Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и функции культуры




Основные элементы культуры.

Первым, и наиболее важным, элементом культуры являются основные формы мышления - понятия. Эти мысленные, духовные сущности закрепляются, материализуются в языке. Язык – это явление социальное. Им нельзя овладеть вне социальных взаимодействий, т.е. без общения с другими людьми. Язык служит основным средством передачи культуры.

Вторым, не менее важным элементом культуры являются ценности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т.п. Ценности служат эталоном, идеалом для всех людей. Без ценностей не обходится ни одно общество. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве.

Ценности можно разделить на: смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние и так далее); б) общественного признания (социальное положение, трудолюбие, коммуникабельность, ум, энергичность); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, забота, уважение); г) демократические (свобода слова, национальный суверенитет и так далее); партикулярные (привязанность к родине, семье, вера в бога, стремление к абсолюту).

Третьим элементом культуры являются отношения. Культура не только отвечает на вопрос «что есть?», т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос «что может быть?» в результате взаимодействия составных частей социального организма.

Четвертый элемент культуры – это нормы и правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия.

Главной функцией культуры, центром функционального круга, является гуманистическая или человекотворческая функция. Суть ее отражает понятие cultura animi – культура души. Оно передает главную истину о том, что душой культуры является культура души. С древности люди видели главную задачу в духовном совершенствовании человечества.

Познавательная, или гносеологическая функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливая тем самым богатейшие знания о мире и создавая благоприятные возможности для его познания и освоения. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

С познавательной функцией тесно связана коммуникативная функция. Коммуникативная функция – это функция социального общения, передачи информации в любом виде: (устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов и т.д.), обеспечивающей адекватность взаимопонимания.

Информационная функция, или функция исторической преемственности – это функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего. Культуру недаром называют исторической памятью человечества, его социальной генетической наследственностью. Культура осуществляет передачу знаний и опыта от поколения к поколению через знаковые системы.

Важнейшим способом действия культуры является ценностно-ориентаци онная, или аксиологическая функция (от греч. аxia – ценность). Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека вполне определенные ценностные ориентации. Культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек.

Нормативно-регулирующая или управленческая функция культуры провляется в том, что она выступает средством социального контроля за поведением человека, она вырабатывает систему норм и требований, обязательных для всех членов общества в целях поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.

Семиотическая, или знаковая функция представляет собой определенную знаковую систему культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей.

Следующей функцией является защитная. При помощи искусственно созданных приспособлений (орудий труда, лекарств, транспортных средств) человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающей среде, подчинение себе природы. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им же (истощение почвы, вырубка лесов, ухудшение экологии, появление новых болезней).

Релаксационная функция. Культура выполняет задачу релаксации, т.е. расслабления людей как физического, так и психического. Для этого используются разные средства – искусство, спорт, праздники, фильмы, туризм и т.д.

Формы культуры.

В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры. Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература. Она создавалась и воспринималась элитой общества. И народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы. Она принадлежала бедным слоям населения. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась.

С появлением и развитием в 20 веке средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры.

Она появилась вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии массовая культура, в первую очередь, означает «коммерческая культура». Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные – обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная.

Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура.

Субкультурой называют систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства. Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, мусульмане, иудеи, католики, буддисты), национально-этнические (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д.

Но иногда в силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может выработать образцы поведения, нормы или ценности, которые противоположны господствующей культуре. В этом случае социологи говорят о появлении в обществе контркультуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.