Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогики в России




В России педагогические знания имели много общего с европей- скими, одновременно были и свои традиции. К одним из ранних па- мятников педагогической литературы относится «Поучение» созданное в ХП в. великим князем Владимиром Мономахом. Прежде всего он утверждал мысль о постоянном присутствии Бога в человеческих делах, но противоположность европейским средневековым поучениям, прославлявшим аскетизм. Киевский князь отмечал, что «человеколю- бивый Бог» вовсе не требует от каждого человека таких сверх усилий, как затворничество, строгий пост и т.п. Своих детей он призывал не забывать бедных и убогих, почитать наставников, глубоко любить ро- дину, не щадить жизни при защите ее от врагов. Кроме того обращал внимание на необходимость настойчиво овладевать знаниями, уважать и любить книгу. Важным средством воспитания Мономах считал положительный пример.

Идеалом средневекового воспитания на Руси многие считают сборник наставлений XVI в., известный под названием «Домострой». В нем значилось, что родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны почитать родителей. «Домострой» рекомендовал суровые методы воспитания, но строгость совмещалась с требованиями любить детей и заботиться о них. Особое внимание направлялось на воспитание трудолюбия, чувства ответственности перед государством, церковью и родителями.

По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели русской культуры.

К этому времени в Москве основана Славяно-греко-латинская академия и школа математических и навигационных, которая считается первой в Европе государственной реальной школой, где учатся представители всех сословий. Позднее открываются инженерная, артиллерийская, хирургическая и горная школы. Академический университет и гимназия. Важным толчком в развитии педагогического знания на Руси служил тот факт, что Петр I вменил в обязанность академика, ведение занятий с целью подготовки научной и педагогической смены.

Огромное внимание уделял подготовке русских ученых М.В. Ломоносов, стремясь сделать Академию центром просвещения.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский. Он по праву считается основоположником самобытной русской педагогической науки и создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству». Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя как важной части педагоги- ческой науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он указывал на необходимость тщательного изучения педагогики, психологии ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся, рассматривать со знанием истории государства и особенностей данного народа. «Самое воспитание – писал К.Д. Ушинский, если оно желает счастья человеку, должно воспитать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд, где важным видом умственного труда является учение.

Советский период развития педагогической мысли в России также выдвинул ряд самобытных деятелей. В первое десятилетие советской власти решалось много новых проблем в связи с иными отношениями в экономическом и хозяйственном строительстве. Важно было разработать конкретную систему политического образования и приобщения молодых к производительному труду; необходимо сфор- мировать у школьников навыки общественной жизни на основе труда и организовать детский коллектив. Эти вопросы решались в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

В послевоенный период значительный вклад в развитие отечественной педагогики внес В.А. Сухомлинский, разрабатывая практические направления нравственного и трудового воспитания. Он рассматривал детский коллектив как основу воспитания, раскрыл закономерности его формирования и руководства деятельностью.

Новыми подходами в обучении и воспитании явились труды целой плеяды учителей создавших «педагогику сотрудничества». Основные их выводы: интересно и с удовольствием учатся дети тогда, когда учитываются их индивидуальные способности, создается атмосфера успеха и требовательности для всех; в сотрудничестве уча- ствуют родители, дети, учитель. Однако с распадом СССР интересных представителей «педагогики сотрудничества» раскидало по разным странам.

С середины XIX в. Государство серьезно относилось к подготовке педагогических кадров, требуя от учителя широкого кругозора, тем самым совершенствовало обучение молодых.

 

Вопросы:

1. Какие цели воспитания и обучения были главными в древней Греции и в эпоху Возрождения?

2. Какова роль Я.А. Каменского в оформлении педагогики как научной дисциплины?

3. Рассказать основные педагогические идеи в Европе в XVII–XVIII вв.

4. Какова суть реформ Петра I в области образования на Руси.

5. Какие особенности в развитии сферы образования предложил К.Д. Ушинский.

6. Какие педагогические идеи обосновывали и развивали педагоги советского довоенного периода.

7. Каковы были цели воспитания и обучения в послевоенные годы в советской школе.

Тема 1.4. Методы исследования педагогики

1. Понятие о методе

2. Методы теоретического исследования

3. Эмпирические методы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.