Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная коммуникация. (Социальное взаимодействие и социальные отношения)




Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Несмотря на то, что в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, все же в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен может не обязательно Происходить на словесном уровне. Существует как вербальная — словесная — коммуникация, так и невербальная, осуществляемая на языке жестов, Мимики, Поведения в целом. Между вербальной и невербальной коммуникацией существует огромная разница. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Наряду с жестами и мимикой она включает в себя танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от Прошедших веков сооружения, храмы, дворцах, старинные картины разве не передают они нам без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей?

Еще один пример невербальной коммуникации представлен тремя формальными языками, разработанными человечеством для Преодоления многозначности обычного языка и национальных барьеров: логикой, математикой и статистикой. Это мощнейшие орудия коммуникации, сила которых в том, что они представляют собой «Пустые формы» и потому не подвергаются влиянию чего-то иного, нежели чистые логические, математические или статистические интересы. Часто такие средства коммуникации используются в сочетании с вербальными пояснениями, являя собой пример смешанного типа коммуникации.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия определенного содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Если на улице к нам обратится прохожий па иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если нам говорят что-то такое, что мы уже знаем, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Оно станет информацией только в том случае, если содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков. Это объясняется тем, что коммуникация по своей природе — символический процесс. Такими символами и знаками выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками являются, как мы уже говорили, слова, жесты, позы, мимика, иногда — но не всегда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая поэтому исторический характер, — это язык. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуры самого общества и как бы задает» специфику социальной коммуникации.{9, стр189-191}

Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии — подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений и объединяется в типы: господство, подчинение, сотрудничество, солидарность, соперничество, конфликт, равноправие, разделение труда и т.д., реализующиеся в различных институтах — семье, государстве и т.п.

Действие — проявление человеческой активности, имеющее определенный субъективный смысл или целерациональную основу. Такое действие обеспечивает возможность взаимодействия и тем самым делает его социальным. «Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него». М. Вебер выделяет следующие типы социальных действий: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) эмоциональное; 4) традиционное. Они разделяются по степени рациональности, наибольшей у первого типа и наименьшей у последнего. Социальное действие «может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и в качестве «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т.е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным, т.е. основанным на длительной привычке». Соответственно социальным отношением будет поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Целерациональным Вебер считает поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой пели. Точно так же социальное взаимодействие относится к такому типу взаимодействий, которое ориентировано на поведение других. Случайное столкновение двух прохожих на улице нельзя считать социальным взаимодействием. П.А. Сорокин определяет взаимодействие как любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого. Элементами социального взаимодействия являются индивиды — два или более. А к компонентам социального взаимодействия, помимо людей, относятся ценности, нормы и материальные носители взаимодействия. Социальные взаимодействия классифицируются по различным признакам.

Социальные взаимодействия можно разделить по характеру связей на жесткие и мягкие (на основании того, легко их расторгнуть или нет), сильно- и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и кристаллизации), разветвленные или нет (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимосвязь).

По содержанию взаимодействия выделяют семейные, национальные, расовые, родовые, индивидуальные, производственные, педагогические, религиозные, моральные, государственные, правовые, имущественные и т.п.

Различают формы взаимодействия: 1) каталитическую (знание о другом); 2) открытые действия; 3) воздержание от действий: 4) активная толерантность. Каталитическим называется взаимодействие в процессе воспоминания о ком-либо, когда отсутствует непосредственный контакт. Особенность данного взаимодействия в том, что сам по себе катализатор (то, о чем мыслят) не меняется, но оказывает влияние на реальные действия. Различие между третьей и четвертой формой в том, что под воздержанием от действий понимается пассивное уклонение от совершения действия. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом терпение рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, порой больших, чем для открытых действий. Различие здесь скорее в психологическом переживании, которое в том и другом случае представляет собой «неделание».

В зависимости от силы, производимой ими, действия делятся на эффективные и неэффективные. Одно слово, даже спокойно произнесенное, может произвести громоподобный эффект или же не произвести никакого впечатления.

