Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Офшорные зоны и офшорный бизнес, их место и роль в мировой экономике

Глобализация экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила проблему офшорных фи­нансовых центров или зон. Под офшорной зоной или офшорным фи­нансовым центром понимается территория или страна, законода­тельство которой разрешает регистрацию и функционирование офшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.

При этом в данной зоне создаются льготные условия для дея­тельности нерезидентов, т.е. юридических и физических лиц, ко­торые с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеют центра экономической деятельности на данной террито­рии. Иными словами, сам финансовый результат достигается ими вне данной зоны, но в ней он «оседает» или «прокручивается». Оф­шорная компания не имеет права заключать сделки с местными физическими лицами или юридическими лицами (резидентами). Принципиальный момент здесь состоит в том, что на международ­ные операции эти ограничения не распространяются.

Как правило, в чистом виде под офшорной компанией понима­ется «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бума­ге. Она имеет все формальные признаки компании — владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом своем качестве данная компания является удобным инстру­ментом для ведения финансовых операций и снижения налогооб­ложения. Все свои операции такого рода офшорная компания, как уже отмечалось, осуществляет за рубежом — вне офшорной зоны. Но часто затем внешнеторговые, инвестиционные и т.д. функции компании расширяются и начинают реализоваться уже в самой оф­шорной зоне, и тогда она становится переходной формой к созда­нию реальной резидентской, т.е. «неофшорной» компании.

Среди офшорных компаний исследователи выделяют следу­ющие основные виды.

1. Компании холдингового типа:

• оперативно-холдинговые компании;

• компании по владению недвижимостью;

• компании по владению судами;

• компании по владению объектами интеллектуальной соб­ственности.

2. Торгово-посреднические фирмы:

• экспортно-импортные;

• закупочные и дистрибьюторские.

3. Компании финансового профиля:

• офшорные банки;

• финансовые посреднические компании (частичные бан­ки);

• страховые компании.

В последнее время в мировой офшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа офшорных вза­имных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов.

Офшорные фирмы создаются и действуют в специальных оф­шорных зонах, или офшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):

• максимальное упрощение процедуры регистрации (мини­мальный размер уставного капитала обычно не устанавли­вается; личности владельцев фирм не подлежат разглаше­нию: раскрытие их имен возможно лишь по факту совер­шения уголовного преступления);

• налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2%. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в раз­ных странах находится в пределах 150—1000 долл. и не за­висит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов (диви­дендов, банковского процента, платежей роялти) отсут­ствуют;

• отсутствуют таможенные пошлины'и сборы для иностран­ных инвесторов;

• отсутствуют валютные ограничения;

• существует банковская и коммерческая секретность на вы­соком уровне;

• действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.

Характерно при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются всем иностранным (а нередко и всем отечественным) компаниям, а в офшорных центрах (зонах) — тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» офшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия между налоговыми гаванями и офшорными центрами фактически становятся весьма относи­тельными и нередко, по существу, исчезают.

Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примером первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе, Белиз, Панама в Центральной Америке, Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке, Сингапур в Азии, некоторые океанические островные государства. Ко второму типу можно отнести Дублин. В некоторых случаях термин «офшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансо­вых центров.

В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшор­ных центров (зон), а общее количество офшорных компаний со­ставляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам — до 6 трлн долл. Здесь открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Присутствует в офшорных зонах и стра­ховой бизнес. Так, например, на Бермудских островах зарегистри­ровано около 1,5 тыс. страховых компаний.

По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов част­ных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов бан­ков.

В мае 2000 г. созданный при поддержке глав центральных бан­ков и министерств финансов стран «большой семерки» Форум фи­нансовой стабильности (Financial Stability Forum), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стан­дартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надеж­ности (прозрачности) офшорных зон. В первую группу этого рей­тинга (с большей прозрачностью) вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси. Вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуа (Малайзия), Макао, Мальта, Монако. В третью группу включили: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Бри­танские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату.

На практике привлекательность офшорных центров объясня­ется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентов. Именно поэтому ОФЦ в ряде случаев рассматриваются как нало­говые убежища (налоговые гавани).

Одним из последствий глобализации экономики стало обост­рение проблемы сбора налогов государственными органами. Пе­ревод штаб-квартир многих компаний в офшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ в 90-х гг. возрастало экс­поненциальными темпами. В течение достаточно продолжитель­ного времени многие офшорные центры (зоны), по существу, от­казывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.

Подобное положение вещей вынудило Организацию экономи­ческого сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики и был представлен, список из 35 офшорных финансовых центров (ОФЦ), которые своими чрезмерно льготными налоговыми прави­лами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 офшорным финансовым центрам ОЭСР предложила при­нять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в до­кладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР.

