Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная политическая элита

В региональной политической элите тон задает но­вая бюрократия, доминирующей чертой которой выступает редистрибутивное (рентное) отношение к экономической деятельности.

Важной характеристикой элиты является ее ментальность. Практические ориентации и их реальное воплощение в делах региональных политико-административных элит отражаются как в их собственном мировосприятии, так и в оценках населения.

Характеризуя ментальные особенности региональных административно-полити­ческих элит следует отметить их федералистское мышление.

Федералистское мышление представляет часть политического сознания и политической культуры современно­го российского общества, точнее говоря, политическую субкультуру. В многонациональных образованиях каждая национальная культу­ра имеет ряд этнических субкультур. Так, в современной России по­литические субкультуры кавказских народов сильно отличаются от татарской, якутской или центрально-российской субкультур. Что ка­сается федералистского мышления, то как показывают социологи­ческие исследования, эта политическая субкультура не центрируется имен­но в моно- или полиэтнических образованиях России. Здесь она нахо­дит более яркое и четкое проявление. Федерализм в политическом сознании — это один из векторов преобразований советской полити­ческой культуры в последние 8—10 лет. В национальных республи­ках России он, естественно, приобретает национальные формы, в рус­скоязычных регионах Юга России — базируется на казачьем факторе. В других российских регионах основой выступают экономические ус­ловия (например, в регионах-«донорах») и т. п.

Рассматривая федерализм как новую политическую субкультуру, мы сталкиваемся с проблемой ее идентичности. Р. Такер и многие западные политологи предлагают считать полити­ческой культурой данного общества как убеждения и установки граж­дан, так и мнение и поведение чиновников. Исследования подтверждают правильность такого подхода относительно федералистского мышле­ния. Мнения и оценки населения во многом коррелируют с ориентациями элиты. Естественно, что оценки в общественном мнении насе­ления носят более резкий и непосредственный характер, в то время как элита более дипломатична, умеренна, в особенности по отноше­нию к проблемам взаимоотношения центра с республиками.

Основными параметрами федерали­стского мышления являются сохранение целостности РФ, проблемы равноправия всех субъектов, приоритет федеральных за­конов над республиканскими.

Томас Р. Дай предлагает модель «соревновательного» федерализма, суть которого заключается в стремле­нии более полно использовать возможности субъектов федерации для удовлетворения потребностей населения и устранение излишней цен­трализации.

Можно констатировать значительное ослабление центро-патерналистских надежд среди региональной политической элиты. В сознании элит надежды на возможно­сти Центра и собственные силы в развитии экономики и хозяйствен­ных связей почти уровнялись. Во многих регионах уже превалирует настроение «опо­ры на собственные силы». Таким образом, этнофедералистские, эко­номико-федералистские и политико-федералистские факторы оказы­ваются сопряженными в один комплекс и действуют сейчас одновекторно, способствуя более быстрому формированию федералистской парадигмы мышления.

Дан­ные социологических исследований свидетельствуют о том, что ре­гиональная элита достаточно самокритично оценивает результаты своей деятельности. Так, например, представители более 50 % Ростовской региональной элиты полагают, что деятельность мест­ных властей в народе оценивается низко. Немногим более 40 % счи­тают, что если деятельность властей и одобряется, то только отчасти. Лишь 8 % полагают, что общественностью их деятельность поддер­живается.

Население субъектов федерации считает администрацию городов и районов наиболее сильным держателем властных полномочий.

Важным вопросом является доверие населения к администрации, которое сильно колеблется в разных регионах, но в целом склоняется к тем элитам, которые находятся у власти, за которых, как правило, население голосует на выборах. Причем наибольшим авторитетом пользуются у населения главы адми­нистраций.

Уровень профессионализма региональной политической элиты в целом остается невысоким. В соответствии с социологическими опросами более половины региональных чиновников смутно представляют суть, цель и задачи проводимых в стране реформ. У них наблюдается больше нормативно-теоретическое, чем реально-практическое представление о происходящих преобразованиях. В то же время региональная элита не имеет четких представлений о собственной региональной версии производимых реформ.

Определенную ясность в систему политических взглядов и ори­ентаций региональной политической элиты вносит представление ее симпатий к идеям и целевым установкам различных политических партий и движений.

Результаты социологического анализа свидетельствуют, что приоритет принадлежит партиям и движениям, в чьих программах провозглашаются социал-демократические идеи и принци­пы. В элите складывается четкая ориента­ция на реформы в духе социал-демократической модели обществен­ного устройства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая корпоративность | Привилегии как признак политической элиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.