Проявления результатов действия по времени могут быть продолжительными или краткосрочными. Есть действия, оказывающие влияние на всю последующую жизнь человека, а есть и такие, влияние, которых испаряется почти мгновенно. Глубина взаимоотношений, достигаемая в любви, позволила французскому философу Ж.-П. Сартру утверждать, что истинное общение возможно только в любви и наедине.

Действия могут быть сознательными и неосознанными. Социология изучает действия, сознательные хотя бы со стороны одного участника. Бессознательно совершаемые действия, вызывающие сознательную реакцию, довольно часты. Например, человек может совершить какой-либо поступок, не осознавая, зачем он это делает, но окружающие будут стремиться понять причину данного поступка.

Действия можно также разделить на преднамеренные и не- преднамеренные. Преднамеренные действия мотивируются сознательной целью и осуществляются ради ее достижения. Непреднамеренные действия мотивируются прошлым и настоящим опытом и осуществляются без какой-либо сознательной цели. Не все сознательные действия преднамеренны, а лишь такие, которые совершаются с определенной, заранее поставленной целью, но не спонтанно или в ответ на действия других. действия ради чего-то следует отличать от действий из-за чего-то. Иногда человек действует сознательно, но вопреки своей же собственной цели, например, выпивает, дав зарок не пить. Это пример сознательных непреднамеренных действий. Человек может действовать сознательно на основе «нормативной мотивации», т.е. подчиняясь правовым или моральным нормам, и такие действия также будут непреднамеренными.

Вторым компонентом взаимодействия являются ценности и нормы, на основе которых люди вступают в отношения. Все, значимое для человека, представляет ценность. Материальные ценности — земля, дома, мебель; духовные ценности — наука, религия, образование, искусство и т.п. Нормы составляют особый вид ценностей это правила поведения — нормы права, морали, этикета, конструирования машин, написания стихотворений... Социология изучает только те взаимодействия которые связаны с ценностями и нормами, в противном случае это предмет физических, биологических и иных наук. Является ли действие преднамеренным или нет, дружеским или враждебным, гармоничным или дисгармоничным договорным или неформальным, моральным или аморальным, научным или идеологическим, зависит от ценностей, заложенных в него. Без ценностного компонента национальный флаг — просто кусок материи, привязанный к палке, а книга — совокупность бумажных страниц, скрепленных переплетом.

«Компонент значения, ценностей и норм совершенно отличен от третьего компонента социокультурных явлений — компонента материальных носителей — и ни в коем случае не может быть идентифицирован ни с физическими, ни с биологическими свойствами носителей, и с этими свойствами субъектов взаимодействия». Материально идентичное часто совершенно различно в социокультурном отношении, а то, что различается биофизически может быть идентично по социокультурным параметрам. Например, из двух близнецов один может быть президентом, а другой рабочим, а президенты разных стран могут быть мужчинами и женщинами.

Компонент значения создает причинную связь между людьми и материальными носителями взаимодействия там, где их иначе не было бы, например, объединяет в институт, или препятствует образованию связей, например, запрещает преступления. Ценности и нормы изучаются обстоятельно в курсе культурологии.

Третьим важным компонентом взаимодействия служат его материальные носители.

По определениям Сорокина, «все сенсорные открытые действия, материальные объекты, физические, химические и биологические процессы и силы, используемые для экстернализации, объективизации и социализации значений, являются носителями значимого взаимодействия». Без носителей или проводников невозможно значимое взаимодействие.

Все носители взаимодействия можно разделить на физические и символические. Физические действуют через свои физические свойства — камень, пуля, атомная бомба. Символические носители оказывают действие благодаря не столько физическим свойствам, сколько символическому значению, например, слово.

В свою очередь, в зависимости от вида используемой материи или энергии проводники делятся на: 1) звуковые — речь, музыка, звонок, различные шумы; 2) световые и цветовые — картины, письменность, светофор: З) пантомимические — жест, ритуалы: 4) термические — батареи в домах и т.п.; 5) механические — удары, операции; б) химические — духи, алкоголь; 7) электрические и радиопроводники — телефон, телеграф, радио; 8) предметные — кольцо, флаг, деньги.

