Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип защиты публичных интересов и прав свобод граждан




Этот принцип упоминает оба закона – и о системе ГС и о гос. Гражданской службе. В них находит отражение идея конституционная. Конституционный принцип, который в нашей КРФ закреплен в ст. 18, предполагая, что толкование закона должно предопределяться защитой публичных интересов, прав и свобод граждан, в первую очередь. Служащий должен в свой профессиональной служебной деятельности ориентироваться на эти общие интересы. Т.е. каждый служащий должен помнить о гос. Пользе, о той общей цели которая установлена у государства и той задачи, которая вытекает из этой общей цели. В частности это предполагает, что служащий должен расценивать граждан, с которыми ему приходится иметь дело в рамках своей служебной деятельности, не как объекты гос. Управления, а как граждан, которые имеют право получать, требовать от государства выполнения определенных публичных функций и которые для этих целей платят налоги. В настоящее время система гос. Аппарата, та система ценностей, ценностные координаты, которые должны быть установлены для гос. Аппарата они меняются, они меняются в ходе административной реформы, они продолжат смещаться и сейчас в сторону критериев эффективности деятельности гос. Аппарата. Если раньше критерий эффективности было насколько точно и быстро исполняются приказы, отдаваемые на самом верху, то сейчас основной критерий (он нормативно закреплен, но в практике не может считаться реализованным) – удовлетворенность граждан работой гос. Органов. Предполагается, что граждане не по своей воле приходят в гос. Орган, а с какой-то проблемой, по нужде, связано это может быть определенной необходимостью реализовать право гарантированное законом и если это право может реализовать легко и не встретив препятствий со стороны гос. Аппарата – значит, служба функционирует хорошо. В этом отношение системы ценностей критериев оценки она смещается в сторону оценки с точки зрения удовлетворенности граждан – в этом и состоят публичный интересы. Каждый служащий должен об этом знать и помнить, воплощать этот публичный интерес в своей служебной деятельности. Предполагается, что никакие интересы внутриведомственные не должны превалировать над интересами общегосударственными, над интересами публичных целей. Если для того чтобы улучшать свои показатели пренебрегают своими функциями и реальными целями поставленными перед системой ведомства значит это что-то не так, значит система функционирует неправильно и это должно меняться. Оно к счастью медленно, но меняется. В этом отношении принцип который касается ответственности каждого служащего за защиту публичных интересов он как раз и ориентирует служащего чтобы тот помнил о своих целях и задачах в своей рутинной деятельности.

 

Тема: «Государственные должности» (далее – ГД)

Белов, имея ввиду ГД – имеет ввиду все должности в гос. органах. Задача Белова четко разграничить понятие ГД и должности гос. службы (далее – ДГС) и дать характеристику тому и другому понятию.

В законе 1995 года все было в этом отношении несколько проще потому что в самом законе было сказано, что есть ГД категории А, есть ГД категории Б, есть ГД категории В. И те должности которые относятся к категории А – это не ДГС, а Б и В – это ДГС. Сейчас такая система в законе отсутствует. Ни общего понятия охватывающего и то, и другой вид должностей законом не используется и даже закон считает (и вполне обоснованно считает), что регулирование способов замещения ГД это не предмет его регулирования. Действительно ГД – это те должности, которые к ГС не имеют никакого отношения! Это те должности которые установлены в КРФ, законами для непосредственного осуществления полномочий высших гос. органов, которые установлены КРФ и К(у) субъектов. Может быть здесь критерий несколько расплывчат и определить круг тех лиц которые относятся к ГД из такой характеристики достаточно сложно, но по сути дела мы можем проследить некую логику, которая заключается в том, что есть гос органы которые учреждены непосредственно КРФ и это относится к высшим ОГВ. Есть органы которые учреждаются другими правовыми актами. И в тех и в других есть лица, которые действуют непосредственно от этих органов, т.е. своими решениями реализуют компетенцию, реализуют полномочия соответствующих органов и есть те кто обслуживают деятельность органов в целом и не принимают никаких решений. И вот те лица, которые принимают решения от имени органа, непосредственно учрежденных КРФ на федеральном уровне или К (у) на уровне субъектов федерации – это и есть лица замещающие государственные должности (ГД).Для них нет общего понятие, это корявое понятие.

