Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5. Социальная структура общества

1. Естественное и социальное неравенство.

2. Теории структурализации общественных систем.

3. Трансформация социальной структуры российского общества.

1.

Даже поверхностный взгляд на окружающих говорит о том, какие мы все разные. Люди различаются по полу, возрасту, росту, цвету волос, и т. д., не говоря уже о психологических характеристиках. Одного природа наделила силой, другого красотой, третьего умом, а четвертого и тем, и другим понемногу. Такие различая между людьми, обусловленные физиологическими и психологическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Естественные различая далеко не безобидны, они могут стать основой для проявления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками, а красивая женщина почти всегда имеет преимущества над другими.

Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных. Интересное исследование провел Гунновар Ландтман среди папуасов Киваи (Новая Гвинея). У этого племени не было рабов или слуг, и ни у кого не было собственного дома. Но, несмотря на это, папуас, имеющий возможность накормить больше гостей, занимал более высокое положение, чем другие сородичи. Особым почетом пользовались воины, гарпунеры и конечно колдуны. В то же время, женщины, старики и люди с физическими недостатками имели более низкий статус.

Антропологи выявили некоторую степень неравенства и в «до-письменных» обществах. Где статус каждого члена определялся присущими данному обществу ценностями: силой, красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний и т.д. То есть критерии естественного неравенства доминировали в этих обществах.

Таким образом, неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, и существует даже в животном мире.

Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство. Оно неразрывно связано с социальными различиями - социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (муж, отец, инженер, политический деятель и все это одновременно). Социальные различия могут накладываться на естественные. Например, когда руководителем, губернатором, президентом становится умный талантливый человек, но могут и пересекаться. Увы, нередки в нашей практике случаи, когда в начальниках ходят бездарности, а то и просто невежественные люди. Происходит это потому, что в обществе существует социальное неравенство.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам (деньги, престиж, власть и т.д.).

В крупных и сложных обществах оно проявляется отчетливее. Социологи, исследуя социальные системы, установили, что социальное неравенство более ярко прослеживается в аграрных обществах. Поскольку в отличие от них в промышленных общественных системах наблюдается меньшая концентрация власти.

Человеческое общество в настоящее время крайне дифференцировано и состоит из множества социальный групп, классов, общностей. Кроме того, оно иерархизировано: в нем всегда одни слои обладали большей властью, большим богатством, имели больше преимуществ и привилегий по сравнению с другими. «Что позволено Юпитеру - не позволено быку!» - так древние выразили один вечных принципов стратификации общественных систем.

Стратификация - это распределение неравенства между различными группами людей определенными способами, с помощью которых оно передается от одного поколения к другому. Этим формируются различные слои и классы общества.

А может ли общество существовать без социального неравенства? Этот вопрос всегда занимал лучшие умы человечества. Слишком много несправедливости социальное неравенство вносит в нашу жизнь.

2.

Рассмотрим различные точки зрения социологов на структурализацию общественных систем.

Наиболее влиятельными являются теоретические подходы, разработанные Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920); большинство последующих теорий стратификации весьма обязаны их идеям.

Теория К.Маркса. Его идеи имеют широкое распространение, даже среди тех, кто отвергает политические аспекты теории. Большинство работ К.Маркса имело отношение к стратификации, к социальным классам, и даже удивительно, что он не дал систематического анализа концепции класса. Его рукописи, подготовленные уже после смерти (впоследствии опубликованные как часть главного труда – «Капитал») внезапно обрываются как раз на том месте, где он поставил вопрос «Что составляет класс?» Поэтому вся концепция класса должна рассматриваться с учетом всех работ Маркса в целом.

Природа класса. По Марксу, класс это группа людей, находящихся в прямом отношении к средствам производства - средствам обеспечивающим жизнь. В доиндустриальных обществах было два главных класса, владевших землей (аристократы, рабовладельцы или дворянство) и существовали те, кто активно производил для них продукцию (это рабы, слуги, крестьянство).

В современных индустриальных обществах офисы, оборудование и капитал, принадлежат одному классу собственников-промышленников и капиталистов. Другой класс - производителей, обеспечивает себе жизнь продажей своего труда. Отношения между классами, по Марксу, это эксплуатация одного класса - другим. Источником эксплуатации является собственность на средства производства, с помощью которой буржуа заставляет пролетариат работать на него и извлекает прибавочную стоимость.

Эта концепция классов ведет нас к объективно структуированному экономическому неравенству в обществе. Класс соотносится с объективными условиями, которые позволяют иметь больший доступ к материальным благам.

