Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовный Кодекс РФ

Гражданский Кодекс РФ

Отношениями в сфере информатизации пронизаны все сферы жизни общества и государства и не случайно для информационных отношений напрямую применяются общие основы гражданского законодательства.

Гражданский Кодекс РФ содержит общие понятия и принципы договорных отношений, которые обязательны для соблюдения на рынке информационных услуг. Кроме того, согласно ст.128 ГК информация, как и результаты интелектуальной деятельности (интелектуальная собственность), отнесена к объектам гражданских прав. Гражданский кодекс, правда, не дает точного статуса информации: таковая не относится ни к движимым, ни к недвижимым вещам.

Ст.138 Гражданского Кодекса признает исключительное право (интелектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интелектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интелектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Ст.139 ГК определяет служебную и коммерческую тайну, как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам и обладатель информации принимает меры к охране её конфеденциальности. Данная статья устанавливает также особые правовые режимы информации, каковыми являются служебная и коммерческая тайна.

Уголовное законодательство, с момента вступления в действие Уголовного Кодекса РФ, выделило в качестве отдельного объекта правового регулирования общественные отношения, складывающиеся в сфере использования компьютерной информации. Составы компьютерных преступлений (т.е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние, как конкретное преступление) приведены в 28 главе УК, которая называется «Преступления в сфере компьютерной информации» и содержит три статьи:

- Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272 УК);

- Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273 УК);

- Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274 УК).

Статья 272 УК предусматривает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (информации на машинном носителе, в ЭВМ, в сети ЭВМ), если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы вычислительных систем. Данная статья защищает право владельца на неприкосновенность информации в компьютерной системе. Преступное деяние должно состоять в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, который всегда носит характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему, путем использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты; в незаконном применении действующих паролей или маскировке под видом законного пользователя для проникновения в компьютерную систему, хищении носителей информации при условии, что были приняты меры их охраны, если это деяние повлекло уничтожение или блокирование информации.

Неправомерным признается доступ к защищенной компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение данной информации и работу с ней, либо с компьютерной системой. Важным является наличие причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением, предусмотренных ст. 272, последствий. Поэтому, простое временное совпадение момента сбоя в компьютерной системе, которое может быть вызвано неисправностями или программными ошибками, и неправомерного доступа, не влечет уголовной ответственности. Неправомерный доступ к компьютерной информации должен осуществляться умышленно. По уголовному законодательству, субъектами компьютерных преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, однако ст. 272, ч.2 предусматривает наличие дополнительного признака у субъекта, совершившего данное преступление, - служебное положение, а равно доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, способствовавшие его совершению.

Статья 273 предусматривает уголовную ответственность за создание программ для ЭВМ или их модификацию, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию и модификации, либо копированию информации, нарушению работы информационных систем, а также за использование таких программ или машинных носителей с такими программами. Наиболее распространенными видами вредоносных программ являются широко известные компьютерные вирусы и логические бомбы. Для привлечения к ответственности по ст.273 необязательно наступление каких-либо отрицательных последствий для владельца информации, достаточен сам факт создания таких программ или внесения изменений в уже существующие, которые приводят к вышеназванным негативным последствиям. Уголовная ответственность по этой статье возникает уже в результате создания программы, независимо от того, использовалась эта программа или нет.

Данная статья состоит из двух частей, отличающихся друг от друга признаком отношения преступника к совершенным действиям. Преступление, предусмотренное ст.273, ч.1, может быть совершено только умышленно, с сознанием того, что создание, использование или распространение вредоносных программ, заведомо должно привести к нарушению неприкосновенности информации. Часть вторая этой статьи в качестве дополнительного квалифицирующего признака предусматривает наступление тяжких последствий по неосторожности.

