Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ренессансная раскованность сознания, открытость интеллектуальным дерзаниям, способность усомниться характеризуют стиль мышления эпохи




ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение или Ренессанс - исторический период, характеризующийся стремлением ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Впрочем, этот период характеризуется несомненным своеобразием:

1) Происходит процесс секуляризации - превращение церковной собственности в светскую, ограничение вмешательства церкви в дела государства. В сфере философии это означало раскрепощение сознание от средневековых догм и схоластического образа мышления. Ренессансная философия делала предметом изучения все, даже то, над чем размышлять в средневековье считалось недопустимым. Философию стало волновать все, она сделалась «всеядной».

2) Возрожденческая мысль имела переходный характер. Она представляла собой сложный и причудливый сплав христианства с античной философией.

Ренессанс был «философией великого возвращения», возрождения, прежде всего, греко-римской классики. Это философия разных культурных наследий, это диалог культур и попытка их синтеза.

3) Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность. Возрождение следовало всем авторитетам как равноправным, не признавая абсолютных. Любой авторитет стал относительным. Никакое учение, взятое в отрыве от других, не могло претендовать на абсолютную истину. Выражением этого стал ренессансный скептицизм: «все относительно».

4) В отличии от средневекового теоцентризма, философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку.

5) Мировоззрение людей эпохи Ренессанса носит ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизм - идеология, ориентированная на признание достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, на человечность общественных отношений. Человек в этом мировоззрении стал пониматься как всемогущее существо. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом самого себя, окружающего мира. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. Идеалом человека эпохи Возрождения стала разносторонность, например, Известный деятель того времени Альберти прославил себя в теории архитектуры, живописи и ваяния, в математике, механике, картографии, философии, этике, эстетике, педагогике. Такое явление не было исключением для эпохи.

Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль: обожествление человека. На смену идеи Богочеловека шла идея человекобожества. Человек стал рассматриваться как великое, ничем недетерминированное начало.

Релятивизация высших и низших начал, сглаживание резкой противоположности между миром земным и небесным открывало путь к очеловечению божественного и обожествлению человеческого.

6) Главным принципом философского мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всем»). Бог растворяется в природе.

7) В эпоху Возрождения философия сориентирована на познание природы, в связи с этим она оказывается в значительной степени натуралистической, натурфилософской и в своих основных представлениях о мире смыкается с развивающимся естествознанием. Гелиоцентризм Н.Коперника привел к коренному пересмотру всей физической картины мира.

8) Философский стиль Ренессанса отличает и геометрически-структурное понимание мира, дополняемое диалектикой предельного перехода. Предельный переход характерен для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой. Так, в математике, по учению Н.Кузанского, окружность, по мере увеличения радиуса, все больше и больше совпадает с касательной к ней, и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого. «Бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность» (Н.Кузанский).

В целом философия Возрождения прошла три периода:

1 период – гуманистический (Х1V – ХV в.)

Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла

11 период – неоплатонический (сер.ХV – XVI в.)

Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс

III период – натурфилософский (XVI – нач. XVII в.)

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.