Теория Макса Вебера. Родился Макс, так же как Маркс в Германии. Вебер известен как один из основателей социологии, но его работы значительно шире, чем просто социологические и охватывают много областей истории, теории права, экономики и религии. Подход М.Вебера к стратификации построен с учетом марксова анализа, но модифицирует и тщательно развивает его. Существует два главных различая между этими теориями.

Во-первых, по Веберу, классовые различия происходят не только от контроля за средствами производства, но и от других экономических различий, прямо не связанных собственностью. Например, профессиональное мастерство или квалификация.

Во-вторых, Вебер устанавливает два других основания стратификации, помимо классового. Одно из них он называет статусом, другое - партийной принадлежностью.

Статус - характеризуется различиями между социальными группами по социальному престижу, которыми они обладают относительно друг друга. Статусные разграничения часто меняются независимо от классовых различий, и социальный престиж может быть, как позитивным, так и негативным (Например, профессии врача, ученого и «новые русские»). Если класс дан объективно, то статус зависит от субъективных (людских) оценок социальных различий. Классы берут начало в экономических факторах, связанных с собственностью и доходами, а статус связан с различными стилями жизни, которым следуют социальные группы.

Партия - определяет группу людей связанных одними интересами и преследующих одни цели не зависимо от их социального статуса и классовой принадлежности. Например, националистические, религиозные и т.п. идеалы и экономические интересы - военно-промышленного, аграрного и других комплексов.

В настоящее время последователи М. Вебера продолжили развитие его идеи, найдя ей подтверждение в поведенческой концепции психологов. Наблюдения за поведением людей дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства.

Группа социологов считает, что каждый человек занимая определенное место в обществе, обретает свой социальный статус. В их понимании социальное неравенство - это неравенство статусов. Оно вытекает из:

а) способностей индивида выполнять ту или иную социальную роль (например быть компетентным врачом, юристом, учителем),

б) существующих возможностей, которые позволяют человеку достичь определенного положения в обществе (например владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к властным номенклатурным кругам и т.д.).

Существуют и другие социологические концепции социального неравенства.

Группа социологов - функционалистов (Роберт Мертон, Таллкотт Парсонс и другие) объясняют неравенство, исходя из дифференциации функций, выполняемых различными группами, слоями, классами и другими социальными общностями.

Функционирование и развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей общности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности. Однако некоторые из этих функций, с позиции этого социального организма, являются более важными, чем другие.

Так на основе дифференциации социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих.

Объяснение социального неравенства принципом функциональности таит в себе серьезную опасность постановки вопроса о правомочности существующего распределения материальных благ. Если общество рассматривается как целостный организм, то почему та или иная функция более значима! Когда в живом организме почти все функции для него одинаково важны. Этот подход не позволяет объяснить такие реалии жизни, как принадлежность к высшим сферам управления обществом бездарей и бездельников.

Вот почему Т.Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и следовательно, может меняться в зависимости от изменения системы ценностей.

В современной социологии данные подходы к структуированию общества получили право на самостоятельную жизнь. Более того, на их основе появилось несколько социологических направлений исследования социальной стратификации.

Понятие социальной структуры употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» применяется по отношению к социально-классовым и социально-групповым общностям. В этом смысле социальная структура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоёв и групп.

Вместе с тем общепризнанно что, социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами этой структуры являются индивиды (занимающие определённые позиции и выполняющие определённые функции) и их объединения по статусным признакам в группы, и иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по разным критериям. Каждый из элементов социальной структуры является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В зависимости от типов социальных общностей и отношений между ними выделяются и разные типы структур: социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-этническая, социально-классовая, социально-образовательная, социально-территориальная, социально-корпоративная, и т.д.

В основе этих структур лежит ряд социальных групп, которые мы можем определить следующим образом:

1)социально-профессиональные группы в соответствии с положением и ролью индивидов в общественном разделении труда, управлении общественными делами;

2) социально-демографические группы, различающиеся по полу, возрасту, состоянию здоровья, семейному положению; для нормального существования общества необходимо оптимальное соотношение половозрастных групп как по стране в целом, так и по регионам;

3) национально-этнические группы, которые фиксируют исторически сложившиеся общности людей по языку, культурным традициям, национальному характеру, этнической территории;

4) социально-территориальные группы, отражающие различные типы территориальных общностей (жители села, города, население региона или республики),

5) группы населения по занятости - большие слои трудящихся, занятых в отраслях экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д.),сюда же могут быть отнесены безработные, пенсионеры, учащиеся;

6) социальные группы, включающие в себя индивидов, участвующих в различных видах противоправной деятельности (уголовники, дельцы теневой экономики и пр.), которые могут действовать разрозненно, а могут быть объединены в преступные организации;

7) маргинальные (буквально - «пограничные») социальные группы и слои, которые в силу каких-либо причин утрачивают свой социальный статус и занимают промежуточное положение по отношению к социальным общностям, названным выше, и вынужденные имитировать чуждый им образ и стиль жизни.

