Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторинг как особый кредитный продукт

В самом общем виде факторинг можно определить как деятельность банка-посредника или специализированного учреждения (факторинговой компании) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями. Деятельность фактор-посредников призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1. Фактор-посредник – факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;

2. Клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактор-посредником;

3. Покупатель товара.

Клиент уступает посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор-посредник по договору принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя денежные средства клиенту (поставщику) сразу после отгрузки товаров.

Существующие виды факторинговых операций могут быть классифицированы по различным признакам.

1. По страновой принадлежности поставщика и покупателя:

– факторинг внутренний – поставщик и покупатель являются резидентами одной страны;

– факторинг внешний (международный) – поставщик и покупатель являются резидентами разных стран.

2. По возможности обратного требования к поставщику.

– факторинг с регрессом – с правом возврата фактор-посредником клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита;

– факторинг без регресса – без права возврата неоплаченных счетов, в этом случае фактор-посредник риск неплатежа покупателя берет на себя.

3. По условию уведомления должника:

– факторинг открытый – покупатель (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактор-посреднику;

– факторинг закрытый – покупатель не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактор-посреднику, он ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа перечисляет соответствующую сумму фактор-посреднику для погашения кредита.

4. По форме финансирования:

– предварительная оплата;

– оплата требований к определенному сроку;

– оплата на момент предоставления документов.

5. По видам переуступаемых долгов:

– переуступка всех долгов по мере их появления;

– переуступка выборочных долгов.

Можно выделить четыре основные функции факторинга: финансирование, административное управление дебиторской задолженностью, оценка платежеспособности покупателей поставщика и страхование рисков.

Финансирование – это основная функция факторинга, с его помощью поставщик продукции получает денежные средства сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день.

Административное управление дебиторской задолженностью позволяет поставщику избавиться от работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Оценка платежеспособности покупателей поставщика особенно важна в странах, где недостаточно развита инфраструктура кредитного рынка. В государствах, где сложилась развитая сеть кредитных бюро и рейтинговых агентств, эта функция факторинга является не самой востребованной. В странах с переходной экономикой сбор и обработка информации о платежной дисциплине компаний, а также оценка платежеспособности потенциальных покупателей поставщика, проводимые в рамках факторинга, восполняют недостаток таких служб.

Страхование рисков важно при поставке товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для выполнения обязательств перед его собственными поставщиками.

Основным преимуществом факторинга является то, что фактически это беззалоговый кредитный продукт, поэтому он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Фактор-посредника интересует не прошлое, а будущее поставщика, т.е. сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем. В этом заключается основное отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита определяется прошлыми доходами, выраженными в накопленном имуществе, которое может стать предметом залога, и благополучном финансовом состоянии заемщика.

Следующее преимущество факторинга заключается в том, что он представляет собой целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Факторинг позволяет предоставлять поставщикам отсрочку платежа, что служит одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности компании. На конкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственным конкурентным преимуществом.

К недостаткам факторинга можно отнести:

– стоимость услуги. Для поставщика вопрос заключается в степени влияния просроченной задолженности на деятельность компании, а также выгодности банковского кредитования. В ряде случаев, безусловно, стоимость факторинга перекрывает выгоду, получаемую поставщиком при мгновенном поступлении средств;

– потеря контроля. Преимущества факторинга в освобождении фактор-посредником поставщика от ответственности за управление дебиторской задолженностью могут привести к проблемам, связанным с тем, что менеджмент компании допускает в бизнес третью сторону и обязан следовать предписаниям фактор-посредника в части регулирования объемов продаж, сроков поставки, управления долговыми обязательствами (особенно это касается факторинга без права регресса).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кредитные продукты банка | Кредитная политика коммерческого банка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.