Остановимся на каждом из этих видов. Звуковые проводники могут действовать непосредственно (так, например, высота и сила звука влияют на физическую и даже духовную деятельность человека) и опосредованно через свое символическое значение. Посредством слова происходит интеллектуальное общение, посредством музыки — эмоциональное (Л.Н. Толстой называл искусство способом передачи чувств от одного человека другому, а М.П. Мусоргский определял музыку как беседу). Социокультурная жизнь возможна исключительно благодаря языку. Помимо смысла произносимых слов, значение имеет голос сам по себе через свою высоту и тембр, и даже промежутки между словами могут быть очень выразительны. И.П. Павлов назвал слово второй сигнальной системой, с помощью которой формируются условные рефлексы у человека. В мифологии и религии слова воспринимаются как магические силы, управляющие миром и даже (в брахманизме) богами. «Евангелие от Иоанна» открывается так: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». С изобретением письменности значение слова стало снижаться, но по-прежнему остается высоким.

Музыка дополняет слово, передавая такие оттенки чувств, настроений и умственных состояний, которые не поддаются вербальному выражению. Они вызывают отклик у слушателя, «заражают»(как говорил Л.Н. Толстой) его и вызывают такие действия (танцы, ритуалы), которые без музыки невозможны. Древние греки называли космос «музыкой сфер». Пифагор сопоставлял законы движения небесных тел с законами музыкальной гармонии. Одна из отраслей социологии — социология музыки — изучает воздействие музыки на общество и отдельные его слои.

Звук может означать определенное время: звонок начало учебного занятия; гудок — начало работы предприятия; колокольный звон — начало церковной службы и т. д.

Письменность включает в себя иероглифы, клинопись, буквенное письмо, а также математические знаки. Она позволяет взаимодействовать с прошлым и в более широком пространстве. Сорокин считал письменность самым революционным изобретением всех времен. К этому же типу проводников относятся картины. Каждый цвет может выступать в качестве символа чего-либо: черный означает траур или отказ от мира у монахов, красный — революционные идеи, белый — чистоту и т.п.

Разнообразные проводники соединяются между собой, образуя непрерывную цепочку, где люди могут служить необходимыми промежуточными звеньями. Вместе они образуют «соединительную ткань» общества. Можно сказать, что вся материальная культура представляет собой сумму носителей, определяющих поведение и психическое состояние людей, может быть даже через много поколений (эффект эпохи Возрождения как возвращения к античной культуре).

Носители могут восприниматься сами по себе, идентифицируясь с определенными значениями, ценностями и нормами (фетишизация). Например, флаг рассматривается как эмблема независимости, власти, достоинства, чести и славы нации. Так носитель становится идолом, которому поклоняются, рассматривая его как символ чего-то, хотя в самом по себе носителе этого нет. Идол отождествляется с идеалом. На этом принципе построены магические обряды. Их ценность хотя бы в том, что носители обладают свойством воздействия на сознание людей, которые их используют (рикошетное действие). Представители примитивных культур, например, верят, что само по себе произнесение слова достаточно, чтобы вызвать определенные события в природе. Этим убеждением определяется наличие табу на использование некоторых слов непосвященными, особенно женщинами и детьми.

Существует явление персонификации, когда абстрактное понятие трансформируется в объективную сущность. Так появляются божества Виктория, Фортуна... В. Парето считал, что в наше время подобная персонификация происходит со словами Прогресс, Демократия и т.п.

Все три компонента взаимодействия — люди, ценности и материальные носители — представляют собой нераздельное единство.{8, стр. 144-150}

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать одновременно у разных индивидов отношения ненависти и солидарности или даже дружбы?

Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект Х ценит объект Y означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т. е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Существованием же значимых длительное время, непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений людей. Например, если во взаимодействиях основой является богатство как ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимости от условий обмена ценностями будут считаться отношениями благотворительности, кредита, экономического принуждения, экономической власти и т.д.

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.

Что касается места отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце, то оно называется ценностной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Активность индивидов определяется двумя показателями: 1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) — показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом; 2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей). Бывает, что индивид или группа имеет высокие ценностные экспектации, но не предпринимает активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектаций с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство — услуги и различные материальные блага; мастерство — приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность - знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение — это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность — это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.{3, стр. 122-125}




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.