Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ординалистический подход

Теория предельной полезности (кардиналистский подход)

 

Покупатели приобретают товар только в том случае, если он обладает потребительской стоимостью, т.е. определенными полезными свойствами.

В экономике под полезностью понимается то удовлетворение, которое получает потребитель от потребляемого блага. Полезность всегда субъективна.

Основы теории предельной полезности были заложены А. Маршаллом, К. Менгером, Г. Госсеном и У.С. Джевонсом. Все они были маржиналистами, главная идея которых состояла в том, что ценность блага для потребителей определяется не издержками, а тем полезным эффектом, который они могут получить от блага.

Маржиналисты разрешили парадокс А. Смита. Они показали, что ценность блага зависит от его редкости.

Маржиналисты выделяли:

- общую полезность (TU) – удовлетворение, которое получает человек от потребления данного количества блага.

- предельную полезность (MU) – добавочная полезность, получаемая потребителями от каждой дополнительной единицы данного блага.

В условиях общей неограниченности потребностей и бюджетно-ценовых ограничений потребители вынуждены сопоставлять добавочную полезность с добавочными затратами.

Теория предельной полезности базируется на законе убывающей предельной полезности. В соответствии с ним каждая дополнительная единица данного блага приносит его владельцу меньшую полезность по сравнению с предыдущей. В этих условиях общая полезность от данного благ будет возрастать, а темпы ее увеличения будут сокращаться.

В экономике существует принцип, согласно которому каждый субъект, приобретая какой-то набор товаров, должен так распределить свой доход, чтобы полезность от последней денежной единицы дохода была по всему набору товаров равной.

Математически это означает

Р – предельные затраты.

Данную формулу можно преобразовать, перенеся в левую часть предельные полезности, а в правую – цены.

- уравнение спроса покупателей.

Правая часть не зависит от покупателей и устанавливается рынком, а левая отражает субъективную оценку покупателя и зависит от его экономических решений.

Для измерения предельной полезности кардиналисты попытались ввести условную единицу предельной полезности и назвали ее «ютиль». В этом случае товары обозначались не в натуральном выражении, а через ютили. Но такая оценка признания не получила, потому что, во-первых, полезность всегда субъективна, т.е. каждый человек оценивает одно и то же благо разным количеством ютилей; во-вторых, подход кардиналистов базируется на том, что потребление отдельных благ не зависит друг от друга. На самом деле, на практике, такое случается редко.

 

Ординалисты (Парето, Хикс) считали, что абсолютное значение полезности невозможно оценить в силу субъективности. В то же время можно использовать аппарат относительных оценок.

Теория ординалистов исходит из того, что у каждого потребителя складывается своя шкала предпочтений к потребительским благам. Эти предпочтения каждый может ранжировать, раскладывать по порядку. Он не мучается количественной оценкой, ему только нужно упорядочить свои предпочтения.

Тем самым, в этой теории, полезность означает лишь порядок предпочтения. Если мы говорим, что набор А предпочтительнее набора В, то значит первый набор обладает большей полезностью.

На практике, оценка предпочтений осуществляется путем массовых опросов потребителей и построения на этой основе кривых потребителя.

Из положения о транзитивности мы знаем, что наборы благ могут быть или предпочтительнее, или одинаково полезны. В последнем случае, потребителю безразлично, какой набор брать.

Кривая безразличия представляет собой такие сочетания товаров, которые приносят потребителю одинаковую полезность.

Теория, описывающая кривые безразличия:

1) предполагается, что потребительская корзина состоит из двух товаров – х, у. Тогда общая полезность – это функция от х, у. (TU = f (x, y))

2) можно предположить, что покупатель может предложить такие сочетания двух этих товаров, которое приносило бы одинаковое удовлетворение и тем и другим.

Представив все равно-полезные товары точками двух графиков, и соединяя их, мы получим кривую безразличия, т.е. для любой точки такого графика .

Кривые безразличия могут быть проведены через все точки координатного пространства, но при этом кривые безразличия, лежащие ниже набора А приносят меньшую полезность, а набор С – большую полезность.

 

 

 
 

 

 


Кривые безразличия обладают двумя свойствами:

1) все они имеют отрицательный наклон – при движении по кривой потребитель уменьшает потребление одного блага, а потребление другого увеличивает и наоборот.

2) две кривые безразличия не могут пересекаться, т.к. в противном случае, один и тот же набор товаров характеризуется разными уровнями полезности, что противоречит положению о транзитивности.

По кривым безразличия показывается система замещения одного товара на другой при сохранении общего уровня полезности.

Норма предельного замещения:

Предельной нормой замещения товара х товаром у называется то количество товара х, от которого потребитель готов отказаться, чтобы иметь дополнительную единицу товара у. При этом норма предельного замещения наиболее высока в верхней и нижней части графика.

На практике выбор того или иного вида потребления зависит также от бюджетного ограничения (сдерживания) потребителя.

Предположим, что имеется два товара: х и у.

Предположим, что = 0, тогда

 
 

 


Бюджетная линия потребителя указывает на все сочетания товаров х и у, при котором общая сумма затрат на их покупку будет равна доходу. Бюджетная линия снижается вниз влево при снижении дохода или вверх вправо, если увеличивается доход.

Если цена падает, то потребитель может купить больше товара, если цена растет, то у потребителя меньше возможности купить товары.

На выбор потребителя влияют потребительские предпочтения, уровень дохода. Максимальный уровень удовлетворения потребностей достигается в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия.


1 Маржинальный – (от англ. marqinal) краевое, предельное значение

1 Маркс К. Капитал. Т.1. М., 1973. с.337.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность предложения по цене | Случай абсолютного преимущества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.