Совокупность этих групп находится между собой в сложных, многомерных связях и отношениях, которые и обусловливают их неравное положение в обществе. В результате такой социальной дифференциации формируется своеобразная «социальная лестница», на которой размещаются социальные группы, занимающие более высокие или низкие социальные позиции, в обществе выделяется определённого рода иерархия групп, то есть выделение высших и низших групп, слоёв, социальных классов.

3.

В настоящее время ситуация в России близка к разрушению общества. Смена социально-экономического уклада, общественно-политического строя, господствовавших идеологических установок и нравственных норм сопровождается структурно-функциональной ломкой экономики, социальной сферы, политической системы, духовной жизни России.

Сегодня наша страна оказалась в состоянии системного кризиса. Этот кризис разрушительно воздействует на социальную сферу, ее важнейшие компоненты - структуру, отношения, институты и органы управления и проявляется в обострении отношений регионов с центром, вплоть до отделения.

Переход общества в качественно новое состояние закономерно связан с кардинальными структурными изменениями. Деструктивный этап трансформации всегда болезнен для общества, ибо связан с падением производства, жизненного уровня населения, регулирующей роли морали и права.

Преодоление обществом кризиса, выход его из неустойчивого состояния свидетельствует о преобладании в нем конструктивных процессов, отличительной чертой которых является придание нового качества элементам и звеньям сохранившихся подсистем, утверждение новообразований. Трансформированная общественная система приобретает устойчивость для саморазвития.

Переход общества из одной системы в другую сопровождается трансформацией социальной структуры, представляет собой ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий, каждая из которых обладает специфическими характеристиками. Данный процесс можно представить в виде следующей схемы.

Первое, предшествующее радикальным переменам, состояние социальной структуры характеризуется ее дифференцированностью на классы и социальные группы, стратификационными различиями между социальными слоями, определенной степенью интегрированности внутри социальных образований.

Затем наступает этап социальной дезинтеграции. Социальная дезинтеграция - это такое состояние общества переходного этапа, когда резко сокращаются объем и интенсивность внутри внеструктурных взаимосвязей, функциональных взаимодействий между частями социальной структуры, т.е. начинается распад целостной системы.

Третьим этапом является социальная диссоциация. Она охватывает основные элементы структуры, поражает ее функциональные органы.

Следующий период внутренней неупорядоченности, неустойчивости системы следует рассматривать как стадию социальной энтропии, т.е. такой количественной и качественной неопределенности состояния общественной системы, при которой дальнейший процесс ее развития может иметь разные исходы.

Первый исход:

а) Крайняя стадия процесса социальной диссоциации выражается в окончательном разрушении сложившихся в обществе связей, полной утрате социальных интеграторов. Эта стадия в социологии получила название «атомизация общества».

б) Национальная катастрофа. Противоречия в обществе достигают апогея. Социальные потрясения охватывают все общество. Результатом сложившихся условий могут быть межрегиональные конфликты или гражданская война.

Другой выход из сложившейся ситуации:

а) Общество осознает пагубные последствия распада. Создаются материальные и духовные предпосылки консолидации людей, воссоздание новых связей, процесса социальной ассоциации в обществе.

б) На базе произошедшей дифференциации в обществе начинаются процессы социальной реинтеграции системы.

Конечный итог трансформации социальной структуры общества определяется действием совокупности факторов объективного и субъективного свойства, внутреннего и внешнего порядка.

Социальные отношения периода радикальных перемен приобрели националистическую, политико-идеологическую и криминальную окраску. Радикальные преобразования в России вызвали процесс прогрессирующей депопуляции общества:

а) сократилась продолжительность жизни;

б) снизилась рождаемость и повысилась смертность;

в) людские потери от преступности достигли масштабов локальной войны;

г) растет число наркоманов и алкоголиков;

д) население страны не доверяет действующим в стране институтам власти.

Все эти негативные явления в совокупности интенсифицируют процесс социальной диссоциации российского общества, а продолжительность этого состояния приближает энтропию общества.

Куда же дальше пойдет Россия? Это зависит и от нас с Вами!