По вполне понятным причинам первоначальная реакция ряда офшорных центров была весьма негативной. Однако идет процесс дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку укло­нение от уплаты налогов в некоторых случаях достигает огромных масштабов. В ноябре 2000 г. ОЭСР предложила 25 налоговым га­ваням, занесенным в черный список, принять коллективное обя­зательство обеспечить более высокую степень прозрачности эко­номики и наладить сотрудничество с ОЭСР в деле борьбы с укло­нением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР снимет вопрос о введении возможных санкций против офшорных центров, оказав­шихся в черном списке.

В данной области происходят определенные позитивные сдвиги. Ряд офшорных центров, в том числе Кипр, в последнее время ужес­точили свое законодательство с тем, чтобы повысить прозрачность финансовых операций нерезидентов. Для России это имеет суще­ственное значение, поскольку Кипр в последнее время стал одной из ведущих стран — инвесторов в нашу страну (что свидетельствует прежде всего о том, что здесь мы имеем дело с капиталом россий­ского бизнеса, ранее ушедшим из страны в офшоры, а теперь под видом иностранных инвестиций возвращающимся в Россию).

Следует отметить, что многие ОФЦ хотят иметь безукоризнен­ную репутацию, так как желают развивать свой офшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотруд­ничества с мировыми деловыми кругами. Так, например, Цент­ральный банк Багамских островов стал одним из первых членов Офшорной группы банковских контролеров, который ввел у себя правовой режим, подобный тому, что действует в крупнейших фи­нансовых центрах мира. Багамы заключили соглашения о взаим­ной правовой помощи с Великобританией, Канадой и США, под­писали соглашение с 70 странами о выдаче преступников, а уже в 1999 г. приняли поправки к закону об отмывании денег. Эта стра­на является членом специальной комиссии по борьбе с финансо­выми преступлениями.

Помимо всего прочего отмеченные позитивные акции был свя­заны также и с усилением противодействия международному тер­роризму после террористических актов в США 11 сентября 2001 г.

В настоящее время оценка деятельности офшорных зон (цент­ров), их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает сам объективный факт противоречи­вости и неоднозначности их реального положения). С одной сто­роны, в их создании и функционировании проявляются общеми­ровые тенденции либерализации внешнеэкономической деятель­ности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по от­мыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.

Проблемы создания и функционирования офшорных зон (цент­ров), безусловно, актуальны и для современной России. Это выра­зилось в деятельности таких зон, как Калмыкия, Ингушетия, где проявлялись элементы офшорного бизнеса, а также в таких специ­фических структурах, как закрытые административно-территори­альные образования (ЗАТО), созданные на базе ранее «закрытых» городов, в которых базировались предприятия оборонно-промыш­ленного комплекса.

Достаточно динамичное развитие офшорного бизнеса в миро­вой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регу­лирующих офшорный бизнес законов и других нормативно-пра­вовых актов. В определенном смысле этапным событием явилось принятие регламентирующих этот вид бизнеса документов на Лон­донской международной конференции предпринимателей «Offshore-2000».

Вопрос о деятельности налоговых гаваней был поставлен и в докладе ООН. В этом докладе необходимым для всех ОФЦ счита­ется:

• унифицирование и принятие минимальных регулирующих стандартов;

• оказание помощи в реализации реформ тем, кто не в состо­янии самостоятельно их осуществить;

• введение налога на компании и частных лиц, прибегающих к услугам тех ОФЦ, которые не соблюдают указанные выше стандарты;

• осуществление надзора за офшорной финансовой деятель­ностью всех налоговых гаваней и ОФЦ, который возлагает­ся на Банк международных расчетов;

• снятие банковской тайны со всех международных финан­совых сделок, если ОФЦ не соблюдают это требование, то к ним будут применяться санкции;

• предоставление всеми офшорными компаниями заверен­ной аудиторами отчетности и информации об их последнем собственнике (бенефициаре);

• назначение офшорной группой банковских контролеров генерального директора, имеющего опыт работы в мировом масштабе.

В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответ­ствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны в конечном счете с тем, что офшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в опреде­ленной мере в «прачечные для отмывания грязных денег».

Значительную роль в наведении порядка в сфере офшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег {Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации — на­пример, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству араб­ских государств Персидского залива.

В 1990 г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализа­ции своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет постоянный конт­роль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми органи­зациями, в частности с МВФ и Всемирным банком.

