Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 26. Феномен российской культуры в мировом культурном процессе

План.

1. Россия 90-х годов: поиски путей выхода из кризиса на основе западной модели.

2. Внешняя политика России в 1991-1999 гг.

 

 

Вопрос 1. Россия 90-х годов: поиски путей выхода из кризиса на основе западной модели.

Развитие ельцинской России (1991-1999) можно разбить на три этапа. Первый этап (1991-1993): гак называемые экономические реформы и политическое противостояние президента и Верховного Совета. В это время начался новый период в истории России уже не в качестве ядра СССР, а как отдельного суверенного государства Российской Федерации (РФ).

Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» автономий внутрисамой России. Осенью 1991 г. все республики РФ провозгласили себя суверенными государствами. Российские области и края, недовольные экономическими привилегиями автономий, начали борьбу за равноправие субъектов Федерации. К лету 1992 г. десятки республик и областей задерживали, а некоторые вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет (Татария, Башкирия). Чечня подняла настоящий антиконституционный мятеж.

Позднее с Казанью и другими субъектами федеральный центр подписал разграничение полномочий, а о северокавказской республике Правительство России предпочло, как бы забыть на достаточно длительное время, которого вполне хватило для укрепления сепаратизма в этом регионе.

Но в тот период главными были экономические проблемы. Осенью 1991 г. Ельцин назначил на ключевые посты в Правительстве для проведения в жизнь радикальных экономических преобразований группу «молодых реформаторов» во главе с Е. Т. Гайдаром. Новые министры (А. Шохин, А. Чубайс, А. Нечаев и др.) были экономистами монетаристского толка, сторонниками так называемой «шоковой терапии», поскольку пустые прилавки магазинов требовали быстрых и решительных мер. Сам президент внушал народу мысль, что рыночные реформы пройдут без ухудшения жизни населения (обещание «лечь на рельсы»).

В начале 1992 г. Правительство Гайдара освободило цены на большинство товаров от государственного контроля (либерализация цен). До минимума сводились расходы бюджета на социальные нужды, образование, науку и культуру, а также армию. Началась ваучерная приватизация.

Горе-реформаторы предполагали примерно 5-кратное повышение цен, но на деле они выросли в течение первого года более чем в 100 раз. Моментально обесценились вклады населения в Сбербанке. Сразу большинство граждан страны оказались за чертой бедности, следовательно, задача создания среднего как опоры реформ оказалась под вопросом. Предприятия-монополисты при отсутствии конкуренции продолжали взвинчивать цены, началась гиперинфляция.

Постепенно падение производства переходило в качественно новую стадию технологического регресса. Что касается акционирования госпредприятий и приватизации, то эффективность новых АО, ООО и других оказалась невысокой. Для определенных категорий предприимчивых людей, частных банков, мафиозных групп приватизационный чек стал средством извлечения значительной прибыли. Происходит гигантский рост предпринимательства в сфере обращения (посредничество) и афер типа различных финансовых пирамид («МММ», банк «Чара», «Властелина» и др.), фальшивых авизо чеченского происхождения.

Снижается объем инвестиций в промышленность, начинается деградация социальной сферы, падают объемы жилищного строительства. На этом фоне идет уход от грабительских налогов, переход целых отраслей в теневой, полукриминальный сектор, стремительное «бегство» капиталов за границу. Миллионы безработных подаются в «челноки» в лучшем случае или пополняют ряды преступников. Товарное наполнение российского рынка произошло в основном за счет импортной готовой продукции, зачастую низкого качества и опасной для здоровья. Взамен из России шло сырье.

В 1992 г. Россия вступила в МВФ, однако обещанные займы в тот наиболее сложный период не были предоставлены, только гуманитарная помощь из залежалых товаров и просроченных продуктов. Запад защищал свой рынок от новой, «демократической» России антидемпинговыми мерами, препятствовал предоставлению ей статуса «страны с рыночной экономикой», мешал заключению и выполнению нами ряда выгодных контрактов с Индией, Ираном и другими странами.

С весны 1992 г. соотношение политических сил в стране начало быстро меняться. Экономические трудности вызывали все большее недовольство населения. Парламент России - Верховный Совет (в лице его председателя Р. А. Хасбулатова и вице-президента А. В. Руцкого) стал центром оппозиционных, антиельцинских сил в стране. Он все активнее вмешивался в дела исполнительной власти.

Президент был вынужден маневрировать. Обвинив прокоммунистический Верховный Совет в саботаже реформ, он вместе с тем пошел на уступки, «сдав» депутатам Гайдара. Главой правительства в декабре 1992 г. Стал В.С. Черномырдин (крепкий хозяйственник от «Газпрома»), который, хотя и не ставил под сомнением необходимость коренных реформ в экономике, тем не менее, высказался за их корректировку.

