Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки декоративного рисования

Декоративное рисование наиболее доступно для учащихся вспомогательной школы, поэтому систематическое обучение сле­дует начинать с этого вида занятий. Содержание этой работы - составление узоров в полосе, квадрате, круге, оформление праздничных открыток и т. д.

Источник, из которого следует черпать материал для таких уроков- это многообразное искусство народных мастеров, от­ражающих в своих изделиях мотивы родной природы и нацио­нальной культуры. Художественная резьба по дереву и кости, вышивка и кружево, керамика и стекло, роспись по дереву, игрушка и многое другое составляют богатство народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с его лучшими образцами в определенной степени формирует эстетический вкус учащихся, содействует постепенному развитию суждений о том, что XOPOIlIO и что IIЛОХО, вырабатывает умение отличать по-настоящему красивое от безвкусицы и украшательства. Кро­ме того, демонстрация произведений народных умельцев спо­собствует пониманию особенностей построения узоров и целе­сообразности их применения в быту.

На занятиях по декоративному рисованию учащиеся значи­тельно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают технические приемы. Этому способствует относительно простая и вполне доступная для них изобразительная основа орнамента - многократно повторяющиеся растительные мотивы и некоторое число геометрических форм. Простота замысла в совокупности с элементарной пространственной композицией дает возможность детям без излишних деталей составлять декоративно-орнаментальные рисунки. Путем небольшого количества приемов может быть создано достаточно много различных узоров, своеобразных по цвету, композиции и мотивам.

Декоративное рисование не требует абсолютно точного знания объекта, которое обязательно при выполнении рисунка с натуры. Сочиняя узоры, учащиеся оперируют простейшими элементами и формами, подбирают соответствующие цвета, следят за чередованием одних и тех же деталей или повторяют их через определенный промежуток.

Следует отметить еще одну особенность, облегчающую процесс работы над декоративным рисунком,- это условный вы­бор цвета. Поскольку школьник воспринимает цвет в рисунке прежде всего как его украшение, то он подбирает и сопостав­ляет цвета по принципу «красоты». При соответствующей педагогической работе у учащихся вспомогательной школы можно развить вполне удовлетвори­тельное восприятие цветовой гармонии, которую они пытаются передать в рисунке.

Рисованию предметов симметричной фор­мы предшествует составление узоров, построенных по прин­ципу симметрии. Рисование узоров в круге предваряет и сопровождает рисование круглых предметов. Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью, выразительностью изображения и во многом cooтвет ствует возможностям умственно отсталых школьников.

Для успешного выполнения учебной программы по декора­тивному рисованию необходимо использовать разнообразные приемы и методы обучения. Большое значение при этом имеют методы, которые направлены на развитие у детей физических, технических умений и прежде всего правильных действий карандашом и кистью. При этом особое внимание учитель должен сосредоточить на том, чтобы учащиеся смогли правильно воспринять изображение (образец), продумать последовательность выполнения рисунка, что и как рисовать, представить конечный результат своей работы и т. д. Поэтому, обучая умственно отсталых школьников, как правильно действовать руками, учитель должен направить свои усилия на развитие различных сторон личности аномального ребенка: на активизацию его восприятия, мышле­ния, воображения, на формирование чувств и эмоционально ­волевой сферы.

Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму.

Прежде всего следует отметить, что большое значение при обучении декоративному рисованию имеет б е с е д а, которую учитель обычно проводит учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит учащих­ся с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Пока­зывая образец узора (орнамента)учитель дает ученикам вре­мя для того, чтобы они могли внимательно рассмотреть его. В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассмат­риваемого узора, определяется его структура, выделяются ос­новные элементы. Внимание детей сосредоточивается на рит­мичном чередовании деталей рисунка. Рассматривая узор, уча­щиеся сопоставляют его части, сравнивают и дифференцируют их по форме, цвету, величине. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их распо­ложение, но и указывают количество этих элементов.

Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основ­ных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сфор­мулированы и понятны детям, а также должны способствовать активности школьников, побуждать их к мыслительной деятель­ности.