В 2000 г. FATF опубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «гряз­ных» денег {non-cooperative countries and territories — NCCT). В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и над­зор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицен­зирования и образования финансовых институтов (отсутствие эф­фективных законов и соглашений между органами надзора и фи­нансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препоны и препятствия междуна­родному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие меж­дународный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF (NCCT), относились острова Кука, До­миника, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. В 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Украина. Четыре региональные группы (по стра­нам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регу­лярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество России с FA TF привело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной органи­зации.

В октябре 2001 г. в связи с террористическими актами в США FATF была проведена чрезвычайная сессия, на которой были вы­работаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельности. В чис­ле этих рекомендаций были:

• принятие срочных мер для ратификации и выполнения со­ответствующих документов ООН (прежде всего принятой ООН в 1999 г. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism);

• объявление преступлением финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций;

• замораживание и конфискация счетов террористов;

• сообщение о подозрительных сделках, которые могут быть связаны с терроризмом;

• обеспечение как можно более широкой поддержки госу­дарственным властям в проведении расследований финансирования террористических организаций, расширение международного сотрудничества в этой области, налажива­ние взаимного обмена соответствующей информацией;

• принятие странами — членами FATF всех возможных мер для того, чтобы доказать, что они не предоставляют убежи­ще лицам, связанным с финансированием терроризма или вовлеченным в террористические акты и террористические организации, и в случае необходимости проведут экстради­цию таких лиц;

• введение в рамках борьбы с отмыванием «грязных» денег проверки систем денежных переводов;

• совершенствование мер по идентификации клиентов, осу­ществляющих электронные переводы денег;

• гарантирование того, что организации, особенно неком­мерческие, не могут быть использованы для финансирова­ния терроризма.

В апреле 2002 г. FATF представила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы опреде­ления такой деятельности. Ранее, в феврале 2002 г., FATF провела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором при­няли участие страны — члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций.

FATF увеличивает количество входящих в ее состав стран, она принимает меры по поддержке региональных организаций, реша­ющих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют:

• в регионе Карибского бассейна {Caribbean Financial Action Task Force — С FATF);

• в ATP {Asia Pacific Group on Money Laundering — APG);

• в Европе (The Select Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures — PC-R-EV);

• в Восточной и Южной Африке (The Eastern and Southern African Anti-Money Laundering Group — ESAAMLG);

• в Южной Америке {South American Financial Action Task Force).

В рамках FATF действует также Офшорная группа банковских наблюдателей {Offshore Group of Banking Supervisors). С июля 2000 г. FA ТЕ активизировала сотрудничество с МВФ и Всемирным бан­ком. В 2001 г. МВФ и Всемирный банк разработали совместную программу (IMF/World Bank Financial Sector Assesment), которая на­правлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыва­нием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые прини­мают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распро­странением наркотиков и предотвращению преступлений {USOffice for Drug Control and Crime Prevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу Global Programme against Money Laundering. EC в декабре 2001 г. была выпущена вторая (после 1991 г.) директива по борьбе с отмыванием денег — EUAnti-Money Laundering Directive.

В целом оценивая перспективы офшорного бизнеса в современ­ной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с соб­ственно отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все бо­лее ясным, прозрачным и единообразным правилам. Как достаточ­но остроумно отмечает известный теоретик проблем офшорного бизнеса Дж. Пеппер, «если офшорная ментальность подразумева­ла использование методов, публично признаваемых лазейками, то новая методология должна строиться на умелом использовании обыденных, используемых повсеместно инструментов. Это значит слиться с окружающей средой, стать невидимыми. Каждый бизнес должен носить в себе свой «внутренний офшор», состоящий изсхем работы, порожденных интеллектом, а не волей очередного островного правительства»[6].

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение свободной (специальной) экономической зоны (СЭЗ) и покажите, с чем связана необходимость создания такого рода зон.

2. Покажите различия между функциональным и территориальным подходами к созданию СЭЗ.

3. Охарактеризуйте основные признаки СЭЗ.

4. Охарактеризуйте основные виды СЭЗ и покажите существующие между ними различия.

5. Покажите принципиальные отличия офшорных зон и офшорных компаний от «обычных» СЭЗ и «обычных» компаний.

6. Покажите основные виды существующих в настоящее время офшорных ком­паний.

7. Покажите, каким образом офшорная компания может превратиться в неоф­шорную.

8. Охарактеризуйте основные характерные черты офшорных финансовых цент­ров.

9. Приведите примеры действующих в настоящее время офшорных финансовых центров.

10.Что представляет собой FATF к каковы основные направления ее деятельно­сти?

 

ГЛАВА 20

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свободные (специальные) экономические зоны и их место и роль в мировой экономике | Место и роль иностранного капитала в экономике России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.