Постепенно новому правительству на некоторое время удалось снизить темпы инфляции и несколько стабилизировать курс рубля. Дело в том, что во имя формального, чисто показного сокращения бюджетного дефицита Министерство финансов все время задерживало выплаты в больших размерах аграрному сектору, оборонному комплексу и бюджетникам.

До октября 1993 г. экономическое развитие страны находилось в своеобразном плену у политического противостояния исполнительной власти с Верховным Советом. В погоне за популярностью и чтобы хоть как-то замедлить обнищание масс парламент принял немало законов о льготах, совершенно не обеспеченных финансами. В свою очередь правительство и президент принимали решения о новых расходах, не предусмотренных заранее в бюджете государства. Но главным было требование ВС с досрочной отставке ЕБН.

С весны 1993 г. противостояние законодательной и исполнительной власти стало приобретать все более взрывоопасный характер. Возможность сотрудничества и достижения компромисса через референдум или Конституционный суд к осени 1993 г. практически исключалась. Произошли известные события сентября-октября того же года: штурм оппозицией мэрии и Останкино, расстрел здания Верховного Совета («Белый дом») по приказу Ельцина. Страна едва не сорвалась в пучину гражданской войны.

Президентская сторона всю ответственность за трагедию возложила на который, дескать, в сложных условиях радикальной трансформации старой экономической и политической системы стал последним оплотом консервативных сил. Оппозиция же действия защитников Белого дома приравняла к подвигу, призванному спасти Россию от произвола «преступного» ельцинского режима.

Итоги первого этапа ельцинских реформ были катастрофическими: в экономике - «шок без терапии», в политике - расстрел парламента и введение ЧП. Стратегический замысел радикальных демократов, пришедших к власти вместе с Ельциным, обнаружил свой утопизм и потерпел поражение во всех сферах.

Особую тревогу в обществе вызвало стремительное перерождение власти. Новая политэлита (зачастую из бывших коммунистов), боровшаяся с советским режимом под лозунгами уничтожения привилегий, за социальную справедливость, прейдя к власти, стала распоряжаться госсобственностью как своей личной. Правящие «демократы» превзошли предшественников - коммунистов в отношении коррупции, воровства, лживости и прочих пороков, уступив им в профессионализме управления.

В стране нарастали социальные контрасты, невиданного ранее размаха достигли организованная и обычная преступность, алкоголизм, наркомания, СПИД и другие болезни, проституция, число бездомных и беспризорных. Стремительно падала рождаемость и росла смертность. В сознании людей укоренялись отчаяние и неверие в возможность выхода из кризиса.

Второй этап (1993-1996): период стабилизации политического и экономического положения. Разгромив оппозицию, в условиях по сути иного положения правящий режим провел 12 декабря 1993 г. выборы в Госдуму. Одновременно с ними состоялся референдум по проекту новой Конституции, которая несла на себе черты переходного времени. Наиболее очевидная из них - наделение президента чрезвычайно широкими полномочиями, то есть Россия стала президентской республикой. Главной неожиданностью на выборах стал успех ЛДПР во главе с В. В. Жириновским: общество высказалось за «третью силу».

Референдум и выборы декабря 1993 г. серьезно изменили расстановку политических сил в стране. К концу года была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. В экономике первым признаком изменения курса правительства стал выход из него в январе 1994 г. Е. Гайдара и Б. Федорова, наиболее радикальных реформаторов. Отличительной чертой политики исполнительной власти в этом году стало стремление к осторожному компромиссу с Думой.

Президент отмечал в своем послании Федеральному Собранию о положении в стране, что в сфере экономики одинаково неприемлемы как возврат к временам советской плановой системы, так и продолжение неуправляемой «шоковой терапии». Правительство выбирает на 1994 г. стратегию активной стабилизации: выборочная поддержка перспективных отраслей народного хозяйства, умеренно-жесткая финансовая политика, снижение темпов инфляции.

«Однако в декабре 1994 г. президент вновь раскачивает лодку - в надежде на «маленькую победоносную войну» начался ввод войск на территорию Чечни для «восстановления конституционного порядка». Правивший в республике бандитский режим во главе с бывшим советским генералом Д. Дудаевым еще в 1992 г. взял курс на отделение Чечни от России, хотя и был ставленником в августе 1991 г. ельцинского окружения. Поэтому меры против сепаратистов явно запоздали.

Тяжелые потери федеральных войск, гибель мирных жителей породили в российском обществе всплеск разочарования политикой президента. Выборы в Госдуму 17 декабря 1995 г. продемонстрировали явное «полевение» избирателей, рост их оппозиционности. Прежде всего, усилили свои позиции коммунисты (КПРФ).

