КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Офшорные зоны и офшорный бизнес, их место и роль в мировой экономике
Глобализация экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила проблему офшорных финансовых центров или зон. Под офшорной зоной или офшорным финансовым центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и функционирование офшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации. При этом в данной зоне создаются льготные условия для деятельности нерезидентов, т.е. юридических и физических лиц, которые с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеют центра экономической деятельности на данной территории. Иными словами, сам финансовый результат достигается ими вне данной зоны, но в ней он «оседает» или «прокручивается». Офшорная компания не имеет права заключать сделки с местными физическими лицами или юридическими лицами (резидентами). Принципиальный момент здесь состоит в том, что на международные операции эти ограничения не распространяются. Как правило, в чистом виде под офшорной компанией понимается «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бумаге. Она имеет все формальные признаки компании — владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом своем качестве данная компания является удобным инструментом для ведения финансовых операций и снижения налогообложения. Все свои операции такого рода офшорная компания, как уже отмечалось, осуществляет за рубежом — вне офшорной зоны. Но часто затем внешнеторговые, инвестиционные и т.д. функции компании расширяются и начинают реализоваться уже в самой офшорной зоне, и тогда она становится переходной формой к созданию реальной резидентской, т.е. «неофшорной» компании.
Среди офшорных компаний исследователи выделяют следующие основные виды. 1. Компании холдингового типа: • оперативно-холдинговые компании; • компании по владению недвижимостью; • компании по владению судами; • компании по владению объектами интеллектуальной собственности. 2. Торгово-посреднические фирмы: • экспортно-импортные; • закупочные и дистрибьюторские. 3. Компании финансового профиля: • офшорные банки; • финансовые посреднические компании (частичные банки); • страховые компании. В последнее время в мировой офшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа офшорных взаимных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов. Офшорные фирмы создаются и действуют в специальных офшорных зонах, или офшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности): • максимальное упрощение процедуры регистрации (минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению: раскрытие их имен возможно лишь по факту совершения уголовного преступления); • налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2%. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150—1000 долл. и не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковского процента, платежей роялти) отсутствуют; • отсутствуют таможенные пошлины'и сборы для иностранных инвесторов; • отсутствуют валютные ограничения; • существует банковская и коммерческая секретность на высоком уровне; • действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования. Характерно при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются всем иностранным (а нередко и всем отечественным) компаниям, а в офшорных центрах (зонах) — тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» офшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия между налоговыми гаванями и офшорными центрами фактически становятся весьма относительными и нередко, по существу, исчезают.
Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примером первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе, Белиз, Панама в Центральной Америке, Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке, Сингапур в Азии, некоторые океанические островные государства. Ко второму типу можно отнести Дублин. В некоторых случаях термин «офшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансовых центров. В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшорных центров (зон), а общее количество офшорных компаний составляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам — до 6 трлн долл. Здесь открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Присутствует в офшорных зонах и страховой бизнес. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховых компаний. По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков. В мае 2000 г. созданный при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надежности (прозрачности) офшорных зон. В первую группу этого рейтинга (с большей прозрачностью) вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси. Вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуа (Малайзия), Макао, Мальта, Монако. В третью группу включили: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату.
На практике привлекательность офшорных центров объясняется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентов. Именно поэтому ОФЦ в ряде случаев рассматриваются как налоговые убежища (налоговые гавани). Одним из последствий глобализации экономики стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в офшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ в 90-х гг. возрастало экспоненциальными темпами. В течение достаточно продолжительного времени многие офшорные центры (зоны), по существу, отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле. Подобное положение вещей вынудило Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики и был представлен, список из 35 офшорных финансовых центров (ОФЦ), которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 офшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР. По вполне понятным причинам первоначальная реакция ряда офшорных центров была весьма негативной. Однако идет процесс дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку уклонение от уплаты налогов в некоторых случаях достигает огромных масштабов. В ноябре 2000 г. ОЭСР предложила 25 налоговым гаваням, занесенным в черный список, принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР снимет вопрос о введении возможных санкций против офшорных центров, оказавшихся в черном списке.
В данной области происходят определенные позитивные сдвиги. Ряд офшорных центров, в том числе Кипр, в последнее время ужесточили свое законодательство с тем, чтобы повысить прозрачность финансовых операций нерезидентов. Для России это имеет существенное значение, поскольку Кипр в последнее время стал одной из ведущих стран — инвесторов в нашу страну (что свидетельствует прежде всего о том, что здесь мы имеем дело с капиталом российского бизнеса, ранее ушедшим из страны в офшоры, а теперь под видом иностранных инвестиций возвращающимся в Россию). Следует отметить, что многие ОФЦ хотят иметь безукоризненную репутацию, так как желают развивать свой офшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами. Так, например, Центральный банк Багамских островов стал одним из первых членов Офшорной группы банковских контролеров, который ввел у себя правовой режим, подобный тому, что действует в крупнейших финансовых центрах мира. Багамы заключили соглашения о взаимной правовой помощи с Великобританией, Канадой и США, подписали соглашение с 70 странами о выдаче преступников, а уже в 1999 г. приняли поправки к закону об отмывании денег. Эта страна является членом специальной комиссии по борьбе с финансовыми преступлениями. Помимо всего прочего отмеченные позитивные акции был связаны также и с усилением противодействия международному терроризму после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. В настоящее время оценка деятельности офшорных зон (центров), их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д. Проблемы создания и функционирования офшорных зон (центров), безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия, Ингушетия, где проявлялись элементы офшорного бизнеса, а также в таких специфических структурах, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), созданные на базе ранее «закрытых» городов, в которых базировались предприятия оборонно-промышленного комплекса. Достаточно динамичное развитие офшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих офшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов. В определенном смысле этапным событием явилось принятие регламентирующих этот вид бизнеса документов на Лондонской международной конференции предпринимателей «Offshore-2000». Вопрос о деятельности налоговых гаваней был поставлен и в докладе ООН. В этом докладе необходимым для всех ОФЦ считается: • унифицирование и принятие минимальных регулирующих стандартов; • оказание помощи в реализации реформ тем, кто не в состоянии самостоятельно их осуществить; • введение налога на компании и частных лиц, прибегающих к услугам тех ОФЦ, которые не соблюдают указанные выше стандарты; • осуществление надзора за офшорной финансовой деятельностью всех налоговых гаваней и ОФЦ, который возлагается на Банк международных расчетов; • снятие банковской тайны со всех международных финансовых сделок, если ОФЦ не соблюдают это требование, то к ним будут применяться санкции; • предоставление всеми офшорными компаниями заверенной аудиторами отчетности и информации об их последнем собственнике (бенефициаре); • назначение офшорной группой банковских контролеров генерального директора, имеющего опыт работы в мировом масштабе. В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны в конечном счете с тем, что офшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в «прачечные для отмывания грязных денег». Значительную роль в наведении порядка в сфере офшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег {Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации — например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива. В 1990 г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком. В 2000 г. FATF опубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег {non-cooperative countries and territories — NCCT). В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицензирования и образования финансовых институтов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препоны и препятствия международному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие международный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF (NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. В 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Украина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество России с FA TF привело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации. В октябре 2001 г. в связи с террористическими актами в США FATF была проведена чрезвычайная сессия, на которой были выработаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельности. В числе этих рекомендаций были: • принятие срочных мер для ратификации и выполнения соответствующих документов ООН (прежде всего принятой ООН в 1999 г. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism); • объявление преступлением финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций; • замораживание и конфискация счетов террористов; • сообщение о подозрительных сделках, которые могут быть связаны с терроризмом; • обеспечение как можно более широкой поддержки государственным властям в проведении расследований финансирования террористических организаций, расширение международного сотрудничества в этой области, налаживание взаимного обмена соответствующей информацией; • принятие странами — членами FATF всех возможных мер для того, чтобы доказать, что они не предоставляют убежище лицам, связанным с финансированием терроризма или вовлеченным в террористические акты и террористические организации, и в случае необходимости проведут экстрадицию таких лиц; • введение в рамках борьбы с отмыванием «грязных» денег проверки систем денежных переводов; • совершенствование мер по идентификации клиентов, осуществляющих электронные переводы денег; • гарантирование того, что организации, особенно некоммерческие, не могут быть использованы для финансирования терроризма. В апреле 2002 г. FATF представила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы определения такой деятельности. Ранее, в феврале 2002 г., FATF провела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором приняли участие страны — члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций. FATF увеличивает количество входящих в ее состав стран, она принимает меры по поддержке региональных организаций, решающих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют: • в регионе Карибского бассейна {Caribbean Financial Action Task Force — С FATF); • в ATP {Asia Pacific Group on Money Laundering — APG); • в Европе (The Select Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures — PC-R-EV); • в Восточной и Южной Африке (The Eastern and Southern African Anti-Money Laundering Group — ESAAMLG); • в Южной Америке {South American Financial Action Task Force). В рамках FATF действует также Офшорная группа банковских наблюдателей {Offshore Group of Banking Supervisors). С июля 2000 г. FA ТЕ активизировала сотрудничество с МВФ и Всемирным банком. В 2001 г. МВФ и Всемирный банк разработали совместную программу (IMF/World Bank Financial Sector Assesment), которая направлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыванием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые принимают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распространением наркотиков и предотвращению преступлений {USOffice for Drug Control and Crime Prevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу Global Programme against Money Laundering. EC в декабре 2001 г. была выпущена вторая (после 1991 г.) директива по борьбе с отмыванием денег — EUAnti-Money Laundering Directive. В целом оценивая перспективы офшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с собственно отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. Как достаточно остроумно отмечает известный теоретик проблем офшорного бизнеса Дж. Пеппер, «если офшорная ментальность подразумевала использование методов, публично признаваемых лазейками, то новая методология должна строиться на умелом использовании обыденных, используемых повсеместно инструментов. Это значит слиться с окружающей средой, стать невидимыми. Каждый бизнес должен носить в себе свой «внутренний офшор», состоящий изсхем работы, порожденных интеллектом, а не волей очередного островного правительства»[6].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение свободной (специальной) экономической зоны (СЭЗ) и покажите, с чем связана необходимость создания такого рода зон. 2. Покажите различия между функциональным и территориальным подходами к созданию СЭЗ. 3. Охарактеризуйте основные признаки СЭЗ. 4. Охарактеризуйте основные виды СЭЗ и покажите существующие между ними различия. 5. Покажите принципиальные отличия офшорных зон и офшорных компаний от «обычных» СЭЗ и «обычных» компаний. 6. Покажите основные виды существующих в настоящее время офшорных компаний. 7. Покажите, каким образом офшорная компания может превратиться в неофшорную. 8. Охарактеризуйте основные характерные черты офшорных финансовых центров. 9. Приведите примеры действующих в настоящее время офшорных финансовых центров. 10.Что представляет собой FATF к каковы основные направления ее деятельности?
ГЛАВА 20
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |