Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия античной эпохи

Мораль классового общества

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Гуманизирующая

Регулятивная

Познавательная

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

Ø формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

Ø самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности (установка на «добро»).

 

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

Ø ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

Ø гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

 

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т.д.

 

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

Ø Ограничения негативных устремлений людей;

Ø Саморегуляции индивида и социальной среды;

Ø Управления общественными отношениями;

Ø Воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т.д.

Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

 

6. Гуманизирующая функция заключается в:

Ø стремлении морали совершенствовать человека;

Ø обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве и т.д.

 

 

Тема 5: МОРАЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ,

1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:

Ø приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;

Ø создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому обществу.

Можно выделить мораль:

Ø господствующего класса, свободных людей;

Ø рабов.

Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т.п.).

Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.

Мораль господствующего класса была признана главенствующей в обществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносилось как всеобщие.

 

2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия – единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравственных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс.до н.э. в Китае, Индии и Греции как «мировоззренческое мышление», распространение мышления на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы нравственности.

Особенности философии Востока и Запада:

Ø Философия Индии была частью мифологического мировоззрения;

Ø Философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием;

Ø Философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов предфилософии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.

В философии Древней Греции:

Ø формулируются основные общие понятия;

Ø преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов);

Ø начинается отделение от мифологических представлений.

В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т.п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики:

Ø понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;

Ø ориентация этики на человека («Человек есть мера всех вещей». Протагор);

Ø провозглашение нравственной самооценности и суверенности личности;

Ø стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).

 

Тема 6: ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативная | Этика Аристотеля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.