В российской экономике ситуация оставалась предельно сложной. Россия по-прежнему являлась непривлекательной для иностранных инвестиций страной. Напротив, имели место вывоз капитала из страны и долларизация ее экономики. В августе 1995 г. ее финансовая система испытала первый крупный банковский кризис. Деньги обращались в сфере финансовых спекуляций (ГКО), а не поступали в реальное производство, так же как и иностранные займы МВФ

Посредством залоговых аукционов 1995 г. Чубайсом были созданы так называемые олигархи, получившие лакомые куски госсобственности за символическую плату. Таким образом, формирование крупного российского капитала шло искусственным и далеко не безупречным способом. Именно в это время частная собственность оформилась в мощные и влиятельные политические силы. Чубайс был убежден, что без этого союза власти и олигархов в 1996 г. страна выбрала бы Зюганова.

В феврале 1996 г. Ельцин объявил о своем решении вновь выставить свою кандидатур на второй президентский срок (выборы 16 июня), несмотря на свой чрезвычайно низкий рейтинг. Его основным соперником стал лидер коммунистов, депутат Госдумы Г. А. Зюганов, который практически уверовал в свою победу. Предвыборный штаб Ельцина стремился доказать избирателям, что победа кандидата-коммуниста приведет к реставрации советских порядков, новому переделу собственности, разжиганию социальных конфликтов, восстановлению идеологического контроля власти над обществом, возрождению недоверия и враждебности со стороны развитых стран Запада к России.

Хотя было ясно, что восстановление Советской власти в прежнем виде уже невозможно, да и КПРФ была скорее социал-демократией. КПРФ и ее союзники строили свою избирательную компанию на резкой критике, прежде всего, социальной политики правительства: задержки зарплат в бюджетной сфере и базовых отраслях промышленности, невыплаты пенсий и пособий. И, тем не менее, президентские выборы июня-июля 1996 г. (в два тура) принесли победу Ельцину (если не врет ЦИК РФ).

Сказались использование президентским предвыборным штабом во главе с Чубайсом новейших западных избирательных технологий («черный пиар», слоган «Голосуй, а то проиграешь!»), огромных финансовых средств от олигархов и естественных монополий, а также Запада (коробка из-под ксерокса с «черным налом»), мощного пропагандистского аппарата, прежде всего, электронных СМИ, освещавших предвыборные поездки больного Ельцина по стране и скрывших информацию о состоянии его здоровья. Кроме того, начали возвращать долги бюджетникам, давали множество популистских обещаний (например, контрактную армию к 2000 г.), о которых забыли на следующий день после выборов. То есть народ просто обманули.

В определенной степени Ельцину помогло и то, что после I тура голосования его открыто, поддержал третий по популярности кандидат в президенты - генерал А. И.Лебедь. Получив «в награду» пост секретаря Совета безопасности РФ, генерал способствовал сдаче всех позиций российской армии в Чечне и выводу войск оттуда. В январе 1997 г. Кремль признал законными состоявшиеся там выборы президента Ичкерии, на которых победил один из лидеров бандформировании, имевший репутацию «умеренного», бывший полковник СА А. Масхадов.

Итак, главные итоги второго этапа: в экономике - частичная стабилизация, в политике - судьбоносная победа ЕБН на перевыборах-96 и провал в Чечне.

Третий этап (1996-1999): второй срок президентства Ельцина и поиск преемника вусловиях экономического и политического кризиса. Вскоре после выборов президент Ельцин на длительное время отошел от активной государственной деятельности из-за сложной операции на сердце (шунтирование сосудов). В начале 1997 г. левая оппозиция начала шумную кампанию в Госдуме по отрешению ЕБН от президентских обязанностей ввиду, «неспособности по состоянию здоровья» их исполнять. То есть почти сразу впереди замаячили новые внеочередные выборы президента.

Проблема обеспечения преемственности власти, то есть передача ее вновь ставленнику олигархии, встала очень остро. Однако время показало, что союз власти и олигархов оказался непрочным. Вначале Ельцин долго играл на противоречиях прочубайсовской и проберезовской группировок олигархов. Прочубайсовская группировка в правительстве Черномырдина (сам премьер в то время считался человеком БАБа) - это сам Чубайс, Б. Е. Немцов, то есть «молодые реформаторы» и стоящие за ними экономические структуры. Они выступали сторонниками «демократического» рынка свободной конкуренции.