Лица, замещающие ГД:

Депутаты

Судьи

Члены Правительства

Высшее должностное лицо субъекта федерации

Президент.

Круг узок. В отношении все этих лиц не распространяется действие законодательства о государственной службе. В отношении статуса всех этих лиц существует специальное правовое регулирование. В отношении депутатов – закон о статусе депутатов, судей- закон о статусе судей, члены правительства – закон о правительстве.

Путать их с государственными служащими довольно сложно, потому что предполагается достаточно четкое их размежевание. Есть только одна такая ситуация, группа таких лиц, в отношении которой действительно может возникнуть неясность, недоразумение – это руководители ФОИВ. Министр – это лицо замещающее ГД, а руководитель федеральной службы –это просто руководитель ФОИВ. Федеральные службы не учреждаются КРФ в отличие от правительства и соответственно, руководитель, действующий от имени федеральной службы - это просто государственный служащий. Вот, наверно, единственная ситуация, где есть определенные трудности. Во всех остальных ситуациях достаточно понятно, где служащие, а где лица, замещающие ГД.

2 часть.

А теперь о должностях государственной службы (ДГС). Само понятие ДГС очень значимо в системе правового регулирования и в системе самих служебных отношений.

Государственная должность – это учрежденная в установленном порядке штатная единица государственного органа

ДГС – это некая минимальная структурная единица, это штатная единица государственного органа, предполагающая, что должность определяет некий набор функций, прав, обязанностей полномочий которые исполняются служащим, замещающим эту должность. При этом, в чем глобальное значение для функционирования всего государственного аппарата?! Есть некие общие функции государства, они делятся между государственными органами. Каждый орган имеет свою группу функций. Внутри органа функции распределяются между подразделениями. А внутри подразделений между конкретными служащими. Так вот распределение осуществляется не между служащими, а между должностями государственной службы. Должность – это некий функционал. Проходить службу можно только на ДГС. Любая служба проходится на государственную должность. И замещение должности предполагает:

1) Соответствие тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к замещению должности.

2) Выполнение тех функций, которые предполагаются по данной должности.

3) Выполнение тех общих задач и встраивания в ту иерархическую систему, которую предполагает должность.

В этом отношении мы можем разделить статус должности (предполагается некий набор функций у этой единицы) и прав и обязанностей статуса самого служащего. В законе описаны права и обязанности служащего, но в законе не может быть урегулировано непосредственно те функции и полномочия, которые возлагаются исходя из должности, возлагаются на лицо замещающее ДГС. Все эти функции и квалификационные требования определяются должностным регламентом – локальным правовым актом, который издается в отношении каждой должности ГС в государственном органе, он определяет все права, обязанности, полномочия, ответственность лица замещающего соответствующую должность.

 

Здесь показано соотношение 3 понятий:

-Государственный служащий

-Лицо, замещающее государственную должность

- Должностное лицо (ДЛ)

 

ДЛ здесь понятие, следующее из других классификаций. В каком-то смысле из другого классификационного ряда и попадающее в эту схему сравнения отчасти случайно, но поскольку оно действительно связано и с тем и с другим, Белов думает, что будет уместно расставить точки над «и», которые возникают по части соотношения этих понятий.

