Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции системы образования

Социология образования, ее функции, структура и задачи.

ЛЕКЦИЯ № 9

Тема: Социология образования.

1. Социология образования, ее функции, структура и задачи.

2. Функции системы образования, объект и предмет социологии образования.

3. Основные виды образования.

4. Система образования в Казахстане.

 

Социология образования – отрасль социологического познания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования образования как социального института и его взаимодействие с обществом. Институт образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически преходящих систем образования, способностью оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Состояние и функции системы образования определяются господствующими в данном обществе способом производства и экономическими отношениями, порожденными им, структурой социальных связей и отношений, а в связи с этим и социальной структурой, особенностями политических и идеологических отношений.

Социология образования выполняет две основные функции:

1. Экономическую – участие в воспроизводстве рабочей силы посредством формирования профессионального потенциала членов общества.

2. Социальную – формирование всесторонне развитой личности. Образование непосредственно воздействует на духовный мир личности, формирует в значительной степени систему духовных интересов людей, уровень их культуры, содействует нравственному прогрессу общества, всестороннему гармоничному развитию личности.

Объективная необходимость подготовки людей к профессионально и социальноразделенным видам труда обуславливает как различие, так и взаимосвязь между производственно-техническими и социальными требованиями к образованию. Первые определяются уровнем развития производительных сил, техникой и технологией производства в данной отрасли производства. Вторые определяются всей системой господствующих в данном обществе социальных групп и социальных отношений.

Структура системы образования:

Семейное воспитание

Дошкольное воспитание

Общее среднее образование

Внешкольное воспитание и обучение

Профессионально-техническое образование

Средне-специальное образование

Высшее образование

Послевузовское образование (аспирантура, докторантура)

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Дополнительное образование

Социология образования имеет свои специфические задачи:

1) изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни;

2) оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;

3) отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;

4) выявление роли образования как фактора социального статуса;

5) определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные и иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования как активизация социальных перемещений, ведущая индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.

Социальная селекция. Уровень способностей зависит от культурных особенностей микросреды первичной социализации обучающегося. Образовательная карьера индивида во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков.

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения.

Объектом образования является сфера образования, т.е. та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной организацией.

Один из представителей американской социологии образования М.Троу указывает, что социология образования интересуется формальными учебными заведениями и учреждениями-школами, колледжами, университетами и процессами обучения в них и связью между ними и другими частями общества, в котором они существуют.

В философской энциклопедии – социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни.

Известным обобщением изложенных позиций является определение российского социолога Ф.Р.Филиппова, он пишет, что социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего, с его социальной структурой.

3. Основные виды образования.

Как известно, система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми – воспитателей, обслуживающего персонала, а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения.

Социология образования нацелена главным образом на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывает для молодого человека выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.

Профессионально-техническое образование связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования.

Что касается среднего специального и высшего образования, то для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качества и эффективность подготовки.

4. Система образования в Казахстане.

В Казахстане сложилась система образования, важнейшим результатом ее является повышение образовательного уровня населения. В современных условиях система образования уже перестроила свою работу. 5 марта 1992 года был принят «Закон Республики Казахстан об образовании». Кроме стандартных типов учебного заведения, функционируют гимназии, лицеи, колледжи, где углублено изучаются отдельные предметы, в зависимости и способности учащихся. Открываются частные высшие и средние учебные заведения.

Все виды учебных заведений стали в какой-то мере автономными, самостоятельно разрабатывают учебные планы, программы с учетом новых требований. Без исключения во всех учебных заведениях. Главная цель новой системы образования – привести ее в соответствие с международным стандартом дать молодым людям глубокие знания.

Каждый выпускник должен быть не только узким специалистом, но и высокообразованным, понимающим и глубоко разбирающимся в целях и смысле общества, умеющим дать оценку всем общественным явлениям и процессам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы девиантного поведения | Социологическое понятие власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.