Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избыточная идеализация объекта




Неспособность восприятия информации (недостаток образования, психологическое невосприятие, давление авторитетов, устойчивые стереотипы, шаблонные решения).

Воздействие данной группы "помех" усиливается в условиях переломных явлений, характерных для изменения базовых научных теорий, подходов к решению задач в той или иной проблемной области, когда в решении этих задач учпвствуют сторонники двух (или более) несовместимых теорий. В такие периоды наблюдается "двоевластие" в толковании одной и той же информации, определяемое принадлежностью к различным научным школам.

Навязчивая мысль (idee fixe) - идея, всецело увлекшая, захватившая человека, является мощным генератором как наиболее удачных решений, так и источником многих провальных проектов и решений, вызванных неприятием других подходов. Столкновение может быть явным и скрытым, проявляющимся в полном неприятии информации, содержащей иные подходы, взгляды, толкования, в отбрасывании всего, что не совпадает с профессиональным "стереотипом" специалиста. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с реализацией технических решений в любой проблемной области.

Влияние личностно-эмоциональных установок исследователей на теоретическое и эмпирическое знание требует специального наукометрического анализа. Сюда относится и стереотипность мышления, которая является одной из характерных черт человека. В психологии динамическим стереотипом называют форму деятельности человека, выражением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Стереотип обычно складывается в процессе обучения и служит основой автоматических навыков. Наличие стереотипных образцов дает человеку возможность в определенных типовых ситуациях, не тратя времени на размышления, действовать наиболее рациональным образом. Стандартные решения лежат в привычной колее установившихся представлений. Но наилучшее решение при этом может оказаться в стороне, далеко от привычного стереотипа.

Налицо серьезное противоречие: с одной стороны, для быстрого и правильного решения в сложной ситуации приходится действовать по готовому шаблону, а с другой - он не всегда дает нужный, правильный выбор. Для того, чтобы стереотип приносил пользу, количество стандартных приемов должно быть достаточно большим. Тогда принимающий решение наверняка, с большой вероятностью, отыщет среди них и тот, который отвечает правильному решению.

Сложные ситуации - это ситуации, которые содержат новые, неизвестные элементы и, следовательно, не укладываются в традиционное понятийное пространство представлений лица, оценивающего конкретную ситуацию. Информация о сложных ситуациях труднее всего получает правильную оценку при ее первом появлении в публикациях и при ее поступлении лицам, принимающим решения. Именно эти ситуации легче всего отвергнуть словом "чушь".

Банальная ситуация - авторитет имени, стереотип мышления, осторожное отношение к новому, сильнее любых очевидных вещей и требуется немало сил, чтобы поколебать его. Это объясняется тем, что барьер для мышления хотя и возникает автоматически, не может исчезнуть сам собой.

 

Основой этой группы "помех" является привлекательность упрощенных, понятных всем рассуждений. Чем приметивнее схема, тем удобнее выстроить ее внешне безупречно, выборочно представить те или иные факты, которые ее подтверждают. Избыточная идеализация, как правило, произвольно исключает наиболее сложные и наименее изученные свойства, структуры и элементы объектов. В состав характеристик включают те, которые известны, а обходят те, по которым нет информации или она противоречива, неоднозначна.

Примером избыточной идеализации, нашедшим в 70-х годах прошлого века широкую "научную прессу", является определение абстрактной информационно-поисковой системы (ИПС). Оно было сформулировано следующим образом: "под абстрактной ИПС понимается совокупность информационно-поискового языка (с правилами перевода с естественного языка на этот язык и наоборот) и критерия смыслового соответствия между поисковыми образами документов и поисковыми предписаниями. В понятие абстрактной ИПС не включаются средства ее технической реализации".

Таким образом, из определения ИПС были выброшены важнейшие составляющие: информационные массивы; программные средства; технические средства и каналы связи; технологии; организационные структуры; нормативно-техническая документация и т.д. Ущерб, нанесенный такой идеализацией реального объекта, каким является ИПС, был велик, т.к. из изучения были исключены многие факторы, влияющие на создание и функционирование поисковых систем.

Другим примером избыточной идеализации объектов, являются простейшие модели описания сложных технических систем (типа таблицы характеристик). В них, как правило, не более 7 - 10 параметров (часто произвольно выбранных), свидетельствующих о "преимуществах" данного объекта. Любая попытка приведения однородных объектов, заданных подобными моделями, к аналитическим матрицам, с помощью которых пытаются их сравнивать, приводит к появлению матриц с таким числом нулей и несопоставимых признаков, что сделать более-менее объективное сопоставление объектов - невозможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.