ДЛ – понятие, определенное в качестве общего и универсального в данный момент законом о порядке рассмотрения и обращений граждан. До этого закона были понятия ДЛ, но ни одно не было столь универсальное. Было понятие ДЛ в УК как субъекта уголовной ответственности, было понятие ДЛ как субъекта административной ответственности в КоАПе. Было много споров о том, как они соотносятся. И в остальных отношениях иногда возникала потребность существования некого подобного обобщенного понятия. В случаях, когда лицо действовало от имени государственного органа, реализуя полномочия этого органа. ДЛ в тех случаях когда речь не идет о субъектах ответственности чаще всего понимается как представитель власти, т.е. лицо которое постоянно, временно или по специальному полномочию имеет право издавать властные распоряжения в отношении тех лиц, которые не находятся по отношению к нему в непосредственном служебном подчинении. Иными словами, сотрудник полиции, наделенный законом о полиции определенными полномочиями, может потребовать предъявить документы у любого гражданина РФ, иностранца. Он представитель власти, он реализует полномочие ОВД, но реализует в отношении любого и каждого. Ситуация, когда полномочия ограничиваются только правом давать обязательные для исполнения указания, распоряжения лишь тем, кто непосредственно не подчинен этому лицу не предполагает представительство власти, не предполагает реализации этих внешних властных полномочий государственного органа. Понятие ДЛ, оно используется как раз для того, чтобы обозначить тех лиц, имеющих право издавать властные распоряжения от лица государственных органов. Причем эти распоряжения могут быть разными:

  • НПА, когда руководитель органа подписывает, издает от имени органа НПА, реализующий нормотворческую компетенцию этого органа
  • Распорядительный акт, например, постановление об административном правонарушении или протокол, что по природе своей представляет собой юридически значимое действие. Тоже полномочием по составлению протокола наделяется ДЛ – так сказано в КоАПе.

Так вот, чтобы в отношении разных работников государственных органов понимать, кто именно выступает в качестве таких представителей власти и как соотносятся между собой логически 3 понятия, Белов придумал схему, извините его за то, что не совсем идеальнуюJ. А именно есть понятие лица, замещающее государственную должность. Все лица замещающие ГД являются ДЛ. Потому что их статус сам по себе предполагает право издавать властные предписания, властные распоряжения от лица государственных органов, причем которые учреждены КРФ или К (у) субъектов. Есть по отношению к государственным служащим и ДЛ – 2 этих понятия представляют собой частично пересекающиеся множества. В той части, в которой они пересекаются – это те государственные служащие, которые в силу своего служебного положения либо выступают руководителями органов, либо наделены специальными полномочиями действовать от имени органа в отношении других частных лиц. Пример про сотрудника полиции –он показателен, но не любой сотрудник полиции имеет право потребовать предъявить документы – только лица, имеющие звания и только те, которые относятся к определенным подразделениям полиции. Те, кто например работает в аппарате полиции в качестве служащих, чьи функции не предполагают каких-то властных распоряжений, например работники канцелярии. И это вот те самые государственные служащие, которые не являются ДЛ.

ДЛ, которые не являются ни государственными служащими, ни лицами замещающие ГД, то это категория лиц имеет значение только для целей административной ответственности, и она предполагает выделение в АПО со стороны частных субъектов как критерий повышения ответственности этих самых лиц. В любом ЮЛ есть те ФЛ, которые действуют от имени организации - это директор, главный бухгалтер. Они, действуя от имени ЮЛ, несут ответственность за деятельность этого ЮЛ, они рассматриваются в качестве ДЛ, выполняющих административно –хозяйственные функции в ЮЛ. Применительно к ГС нам выделение такой категории не значимо, но для того чтобы вы составили себе общую картину, вы можете себя ориентироваться на эту схему.

Есть категории и группы – они выделены для разных целей.

Категории имеют значение для определения правил замещения соответствующих должностей. В отношении специалистов и обеспечивающих специалистов необходимо проведение конкурса на замещение. В отношение помощников и советников руководителей такого конкурса обычно не требуется.

Группы выделяются для целей определения неких общих базовых социальных гарантий, и они предполагают разный статус лиц, которые замещают должности группы старших, младших, ведущих, главных, высших. В каком-то смысле эти 2 классификации имеют взаимосвязь, потому что в категории руководителей есть группы высших, главных и ведущих должностей, там нет ни старших, ни младших.