Для того чтобы заинтересовать детей предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. учитель показывает, помимо образцов, лучшие ри­сунки, выполненные учениками параллельного класса, или ана­логичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса).

Особенно большое место на уроках декоративного рисова­ния занимают о объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает логики изложения учеб­ного материала. Желательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз: В противном случае умственно от­сталые школьники могут оказаться безучастными к объяснению и не поймут инструкции учителя.

Результативным методом пояснения того, как надо действо­вать, осваивая тот или иной способ составления урока является наглядный показ. Рисунок учителя на доске (или на большом листе бумаги), постепенно возникающий перед глазами· уча­щихся,- это наиболее эффективное средство, при меняемое при обучении декоративному рисованию.

В младших классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя, т. е. учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске,-­говорит учитель,- так и вы у себя в тетрадях». В старших классах такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и развернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически. Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их к умственной деятельности, стремит­ся повысить у них интерес к занятиям, способность целенаправленно воспринимать то, что он объясняет и показывает.

Исключительно важное значение при обучении декоратив­ному рисованию имеют приготовленные к уроку образцы. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в, полосе, квадрате, круге; на образцах видно, как по-разному располагаются узоры в одной и той же геометрической форме. Рассматривая, ученики усваивают понятия о красивом сочетании цветов, пра­вильнее передают в рисунке относительную величину элемен­тов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику вы­полнения рисунка цветными карандашами или красками. Об­разец является критерием в работе, эталоном, к которому стре­мятся ученики красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания.

На одном уроке целесообразно показать три-четыре образ­ца, отличающиеся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в них является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца.

Следует рекомендовать составление узоров на готовых фор­мах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью учитель может приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометрические - круги, квадраты, треугольники и т. п. или изобразительные - цветы, ягоды, листья и т.: п.). Один -два уче­ника размещают должным образом составные части узоpa в геометрической форме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте.

Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строе­ние. В ходе подготовительной работы ученики видят, что ИЗ одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только атом случае, если составные части будут повторяться ритмически или располагаться симметрично.

В процессе обучения декоративному рисованию надо побуж­дать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как со­ставить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для учащихся такая работа представляет определен­ную сложность, так как требует от них проявления самостоя­тельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоратив­ных элементов. В первоначальный период обучения им необхо­димо оказывать некоторую помощь (в частности,целесообраз­но вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т. п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках ученикам дается задание составить орнамент самостоятельно, можно ис­пользовать таблицу с изображением готовых стилизован­ных - элементов. Необходимо. особо подчеркнуть, что стремле­ние учащихся придумать «свои» узор всегда следует поощрять. Стремясь к развитию активности школьников, полезно ка­кую-то часть урока отводить коллективному придумыванию узо­ра. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последова­тельно украшают соответствующую форму.

Научить детей декоративному рисованию можно, только соблюдая определенную последовательность в изложении учеб­ного материала. Логически обоснованные задания,закономерно вытекающие из особенностей построения рисунка и специфики развития изобразительной деятельности учащихся вспомога­тельной школы, могут быть представлены следующей системой: рисование орнаментов С готовых образцов; рисование орнамен­тов по заданной схеме; рисование орнаментов из данных эле­ментов; самостоятельное рисование орнаментов.

Одна из характерных особенностей народного декоративно­го орнамента - это ритмическое повторение или чередование тех или иных элементов рисунка., Орнамент, составленный из геометрических форм и фигур, из сочетаний различных линий и пятен, называется геометрическим. Если же мотивом орнамента служит воспроизведение каких-либо предметов окру­жающего мира: растений, животных, человека, вещей, то такой орнамент называется изобразительным. Разновидностью изобразительного орнамента является так называемый растительный орнамент, составленный из декоративно перерабо­танных цветов, листьев, плодов, веток каких-либо растений и т. д. Этот вид орнамента наиболее приемлем во вспомогательной школе, так как он может быть и очень простым, и более сложным. Это позволяет учителю варьировать степень трудности задания в зависимости от возраста и состава учащихся.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Беседы об изобразительном искусстве | Начальный этап Великой Отечественной войны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.