Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоцентризм средневековой философии




 

В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V- ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия - это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во 11 в. н.э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения имели характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения.

Как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.

Можно выделить ряд черт, характерных для средневековой философии:

1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое – теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму

2. В средневековой философии сложилось представление о реальном существовании сверхъестественного. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности.

3. Происходит ориентация все жизнедеятельности человека на спасение души. Это проявляется как в отношении человека к Богу, так и в отношении человека к окружающему миру

4. В теории познания утверждается принцип богооткровенности. Предполагается существование «таинственного», которое необходимо знать для своего спасения. Познание возможно только лишь как передача Богом своей тайны людям, как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов.

5. Утверждается понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека - провиденциализм.

6. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

7. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

8. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник – Библия.

9. Философия средневековья – комментаторская философия. В форма комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось, главным образом, Священное писание.

10.Стиль философского мышления средневековья отличает и стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

11.Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

Средневековая философская мысль прошла в своем развитии три этапа:

1. Патристика (произведение отцов церкви).

2. Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

3. Мистика – философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света.

Наиболее выдающимися философами этой эпохи являются Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский, П.Абеляр, А.Кентерберийский, Росцелин, У. Оккам, Д. Скот, Боэций, Ориген.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.