Виды должностей:

Категории:

1) руководители;

2) помощники (советники);

3) специалисты;

4) обеспечивающие специалисты.

Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

 

Статус государственного служащего. (далее – ГС)

Речь идет о статусе не связанным с выполнением должностных функций по конкретной должности. Это общие права и обязанности служащего как такового. Здесь есть один довольно интересный теоретический вопрос. С одной стороны ГС осуществляется только на должностях ГС, т.е. нужно замещать должность. Но при этом одни последствия имеют замещение непосредственно ДГС, другие – сам факт поступления на ГС. Для каких случаев это имеет значение? Чаще всего с этими вопросами приходится сталкиваться в ситуации с перемещением, с переназначением с одной должности на другую. Есть определенные правила, требования и условия передвижения служащих внутри общей системы государственного аппарата и внутри всей системы должностей государственной службы и есть определенные условия, при которых служащий вообще увольняется с ГС. Это не тоже самое, что увольнение с должности ГС. Когда увольняют с ДГС могут назначить на другую должность, когда увольняют со службы, то лишают вообще статуса служащего. Лишают права пребывания в кадровом резерве, лишают всех гарантий и привилегий, которые предусматриваются законом в качестве защиты социального статуса служащего, и в этом смысл пусть это в законе не явно видно, но все-таки предполагается, что статус служащего он существует вне статуса лица, замещающего конкретную должность ГС. Когда мы говорим о правах и обязанностях, мы говорим вообще о правах и обязанностях любого абстрактного служащего без привязки к конкретной должности.

Статус служащего складывается из следующих элементов:

1) Права

2) Обязанности

3) Ограничения

4) Запреты

5) Система мер поощрения

6) Система мер ответственности

Все эти элементы в совокупности определяют статус государственного служащего. Каждый из этих элементов предполагает определенный набор соответственно прав, обязанностей и т.д.

 

Права государственного служащего.

Мы будем говорить о правах, как они изложены в законе о государственной гражданской службе. Эти права могут быть разделены на несколько групп.

1) Права, обеспечивающие служащим выполнения его служебных полномочий.

Полномочия определяются должностным регламентом, т.е. зависят от конкретной должности. А права существуют общие. Права предполагают это мера той юридической защиты, которую служащий должен получить в рамках закона потому что, когда ему дают поручения что-то сделать и при этом он не может в реальности выполнить это поручение создается ситуация когда его загоняют в угол и его можно привлечь к ответственности на ровном месте. Вот то что касается этих прав это в основном права предоставляющие возможность получить те документы, материалы которые ему необходимы для выполнения тех или иных служебных функций и поручений, которые служащий получает от руководителя. Есть общие права общих технических, организационно-материальных условий. А есть более конкретные, например, доступ в любые государственный органы, ОМС, общественные объединения и иные организации. Предполагается, что служащий должен получить право для цели выполнения своих служебных обязанностей доступа в любые организации, где он может получить информацию для осуществления им служебной деятельности. Как вы думаете, может ли служащий прийти в организацию и ссылаясь на п.7 ст. 14 закона о ГГС потребовать доступа к ее материалам?! Конечно, нет. Потому что это права, который служащий имеет в рамках служебных отношений, т.е. это права, которые служащий может требовать от своего нанимателя – от государственного органа. А государственный орган, нанимателем фактически предстает государство и государство обязано обеспечить служащему соответствующие внешние полномочия, если у служащего нет таких полномочий, если законом не предусмотрено что вот этот служащий этого органа в эти конкретные организации может прийти и потребовать необходимые ему для служебной деятельности документы и материалы, значит, в его служебные обязанности не входят никаких полномочий, функции, поручения ему нельзя давать связанные с необходимостью получения таких материалов. Это обязанность, это должностное требование к нему будет не выполнимо потому, что закон не дает ему права получить эти материалы. И соответственно, отношения все-таки складываются внутри государственного аппарата, внутри ГС – это не отношения с частными лицами, это отношения внутри государственного аппарата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.