Статья 274 УК устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ, или их сети лицом, имеющим доступ к ним, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред. Данная уголовная норма, естественно, не содержит конкретных технических требований и отсылает к ведомственным инструкциям и правилам, определяющим порядок работы, которые должны устанавливаться специально уполномоченным лицом и доводиться до пользователей. Между фактом нарушения и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь и доказано, что наступившие последствия являются результатом именно нарушения правил эксплуатации. Преступник, нарушивший правила эксплуатации, - это лицо, в силу должностных обязанностей имеющее доступ к компьютерной системе и обязанное соблюдать установленные для них технические правила. В ст.274, ч.2 предусматривается ответственность за неосторожные деяния.

Далее, Уголовный Кодекс содержит понятия информационных преступлений. К ним относят клевету и оскорбления (ст.129, 130 УК), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138 УК), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140 УК), нарушение авторских, изобретательских и патент-ных прав (ст.146, 147 УК). Кроме них ответственность за нарушение тех или иных информационных отношений устанавливает ст. 182 (заведомо ложная реклама) ст. 189 (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования) и др.

8.6. Федеральный закон “О связи” от 07.07.2003г. № 126-ФЗ (с изм. от 23.12.2003)

Данный закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи в РФ, регламентирует немаловажный аспект информатизации – передачу информации по каналам связи. Он определяет полномочия органов государственной власти по регулированию связи, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в данной деятельности или пользующихся услугами связи.

Целями настоящего Федерального закона являются:

создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;

защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;

обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;

создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка

Ст.2 закона утверждает: “Средства связи – это технические и программные средства, используемые для формирования и приема, обработки, хранения,передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых сообщений…”.

Закон содержит важный принцип, относящийся к определению юрисдикции отношений, складывающихся в сфере связи: “В отношении операторов связи, находящихся за пределами Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется лишь в части урегулирования порядка предоставления ими услуг связи на территории РФ” (ст.3 ч.2).

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

. Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств.

Выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

. Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.

Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который:

1) устанавливает лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;

2) регистрирует заявления о предоставлении лицензий;

3) выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий;

Международное сотрудничество Российской Федерации в области связи осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации.

Для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации является обязательным:

создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи Российской Федерации;

создание российских операторов связи, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом;

обеспечение экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.

В законе прописаны принципы пользования связью, в частности:

- все пользователи связи на территории РФ на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи;

- никакому пользователю связи на территории РФ не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего назначения;

- операторы связи обязаны предоставить пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи;

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,передоваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ.

8.7. Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.1991г. № 2124-1 (в ред. 08.12.2003)

Закон регулирует общественные отношения по созданию и распространению массовой информации. При этом под массовой информацией понимаются, предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации (СМИ) – переодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма переодического распространения массовой информации. Закон декларирует такие важные информационно-правовые принципы, как свобода массовой информации (под ней понимается свобода поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также свобода учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими) недопустимость цензуры, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Особо оговариваются отношения средств массовой информации с гражданами и организациями, в частности, закрепляются такие важные принципы, как право граждан на получение информации, на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, а также вводится возможность на запрос информации со стороны СМИ к государственным органам о их деятельности.

В законе раскрываются основы организации и функционирования средств массовой информации, принципы их регистрации, приводятся основания для прекращения и приостановления деятельности СМИ. Закон подробно рассматривает отношения, связанные с распространением массовой информации, уделяя особое внимание так называемым “электронным СМИ”. Так, например: “ Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются и в отношении переодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное.”

8.8. Федеральный закон “О рекламе” от 18.07.1995г. (ред. 30.12.2001).

Этот закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с использованием денежных средств физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Он ставит своими целями:

- защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение, нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, окружающей среде, либо причинить вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Закон определяет само понятие рекламы через понятие информации: “Реклама- распространенная в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний” (ст.2 закона).

В законе содержатся общие и специальные требования к рекламе, вводятся и регулируются такие категории, как недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама, контрреклама, а также устанавливается ответственность субъектов рекламной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирование информационных отношений в Гражданском и Уголовном кодексах РФ | Патентный закон № 3517-1 от 23.09.1992г. (ред.07.02.2003)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.