ЧВС и группировка Березовского олицетворяли модель государственного капитализма. Поэтому к ним примкнуло большинство наших олигархов - на выборах-96 они боролись за выживание (рыночники против коммунистов), на следующих собирались бороться за наиболее комфортные условия существования (одни рыночники против других). Однако после начала азиатского кризиса 1997 г. последовали известные кадровые решения президента от 23 марта 1998 г.: отставка ЧВС и пробивание кандидатуры «киндер-сюрприза» С. В. Кириенко. Таким образом, уволив Черномырдина и сформировав правительство «политических легковесов», президент сам нарушил систему властного равновесия.

Однако ситуация, когда положение дел в стране зависело от здоровья президента, уже не устраивала олигархов. Они не были согласны терпеть Ельцина еще один срок. То же самое можно было сказать и о лидерах «большой семерки» (отказ Б.Клинтона и Г. Коля помочь России деньгами). А в конце 1998 - 1999 гг. РФ должна была резко увеличить выплаты Западу по долгам и процентам. В 90-е мы брали миллиарды долларов ежегодно. Ну и где эти деньги? В лучшем случае ушли на погашение долгов бюджета и проведение предвыборных кампаний, в худшем - разворованы. В итоге к лету 1998 г. казна был пуста, и пополнения в ней не предвиделось.

В этих условиях Кириенкой и принимались решения от 17 августа 1998 г. (девальвация рубля, расширение рамок валютного коридора и временный дефолт, то есть отказ платить по внешним долгам, страна объявила себя банкротом). Для проведения в жизнь программы антикризисных мер были необходимы как минимум две вещи: воля высшего руководства страны и время. Но эти меры сошли на нет усилиями самого Ельцина, через неделю после 17-го Кириенко был уволен в отставку, на экономический кризис наложился политический, рубль обвалился, начался рост цен и пустые прилавки магазинов.

Все недавнее продуктовое и товарное изобилие, которое ельцинские реформаторы называли своим главным достижением, оказалось просто

Второе пришествие Черномырдина» не состоялось - Дума не утвердила его кандидатуру. И тут назначение премьером Е. М. Примакова стало ей находкой для больного президент. Именно Примаков являлся той, которая отгораживала Ельцина от распустившейся в отсутствии хозяина оппозиции. Впрочем. Ельцин не был бы Ельциным, если бы не принялся срочно подыскивать новую опору для своей власти. Слишком много генералов и силовиков сгруппировалось в конце 1998 г. вокруг президента (Бордюжа, Степашин, Путин).

В то же время правительству левого центра (Примаков – Маслюков – Кулик – Геращенко) удалось добиться успеха, используя объективные обстоятельства. Девальвация рубля помогла экспортным отраслям промышленности, а сокращение импорта способствовало подъему отечественных предприятий. Страна вышла из тяжелого кризиса, экономика заработала, начали возвращать долги населению и Западу. Но, несмотря на это, в мае 1999 г. Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, которое пользовалось доверием народа.

После этого власть убрала из Генпрокуратуры Скуратова, закрыла для Кремля уголовные дела. Вновь из тени вышел Березовский, боявшийся при Примакове даже появиться в Москве. Быстро был убран «мягкий» Степашин, промежуточная фигура, и в августе 1999 г. началась Оправленная раскрутка силовика В. В. Путина на президентство.

 

Вопрос 2. Внешняя политика России в 1991-1999 гг.

 

В ельцинской России внешняя политика ни четкостью, ни последовательностью не отличалась. Период, когда МИД возглавлял ставленник Ельцина А. В. Козырев, в международном плане можно назвать капитулянтским. Россия послушно следовала прозападным курсом с равнением на США. Открывшись для мира, она не получила взамен никаких рычагов влияния. Продолжая сдавать позиции, она теряла старых союзников, приобретая новых. Слова о необходимости ориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион (ось Москва-Дели-Пекин) по большей части остались декларацией.

Определенная смена курса произошла после того, как из СВР в МИД перешел Евгений Примаков. Россия без особенной оглядки на США начала налаживать контакты со странами-изгоями (Ирак, Иран и др.). Кульминацией политики Примакова стала война в Югославии 1999 г., когда в ответ на натовскую агрессию Россия, невзирая на неминуемое обострение отношений с и их союзниками, ответила протестом и неожиданно для НАТО перебросила российских десантников в Косово.

Итак, задача политического переворота в горбачевско - ельцинские годы свелась к захвату высшей власти и собственности в стране сравнительно небольшой группой лиц, ориентированных на разрушение коммунистической системе и создание новой, которую они изображали как западную. Но построить такую систему на практике - на это нужно историческое время. Такое распоряжением высшей власти не сделаешь. Для этого необходима мобилизация усилий целого поколения. Нужна смена поколений, чтобы люди забыли о поломанном коммунизме, лишились бы материала для сравнения, и стали представлять советское время желаемом для либеральных реформаторов виде.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 25. Современная Россия | История России 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.