КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерахВ начальный период Уругвайского раунда ГАТТ, на котором в итоге были приняты многие основополагающие соглашения системы современной ВТО, предпринимались попытки включить в переговоры проблематику прямых иностранных инвестиций для того, чтобы в отношении этих инвестиций было разработано специальное соглашение, распространяющее на сферу прямых иностранных инвестиций режим наибольшего благоприятствования и национальный режим (т.е. основные принципы ГАТТ). Такое соглашение тем самым давало бы возможность иностранному корпоративному бизнесу действовать за рубежом на тех же условиях, на которых действуют национальные компании тех государств, в которые инвестируется иностранный капитал. Однако развивающиеся страны на этих переговорах заняли резко отрицательную позицию. В результате было достигнуто соглашение в относительно ограниченной области — Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах — ТРИМС (TRIMS — The Agreement on Trade Related Investment Measures). Таким образом, круг вопросов, рассматриваемых в данном Соглашении, ограничивается инвестиционными мерами, связанными только с торговлей товарами. Основная цель Соглашения ТРИМС — защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран. Обратим при этом еще раз внимание на то обстоятельство, что положения ТРИМС распространяются только на «инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами». Защита иностранного инвестора в ТРИМС заключается в том, что страны — члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранным капиталом меры, которые несовместимы с положениями ГАТТ-1994: статьи III в отношении предоставления иностранным инвесторам национального режима и статьи IX, касающейся запрета на применение количественных ограничений. В приложении к ТРИМС содержится иллюстративный (но не исчерпывающий) перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. Оговорка «не исчерпывающий» имеет существенное значение, так как в ТРИМС предполагается дальнейшее увеличение перечня мер, требующих запрета в странах, привлекающих прямые иностранные инвестиции (речь в данном случае идет о мерах, которые противоречили бы режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму). Таким образом, перечень такого рода связанных с торговлей инвестиционных мер может быть расширен (что должна учитывать каждая страна, решающая проблемы вступления в ВТО). В числе таких недопустимых мер, которые присутствуют в иллюстративном перечне ТРИМС, выделим наиболее существенные. 1. Так называемое «внутреннее количественное ограничение» — требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров (например, местных материалов, комплектующих изделий и т.д.) для производства своей продукции {local content requirement). 2. Требование, чтобы предприятие с иностранными инвестициями покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Фактически это требование является требованием в отношении использования иностранной валюты (foreign exchange requirement). Действительно, по существу, иностранному инвестору разрешается использовать свободно используемую валюту в строго установленном объеме. В некоторых странах действуют ограничения, не позволяющие иностранному инвестору расходовать больше валюты на покупку импортных материалов и комплектующих изделий, чем он получает от экспорта. В соответствии с ТРИМС такие ограничения по отношению к иностранным инвесторам считаются недопустимыми. 3. Требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции (exportperformance requirement). К этим основным требованиям примыкает ряд других недопустимых требований: по директивному регулированию ассортимента промышленного производства; по доле участия иностранных инвесторов в предприятии с иностранными инвестициями; по кадровой политике (обязательность использования в предприятиях с иностранными инвестициями национальных кадров, в том числе и на управленческих должностях; по взаимоотношениям между созданным в стране предприятием с иностранными инвестициями и его материнской фирмой за рубежом (эксклюзивные права на сбыт продукции в определенных странах и регионах или по всему миру); ограничения на денежные переводы (репатриация прибыли); обязательное получение лицензий на производственную деятельность, экспорт и т.д. Временно отступать от этих положений Соглашения ТРИМС имеют право только развивающиеся страны и лишь в той мере, в какой эти отступления допускаются статьями ГАТТ—1994. Соглашение ТРИМС не препятствует странам — членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры в связи с задачами охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др. В качестве искажающих условия торговли не рассматриваются требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие. В Соглашении ТРИМС зафиксировано требование о том, что если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение двух лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение пяти лет и наименее развитыми странами — в течение восьми лет. Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функционирования ПИИ в различных странах. Следует отметить, что указанные положения Соглашения ТРИМС не всегда вызывают исключительно позитивную оценку — они подвергаются критике со стороны многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой, стремящихся реализовать те или иные формы протекционизма в своей внешнеэкономической политике. Однако поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран — членов ВТО (на которые в конце 2007 г. приходилось более 95% всей мировой торговли), то набор его требований уже стал частью формирующейся и развивающейся системы многостороннего и двустороннего регулирования режима прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Соглашения ТРИМС были воспроизведены в Договоре к Энергетической хартии и стали нормой для значительной группы стран, еще не являющихся членами ВТО, но подписавших этот документ (в том числе и для России). В Договоре к Энергетической хартии хотя и повторены все основные положения Соглашения ТРИМС, но допускается использование требований «местного компонента» и «сбалансированности торговли» как «условий, предоставляющих право на меры поощрения экспорта, иностранную помощь, правительственные закупки или преференциальные тарифы или программы квот». Указанный договор разрешает также договаривающимся сторонам временно продолжать сохранять в силе связанные с торговлей инвестиционные меры, которые действовали более 180 дней до подписания этими сторонами Договора к Энергетической хартии (при условии соблюдения положений об уведомлении и постепенной отмене). Договаривающиеся стороны — члены ВТО обязались устранить несоответствие требованиям ТРИМС, о которых было объявлено, в течение двух лет, а стороны — нечлены ВТО — в течение трех лет после вступления договора в силу.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие основные функции выполняют государства, стремясь регулировать международное движение капитала? 2. Какие изменения в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций вносятся в большей степени - связанные с созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций или связанные с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций? 3. Раскройте содержание имеющихся в национальных законодательных, нормативно-правовых актах положений о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны. 4. Приведите примеры дополнительных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам в различных странах. 5. Что представляет собой применяемая в различных странах по отношению к иностранным инвесторам так называемая «дедушкина оговорка»? 6. Приведите примеры основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала). 7. Какая организация на многосторонней основе под эгидой МБРР занимается вопросами гарантий инвестиций? 8. Какая государственная организация занимается в США страхованием иностранных инвестиций? 9. Какие основные положения, как правило, фиксируются в двусторонних государственных инвестиционных соглашениях? 10.Какова основная цель Соглашения ТРИМС? 11.Перечислите те меры, которые, в соответствии с Соглашением ТРИМС, не могут применять государства к иностранным инвесторам.
ГЛАВА 18 РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ И ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |