Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах

В начальный период Уругвайского раунда ГАТТ, на котором в итоге были приняты многие основополагающие соглашения сис­темы современной ВТО, предпринимались попытки включить в переговоры проблематику прямых иностранных инвестиций для того, чтобы в отношении этих инвестиций было разработано спе­циальное соглашение, распространяющее на сферу прямых ино­странных инвестиций режим наибольшего благоприятствования и национальный режим (т.е. основные принципы ГАТТ). Такое со­глашение тем самым давало бы возможность иностранному кор­поративному бизнесу действовать за рубежом на тех же условиях, на которых действуют национальные компании тех государств, в которые инвестируется иностранный капитал. Однако развива­ющиеся страны на этих переговорах заняли резко отрицательную позицию. В результате было достигнуто соглашение в относитель­но ограниченной области — Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах — ТРИМС (TRIMS — The Agreement on Trade Related Investment Measures).

Таким образом, круг вопросов, рассматриваемых в данном Со­глашении, ограничивается инвестиционными мерами, связанны­ми только с торговлей товарами.

Основная цель Соглашения ТРИМС — защита интересов ино­странных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран. Обратим при этом еще раз внимание на то обстоятельство, что положения ТРИМС распространяются только на «инвестици­онные меры, связанные с торговлей товарами». Защита иностран­ного инвестора в ТРИМС заключается в том, что страны — члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранным ка­питалом меры, которые несовместимы с положениями ГАТТ-1994:

статьи III в отношении предоставления иностранным инвесторам национального режима и статьи IX, касающейся запрета на при­менение количественных ограничений.

В приложении к ТРИМС содержится иллюстративный (но не исчерпывающий) перечень связанных с торговлей инвестицион­ных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указан­ными выше нормами ГАТТ. Оговорка «не исчерпывающий» имеет существенное значение, так как в ТРИМС предполагается даль­нейшее увеличение перечня мер, требующих запрета в странах, привлекающих прямые иностранные инвестиции (речь в данном случае идет о мерах, которые противоречили бы режиму наиболь­шего благоприятствования и национальному режиму). Таким об­разом, перечень такого рода связанных с торговлей инвестицион­ных мер может быть расширен (что должна учитывать каждая стра­на, решающая проблемы вступления в ВТО).

В числе таких недопустимых мер, которые присутствуют в ил­люстративном перечне ТРИМС, выделим наиболее существен­ные.

1. Так называемое «внутреннее количественное ограниче­ние» — требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законода­тельством, определенную долю национальных товаров (например, местных материалов, комплектующих изделий и т.д.) для произ­водства своей продукции {local content requirement).

2. Требование, чтобы предприятие с иностранными инвести­циями покупало импортную продукцию в определенной пропор­ции по отношению к национальной продукции. Фактически это требование является требованием в отношении использования иностранной валюты (foreign exchange requirement). Действи­тельно, по существу, иностранному инвестору разрешается ис­пользовать свободно используемую валюту в строго установлен­ном объеме. В некоторых странах действуют ограничения, не позволяющие иностранному инвестору расходовать больше ва­люты на покупку импортных материалов и комплектующих из­делий, чем он получает от экспорта. В соответствии с ТРИМС такие ограничения по отношению к иностранным инвесторам считаются недопустимыми.

3. Требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции (exportperformance requirement).

К этим основным требованиям примыкает ряд других недопус­тимых требований: по директивному регулированию ассортимен­та промышленного производства; по доле участия иностранных инвесторов в предприятии с иностранными инвестициями; по кад­ровой политике (обязательность использования в предприятиях с иностранными инвестициями национальных кадров, в том числе и на управленческих должностях; по взаимоотношениям между созданным в стране предприятием с иностранными инвестициями и его материнской фирмой за рубежом (эксклюзивные права на сбыт продукции в определенных странах и регионах или по всему миру); ограничения на денежные переводы (репатриация при­были); обязательное получение лицензий на производственную деятельность, экспорт и т.д.

Временно отступать от этих положений Соглашения ТРИМС имеют право только развивающиеся страны и лишь в той мере, в какой эти отступления допускаются статьями ГАТТ—1994. Согла­шение ТРИМС не препятствует странам — членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры в связи с задачами охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др. В качестве искажающих усло­вия торговли не рассматриваются требования к инвесторам в от­ношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

В Соглашении ТРИМС зафиксировано требование о том, что если в национальном законодательстве есть положения, противо­речащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устра­нены: развитыми странами — в течение двух лет с момента присо­единения к Соглашению, развивающимися странами — в течение пяти лет и наименее развитыми странами — в течение вось­ми лет.

Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении стано­вится частью системы многостороннего регулирования иностран­ных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функ­ционирования ПИИ в различных странах. Следует отметить, что указанные положения Соглашения ТРИМС не всегда вызывают исключительно позитивную оценку — они подвергаются критике со стороны многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой, стремящихся реализовать те или иные формы про­текционизма в своей внешнеэкономической политике.

Однако поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран — членов ВТО (на которые в конце 2007 г. приходилось более 95% всей мировой торговли), то набор его требований уже стал частью формирующейся и развивающейся системы многосторон­него и двустороннего регулирования режима прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Соглашения ТРИМС были вос­произведены в Договоре к Энергетической хартии и стали нормой для значительной группы стран, еще не являющихся членами ВТО, но подписавших этот документ (в том числе и для России).

В Договоре к Энергетической хартии хотя и повторены все ос­новные положения Соглашения ТРИМС, но допускается исполь­зование требований «местного компонента» и «сбалансированно­сти торговли» как «условий, предоставляющих право на меры по­ощрения экспорта, иностранную помощь, правительственные закупки или преференциальные тарифы или программы квот».

Указанный договор разрешает также договаривающимся сторо­нам временно продолжать сохранять в силе связанные с торговлей инвестиционные меры, которые действовали более 180 дней до подписания этими сторонами Договора к Энергетической хартии (при условии соблюдения положений об уведомлении и постепен­ной отмене). Договаривающиеся стороны — члены ВТО обязались устранить несоответствие требованиям ТРИМС, о которых было объявлено, в течение двух лет, а стороны — нечлены ВТО — в те­чение трех лет после вступления договора в силу.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала?

2. Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых иностран­ных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвес­тиций?

3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, норма­тивно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны.

4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам в различных странах.

5. Что представляет собой применяемая в различных странах по отношению к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»?

6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со сторо­ны государства (в том числе и стран базирования капитала).

7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимается вопросами гарантий инвестиций?

8. Какая государственная организация занимается в США страхованием ино­странных инвестиций?

9. Какие основные положения, как правило, фиксируются в двусторонних госу­дарственных инвестиционных соглашениях?

10.Какова основная цель Соглашения ТРИМС?

11.Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглашением ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвесторам.

 

ГЛАВА 18

РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ И ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международное (международно-правовое) регулирование международного движения капитала | Свободные (специальные) экономические зоны и их место и роль в мировой экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.