магазинов автоматического оружия до 10 патронов и запрет на продажу полуавтоматического оружия. Однако 18 апреля 2013 г. сенаторы отклонили президентский законопроект.

 

Экономический кризис, разразившийся в 1929 г. охватил все стороны американской экономики. При отсутствии в США государственной системы социальной защиты кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким народным выступлениям.

В этих условиях на очередных президентских выборах в 1932 г. победил кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт, который выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название " Новый курс ". Смысл этой программы заключался в следующем: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа».

Придя к власти, президент Ф.Д. Рузвельт в период первых ста дней своего правления в 1933 г. принял три ключевых закона. Это были Закон о восстановлении промышленности, Закон о регулировании сельского хозяйства и Закон о банковской деятельности.

На основе Закона о восстановлении промышленности были приняты так называемые «кодексы честной конкуренции» - нормативные акты, подписанные президентом и регулировавшие количество выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, продолжительность рабочего времени, оплату труда в разных отраслях промышленности. Таких отраслевых кодексов было принято в общей сложности около пятисот.

Закон о регулировании сельского хозяйства предусматривал, в частности, мероприятия по искусственному сокращению посевных площадей и о компенсациях фермерам; он также поощрял интенсивное (а не экстенсивное) земледелие.

Закон о банковской деятельности ввел запрет на вывоз золота из страны и зафиксировал постановление о принудительной сдаче золотовалютных запасов граждан на сумму свыше 100 долларов. Прекращался размен банковских билетов на золото, устанавливался государственный контроль над золотым запасом банков.

Важным шагом на пути установления контроля над банковской деятельностью стало создание в 1913 г. Федеральной резервной системы (ФРС) во главе с Советом управляющих, в который входили Министр финансов, Контролер денежного обращения и 15 членов, назначаемых президентом с согласия Сената.

Состоящая из 12 национальных резервных банков соответствующих районов страны, аккумулирующих значительные финансовые резервы, ФРС была призвана осуществлять контроль над выпуском банкнот, имеющих значение денежных знаков, устанавливать проценты банковского кредита. Ей вверялись функции налогового агента государства и пр. ФРС, выполняя функции государственного эмиссионного банка, до настоящего времени играет решающую роль в регулировании финансово-денежной системы страны.

Все это вместе с социальной политикой, направленной на оказание чрезвычайной помощи безработным, имело в эпоху кризиса позитивные последствия.

Так, в 1935 г. был принят первый в истории США Закон о социальном страховании, который предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для ряда категорий трудящихся (до 40 часов в неделю) и минимум зарплаты (0,25 долл. в час, с 1945 г. – 0,40 долл.).

При проведении данных мер в жизнь у них нашлись противники среди законодателей и судей. Дело в том, что помимо вторжения государства в частную инициативу и бизнес в этот период сложился дисбаланс в «системе сдержек и противовесов». Так, за период 1933-1934 гг. по инициативе президента было принято около 4000 законов, а по инициативе конгресса – около 4600. Также Ф. Рузвельт применил 372 раза вето на законопроекты конгресса, причем преодолеть вето президента конгресс смог только 9 раз. Это свидетельствовало о том, что исполнительная власть взяла на себя законодательную функцию, что противоречило конституции США. Верховный суд признал в 1935-1936 гг. главные акты «Нового курса» не соответствующими конституции и отменил их, но они к тому времени уже успели сыграть свою роль. Временные меры управления экономикой и социальной сферой дали свой эффект, экономика США вышла из кризиса.

Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в марте 1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами чрезвычайные законы 1933-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия.

Ф. Рузвельт фактически привнес элементы государственного регулирования в американскую экономику (на основе работ экономиста Д. Кейнса). Которые частично были демонтированы только во время нахождения у власти президента Р. Рейгана (1881-1989 гг.).

В области внешней политики Ф. Рузвельт положил начало практике широкомасштабного издания исполнительных приказов, не нуждавшихся в формальном одобрении сената (применялся при вводе войск в Ирак и т.д.).

Получило распространение Делегированное законодательство.

Президент по-прежнему избирается косвенным путем – коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются населением штатов.

В реальной истории США Новейшего времени взаимоотношения основных государственных властей сложились несколько иначе, чем это было предписано нормами Конституции.

Реформы Ф. Рузвельта способствовали усилению исполнительной ветви власти, а как следствие и усилению и разрастанию ее аппарата. Крупнейшая, не предусмотренная Конституцией административная служба США, – Исполнительное управление президента – появилась в 1939 г. именно по инициативе Ф. Рузвельта. В настоящее время данное управление насчитывает 15 подразделений со штатом более чем в 2000 человек. Эти люди наиболее приближенные к президенту лица.

Кроме Исполнительного управления президента существует второе важнейшее подразделение исполнительной власти, которое также не предусмотрено Конституцией. Это – Кабинет президента Соединенных Штатов. Кабинет включает глав департаментов (министерств), которых в настоящее время 15. В департаментах США занято в общей сложности около 3 млн. служащих. Самые старые ведомства – Государственный департамент (МИД), Департамент обороны, Департамент финансов. Последним, на данный момент, создан в 2002 г. по инициативе Дж. Буша-младшего Департамент безопасности.

Кандидаты в члены Кабинета предлагаются президентом США и представляются Сенату США для утверждения в должности простым большинством голосов.

Кабинет является чисто совещательным органом, который не имеет конституционного статуса.

Кроме департаментов в структуре исполнительной власти США существуют более 60 независимых агентств и правительственных корпораций. Часть из них, например, ЦРУ или Информационное агентство Соединенных Штатов, непосредственно подчинены президенту. Другие подчиняются департаментам – например, Почтовая служба США подчиняется департаменту транспорта.

Вице-президент США – второе по важности должностное лицо в системе исполнительной ветви федерального правительства США. Основная конституционная функция вице-президента заключается в том, что он сменяет президента США в случае его кончины, отставки или отрешения от должности. Так как вице-президент США также формально возглавляет Сенат США, верхнюю палату Конгресса, вопрос о том, к какой ветви власти относится данный пост – к исполнительной или законодательной — дискуссионен.

Органы Исполнительной власти Федерального правительства США

-Президент США

-Вице-президент США

-Исполнительные департаменты США

-Независимые агентства

-Корпорации Федерального правительства США (государственные компании США)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальное право | Законодательная власть – Конгресс США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.