КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уроки декоративного рисования
Декоративное рисование наиболее доступно для учащихся вспомогательной школы, поэтому систематическое обучение следует начинать с этого вида занятий. Содержание этой работы - составление узоров в полосе, квадрате, круге, оформление праздничных открыток и т. д. Источник, из которого следует черпать материал для таких уроков- это многообразное искусство народных мастеров, отражающих в своих изделиях мотивы родной природы и национальной культуры. Художественная резьба по дереву и кости, вышивка и кружево, керамика и стекло, роспись по дереву, игрушка и многое другое составляют богатство народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с его лучшими образцами в определенной степени формирует эстетический вкус учащихся, содействует постепенному развитию суждений о том, что XOPOIlIO и что IIЛОХО, вырабатывает умение отличать по-настоящему красивое от безвкусицы и украшательства. Кроме того, демонстрация произведений народных умельцев способствует пониманию особенностей построения узоров и целесообразности их применения в быту. На занятиях по декоративному рисованию учащиеся значительно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают технические приемы. Этому способствует относительно простая и вполне доступная для них изобразительная основа орнамента - многократно повторяющиеся растительные мотивы и некоторое число геометрических форм. Простота замысла в совокупности с элементарной пространственной композицией дает возможность детям без излишних деталей составлять декоративно-орнаментальные рисунки. Путем небольшого количества приемов может быть создано достаточно много различных узоров, своеобразных по цвету, композиции и мотивам.
Декоративное рисование не требует абсолютно точного знания объекта, которое обязательно при выполнении рисунка с натуры. Сочиняя узоры, учащиеся оперируют простейшими элементами и формами, подбирают соответствующие цвета, следят за чередованием одних и тех же деталей или повторяют их через определенный промежуток. Следует отметить еще одну особенность, облегчающую процесс работы над декоративным рисунком,- это условный выбор цвета. Поскольку школьник воспринимает цвет в рисунке прежде всего как его украшение, то он подбирает и сопоставляет цвета по принципу «красоты». При соответствующей педагогической работе у учащихся вспомогательной школы можно развить вполне удовлетворительное восприятие цветовой гармонии, которую они пытаются передать в рисунке. Рисованию предметов симметричной формы предшествует составление узоров, построенных по принципу симметрии. Рисование узоров в круге предваряет и сопровождает рисование круглых предметов. Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью, выразительностью изображения и во многом cooтвет ствует возможностям умственно отсталых школьников. Для успешного выполнения учебной программы по декоративному рисованию необходимо использовать разнообразные приемы и методы обучения. Большое значение при этом имеют методы, которые направлены на развитие у детей физических, технических умений и прежде всего правильных действий карандашом и кистью. При этом особое внимание учитель должен сосредоточить на том, чтобы учащиеся смогли правильно воспринять изображение (образец), продумать последовательность выполнения рисунка, что и как рисовать, представить конечный результат своей работы и т. д. Поэтому, обучая умственно отсталых школьников, как правильно действовать руками, учитель должен направить свои усилия на развитие различных сторон личности аномального ребенка: на активизацию его восприятия, мышления, воображения, на формирование чувств и эмоционально волевой сферы.
Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму. Прежде всего следует отметить, что большое значение при обучении декоративному рисованию имеет б е с е д а, которую учитель обычно проводит учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит учащихся с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Показывая образец узора (орнамента)учитель дает ученикам время для того, чтобы они могли внимательно рассмотреть его. В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы. Внимание детей сосредоточивается на ритмичном чередовании деталей рисунка. Рассматривая узор, учащиеся сопоставляют его части, сравнивают и дифференцируют их по форме, цвету, величине. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают количество этих элементов. Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сформулированы и понятны детям, а также должны способствовать активности школьников, побуждать их к мыслительной деятельности. Для того чтобы заинтересовать детей предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. учитель показывает, помимо образцов, лучшие рисунки, выполненные учениками параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Особенно большое место на уроках декоративного рисования занимают о объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает логики изложения учебного материала. Желательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз: В противном случае умственно отсталые школьники могут оказаться безучастными к объяснению и не поймут инструкции учителя.
Результативным методом пояснения того, как надо действовать, осваивая тот или иной способ составления урока является наглядный показ. Рисунок учителя на доске (или на большом листе бумаги), постепенно возникающий перед глазами· учащихся,- это наиболее эффективное средство, при меняемое при обучении декоративному рисованию. В младших классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя, т. е. учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске,-говорит учитель,- так и вы у себя в тетрадях». В старших классах такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и развернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически. Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их к умственной деятельности, стремится повысить у них интерес к занятиям, способность целенаправленно воспринимать то, что он объясняет и показывает. Исключительно важное значение при обучении декоративному рисованию имеют приготовленные к уроку образцы. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в, полосе, квадрате, круге; на образцах видно, как по-разному располагаются узоры в одной и той же геометрической форме. Рассматривая, ученики усваивают понятия о красивом сочетании цветов, правильнее передают в рисунке относительную величину элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику выполнения рисунка цветными карандашами или красками. Образец является критерием в работе, эталоном, к которому стремятся ученики красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. На одном уроке целесообразно показать три-четыре образца, отличающиеся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в них является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца.
Следует рекомендовать составление узоров на готовых формах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью учитель может приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометрические - круги, квадраты, треугольники и т. п. или изобразительные - цветы, ягоды, листья и т.: п.). Один -два ученика размещают должным образом составные части узоpa в геометрической форме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте. Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строение. В ходе подготовительной работы ученики видят, что ИЗ одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только атом случае, если составные части будут повторяться ритмически или располагаться симметрично. В процессе обучения декоративному рисованию надо побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как составить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для учащихся такая работа представляет определенную сложность, так как требует от них проявления самостоятельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоративных элементов. В первоначальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь (в частности,целесообразно вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т. п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках ученикам дается задание составить орнамент самостоятельно, можно использовать таблицу с изображением готовых стилизованных - элементов. Необходимо. особо подчеркнуть, что стремление учащихся придумать «свои» узор всегда следует поощрять. Стремясь к развитию активности школьников, полезно какую-то часть урока отводить коллективному придумыванию узора. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последовательно украшают соответствующую форму. Научить детей декоративному рисованию можно, только соблюдая определенную последовательность в изложении учебного материала. Логически обоснованные задания,закономерно вытекающие из особенностей построения рисунка и специфики развития изобразительной деятельности учащихся вспомогательной школы, могут быть представлены следующей системой: рисование орнаментов С готовых образцов; рисование орнаментов по заданной схеме; рисование орнаментов из данных элементов; самостоятельное рисование орнаментов. Одна из характерных особенностей народного декоративного орнамента - это ритмическое повторение или чередование тех или иных элементов рисунка., Орнамент, составленный из геометрических форм и фигур, из сочетаний различных линий и пятен, называется геометрическим. Если же мотивом орнамента служит воспроизведение каких-либо предметов окружающего мира: растений, животных, человека, вещей, то такой орнамент называется изобразительным. Разновидностью изобразительного орнамента является так называемый растительный орнамент, составленный из декоративно переработанных цветов, листьев, плодов, веток каких-либо растений и т. д. Этот вид орнамента наиболее приемлем во вспомогательной школе, так как он может быть и очень простым, и более сложным. Это позволяет учителю варьировать степень трудности задания в зависимости от возраста и состава учащихся.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |