Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и самосознание. Сознание (англ. consciousness) – предельная абстракция и одновременно “вечная” проблема философии, психологии




 

Сознание (англ. consciousness) – предельная абстракция и одновременно “вечная” проблема философии, психологии, социологии. Сознание в философском ключе – это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и метсе человека в нем, о “смысле жизни”; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т.п. Однако сознание не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гусслером, Г.Г. Шпетом, прродолжается.

Сознание – конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т.е. участной в бытии. Естествоиспытатели и философы размышляют о сознании как о некотором “живом теле”, размерность которого близка к космическим размерностям. И тем не менее наличиствуют попытки локализовать сознание в мозге, даже искать для него специальные нейроны. Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и сознания: “Можно, например, пытаться показать, как те или иные сознательные остояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами” (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в том числе и моделирования его работы. Мозг – такая же загадка и тайна, как и сознание, но это разные тайны, а не одна.

Сознание, идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущаяся сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективизируется, и становится реальной формой психики и сознания индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и сознания – предмет исследования в культурно-исторической психологии.

В целом же, сознание это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие.

Духовный слой сознания складывается очень ранов пространстве между Я – Ты, Я – Другой (М. Бубер, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространствесовокупного Я (Д.Б. Эльконин), которое начинает строится с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В.В. Зеньковский, М.И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В том числе, согласно смелой гипотезе Д. Винникота, - ощущение собственной магической силы, иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, котрое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексированно, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос “почему”? Мы говорим не “почему”, а “по совести”, как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированны идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики в отношениях Я – Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.

Следующий – бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в том числе движения, действия, образа ситуации, образа действия и т.л. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань – это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная – в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение – контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н.Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой сознания “бытийно-эмпирическим”. Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: “Не надо думать, надо доставать”.

Наконец, рефлексивный слой сознания. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также “бытийно-гносеологическим”, проис игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию сознания в целом.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже “взаимоузнавание слоев далеок не просто. В бытийном слое сознания дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в том числе с идеологихированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные.

Трудности изучения обрисованной функциональной структуры сознания обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная – скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо – значения, а смыслы скрыты. На основании приведенной схематической характеристики сознания и его образующих можно заключить, что, действительно, существует “единый континуум бытия – сознание” (Мамардашвили), что сознание участно в бытии, что деятельность и сознание, подобно биодинамической и чувственной таням, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека (В.П. Зинченко).

Самосознание (англ. self-consciousness) – осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) – тело, поведение, потребности, чувства, характре, в том числе сознание (интроспекция, рефлексия).

По сути самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. С.Л. Рубинштейн говорил, что процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития, через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания. П.В. Бехтерев: простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов, самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн: с амосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

В рамках психоанализа процесс зарождения самосознания рассматривается как процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер: периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания (по В.В. Столину). Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие, гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Самосознание имеет уровневое строение. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях:

1) отражение субъекта в системе его органической активности;

2) отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений;

3) отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.

Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:

1) на уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу;

2) на уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность;

3) на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимно-личностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта, определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:

а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Образ «Я» состоит (по Розенбергу):

1) наличное «Я» – каким индивид видит себя в настоящий момент;

2) желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть;

3) представляемое «Я» – каким он показывает себя другим.

Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции:

а) регулятивно–организующую: чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности;

б) Эго–защитная: ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации (проблема адекватных и ложных самооценок).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.