Вопросы для повторения: 1. Что общего и особенного в социальном и естественном неравенстве? 2. В чем сущность социально-классовой структуры К.Маркса? 3. Сравните концепции структурирования общества К.Маркса, М.Вебера и структурных функционалистов. Что в них общего, а что особенного? 4. Как понимается социологами социальная структура в узким и широким смысле? 5. Какие стадии трансформации социальной структуры общества Вы знаете? 6. Определите, какие характерные проявления деформации социальной структуры в России мы наблюдаем?

 

Лекция № 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Культура как объект социального анализа.

Основные элементы культуры.

Социальные функции культуры.

Типы культур по критерию субъекта ее развития.

 

1.

Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, очень часто отождествляют культуру с образованностью и особым, «культурным» поведением. Несомненно, всё названное есть важная, но очень небольшая часть того, что представляет собой многогранное, сложное явление, называемое культурой.

Культура - совокупность способов и приёмов человеческой деятельности (материальной и духовной), воплощённых в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Это прежде всего характерный для данного человека и общества в целом образ мыслей и образ действий.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.

В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определённой группе людей.

Термин «культура» произошёл от латинского «colere» - «возделывать, облагораживать». Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе - изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.

Существует ряд основных признаков культуры.

Во-первых, источником культуры является сознание. Всё, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе связано с сознанием, идёт ли речь о технологиях, политике, нравственных исканиях людей или восприятии художественных ценностей.

Следует также иметь в виду, что культура это своеобразный процесс, деятельность, в основе которой - взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.

Во-вторых, культура представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей человек неизбежно становится перед необходимостью оценки явлений, средств их достижений, допустимости или запретности для него действовать теми способами, которые могут способствовать достижению целей. Без этого нет мотива деятельности, осознания социального действия. Культура - это определенный взгляд на мир сквозь призму принятых в этом обществе понятий о том, что есть добро и зло, полезное и вредное, прекрасное и безобразное.

В-третьих, культура становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей. То есть сигналы, идущие от внешнего мира, проходят «фильтр» культуры, расшифровываются ею и получают оценку. Отсюда разные оценки одних и тех же явлений у людей разных культур, разное реагирование на них.

В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуру относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом.

В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности - вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения).

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Итак, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё «Мы» среди прочих.

2.

Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить - существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культур всех сообществ. Можно выделить множество таких культурных универсалий свойственных всем обществам, в их числе: язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.

Одной из универсалий культуры является язык - тот понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык является самым ёмким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

Вторым важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания человеком или общностью людей своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

· смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.),

· универсальные (подразделяются на а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д.), б)общественного признания (социальное положение, трудолюбие и т.д.), в)межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие и т.д.), г)демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.),

· партикулярные (привязанность к «малой Родине», семье, а так же всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалу).

Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов деятельности и общения.

Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. По шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т.д.

Ценностное отношение приобретает особое значение для социальной жизни, так как на её основе складываются социальные нормы, которые являются следствием устойчивой, повторяющейся оценки.

Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные общественным бытиём требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.

В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная от общественного и кончая государственными.

Большое значение в жизни человеческих сообществ играют такие формы культуры, как обряды, обычаи, традиции.

Обряд - совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, нормы и ценности, представления и вызывающие определённые коллективные чувства. Сила обряда скрыта в его эмоционально-психологическом воздействии на человека, в обряде происходит не только рациональное усвоение каких-то норм, ценностей и идеалов, но и их сопереживание участниками обрядовых действий.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или группе и является привычной для его членов. Обычай представляет собой следование каким-то правилам, пришедшим из прошлого, сохранённым предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. В целом, можно сказать, что обычай - это неписаные правила поведения.

Традиции - элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции есть во всех сообществах, являясь необходимым условием жизнедеятельности общества. Пренебрежительное отношение к традициям влечёт за собой нарушение преемственности в развитии общества, его культуры, утрату ценных достижений человечества. С другой стороны, абсолютизация традиций, слепое следование им порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Перечисленные выше элементы культуры существуют во всех обществах, безотносительно к тому, как они действуют в различных государственно-национальных образованиях, социальных группах и т.д.

Но культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях, в определённых конкретных формах. Для описания этих конкретных форм культуры социология вводит понятие субкультура.

Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру, которая не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои специфичные отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности данного сообщества. Можно выделить следующие субкультуры: национальные, конфессиональные, профессиональные, а также субкультуры организаций, отдельных социальных групп и т.д.

3.

Культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть усвоения языка, символов, ценностей, норм человечества, своего народа, своей группы. Уровень культуры личности определяется её социализацией, то есть приобщением к культурному наследию и степенью развития индивидуальных способностей. Культурной называют личность, обладающую набором определённых качеств - эрудицией, пониманием различных отраслей искусства, свободным владением родным языком и знанием иностранных (что даёт возможность получения знания из первых рук, а не в чужом переводе),высокой нравственностью, самообладанием, способностью понять другого и т.д. Эти качества приобретаются личностью в ходе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. Освоение культуры создаёт у членов какого-либо сообщества чувство общности, принадлежности к одной группе, сплочённой вокруг каких-то ценностей, идеалов, целей или традиций, обычаев, исторической памяти, и принадлежащих вследствие этого к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Тем самым культура сплачивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачиваясь на основе какой-то субкультуры, эти люди противопоставляют себя представителям другой, не обязательно доводя противопоставление до антагонизма, но фиксируя различие («есть МЫ и ОНИ»).Внутри крупных сообществ могут возникнуть культурные конфликты как практическое проявление действия дезинтегративной функции культуры.

Регулирующая функция культуры. Как уже говорилось ранее, в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя её поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции - систему мер, призванных заставить нарушителя соблюдать правила и нормы культуры.

4.

В детстве закладываются основы всего духовного облика человека, идет формирование его личности. Человек овладевает определенной суммой знаний, навыков и правил поведения, приобретает потребность активно участвовать в духовном производстве. Ребенок открывает и принимает жизненные ценности и идеалы формирует свое отношение к жизни, находит свое место в обществе.

Культура в жизни ребенка играет весьма противоречивую роль. С одной стороны она способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, или другим группам. А с другой стороны культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость, суеверие, бесчеловечное поведение и т.п.

На реальную судьбу личности влияет соотношение между субъективными стремлениями и социальными условиями, возможностями личности. Все эти компоненты подвижны и изменчивы. Существует множество социальных институтов, которые осуществляют передачу культурных традиций и ценностей от поколения к поколению, и главным институтом является семья.

Маргарет Мид, в своей работе «Культура и мир детства» дает представление о трех типах культур по критерию субъекта ее развития.

Во-первых, это постфигуральная культура, где дети учатся прежде всего, у своих предшественников. Постфигуральная культура это такая культура, где каждое изменение происходит настолько медленно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут себе представить их будущее отличным от своей жизни. Прошлое взрослых оказывается будущем для детей.

Эта культура и ее преемственность зависят от реального присутствия в обществе трех поколений. Сохранение данной культуры зависит от установок стариков и того следа, который они оставляют в душах подрастающих поколений. Вся система постфигурального общества существует и сейчас, она не зависит от каких бы то ни было толкований прошлого. Постфигуральная культура характерна для примитивных обществ

Во-вторых, это конфигуральная культура, когда дети и взрослые учатся прежде всего, у своих сверстников. Конфигуральная культура -это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение сверстников. Обществ, где конфигуральная культура была бы единственной формой передачи культуры и неизвестно не одного общества, где эта модель сохранялась на протяжении жизни нескольких поколений. Во всех конфигуративных культурах старшие по возрасту по-прежнему господствуют в том смысле, что именно они оказывают влияние, определяют стиль конфигурации, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Одобрение старших оказывается решающим в принятии новой формы поведения, т.е. молодые люди, смотрят не на своих сверстников, а на старших как на последнюю инстанцию от решения которой зависит судьба поведенческой новации.

В-третьих, это префигуральная культура, где взрослые учатся прежде всего, у своих детей. Примером может служить первые поколения, родившиеся в эмиграции. Возникший разрыв между поколениями, обусловлен невозможностью обратиться к опыту старших поколений. Общество резко дифференцируются по возрастным группам, восстание против авторитета старших поколений на определенной стадии созревания институциализируется. Каждому обществу присуща какая-либо из этих культур.

Итак, под термином культура понимают генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной деятельности для поддержания определенных структур деятельности и общения. Другими словами культура - это система коллективно разделяемых ценностей убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе лиц.

Вопросы для повторения: 1.В чём разница между обыденным и научным пониманием культуры? 2.Какие признаки культуры Вы знаете? 3.Расскажите об универсальных чертах культуры. 4.Что такое обряд, обычай, традиции? 5.Что такое субкультура? 6.В чём сущность социальных функций культуры? 7. Какие типы культур выделены М. Мид по критерию субъекта культурного развития?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №2. Прикладные социологические исследования | Лекция № 6. Социология личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.