Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акты об организации юридической помощи

Положение об адвокатуре РСФСР.

Федеральный закон "О производственной кооперации".

Гражданско-процессуальный кодекс.

Уголовно-процессуальный кодекс.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Положение о Министерстве юстиции.

К первой из приведенных групп относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ. Для дисциплины "Правоохранительные органы" первостепенное значение имеют главы 2 ("Права и свободы человека и гражданина") и 7 ("Судебная власть"). В первой из них содержатся, к примеру, положения о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии, об обеспечении прав и свобод человека и гражданина путем осуществления доступного для всех правосудия, о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы, о презумпции невиновности, о запрете понуждать граждан давать показания против себя, своих близких родственников и супруга, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений. Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано ниже, самым непосредственным образом предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставятих в определенные рамки, влияют на основы организации.

Такую же направленность имеют предписания главы 7 Конституции РФ, где сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти. Среди них положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т. д.

Немало принципиальных конституционных предписаний содержаться в других частях Конституции РФ. Ких числу можно отнести те, которые есть в ст. 71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере.

Заслуживают внимания и положения раздела второго Конституции РФ, особенно те, что сформулированы в его пунктах 5 и 6. Во втором из этих пунктов говорится, например, что конституционное положение о возможности чьего бы то ни было ареста только по решению суда не будет применяться впредь до издания специального федерального закона.

Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, действующим в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издаетих.

В последние годы все большее внимание уделяется повышению роли международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Таких соглашений имеется немало. Среди них нужно особо выделять Всеобщую декларацию прав человека, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами. В такой же мере обязательна к исполнению Конвенция о защите прав человека и основных свобод, одобренная Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Федеральным законом от 30 марта 1998 г.

В отношении названных и некоторых других международных документов в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Вторая из обозначенных группа актов (о судебной власти, правосудии и судах) относится к двум правоохранительным функциям - конституционному контролю и правосудию. Центральное место срединих занимает Закон о судебной системе от 31 декабря 1996 г. В нем регламентируются основные вопросы судебной организации. Не утратил полностью своего значения и Закон о судоустройстве, принятый еще в 1981 г. Однако применять его необходимо с учетом существенных изменений и дополнений, внесенных в него после 1992 г., положений новой Конституции РФ и других касающихся судов законодательных актов.

К числу последних относятся также Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о статусе судей и некоторые другие. Значительного внимания требуют акты, регламентирующие организацию и полномочия органов судейского сообщества. К актам такого рода принадлежат, например, Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей.

Как и в первой группе актов, в данной группе видное место тоже должно отводиться международным документам: одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в разные годы: Факультативному протоколу к упомянутому Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против попыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращенияи наказания, а также Конвенции о защите прав человека основных свобод.

В этих документах, наряду с регламентацией многих других вопросов, содержатся предписания, связанные с обеспечением права на обжалование несправедливых, с точки зрения заинтересованных лиц, решений российских высших судебных инстанций в межгосударственные органы по защите права и свобод человека. Они предусматривают несколько органов. Наиболее известные среди них - Комитет по правам человека, созданный государствами -участниками Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейский Суд по правам человека, функционирующий на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Возможность обращения с жалобами в эти органы прямо предусмотрена ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

Что касается Основных принципов независимости судей, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г., тоих изучение позволяет получить представление о том, как должны решаться вопросы обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия.

Третья группа актов не столь многочисленна. В ней перечислены в основном уже знакомые источники, поскольку в них содержатся положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.

Особое место в этой группе актов принадлежит Закону о Судебном департаменте и Закону о судебных приставах. Эти Законы регламентируют организацию и основные функции новых для российской правоохранительной практики структур, которые осуществляют функцию по организационному обеспечению деятельности судов.

В четвертой группе ведущую роль играет Закон о прокуратуре, принятый в 1992 г. и существенно измененный и дополненный в 1995 и 1999 гг. В нем детально решены основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников. Предписания данного Закона уточняют, дополняют и развивают ст. 129 Конституции РФ, посвященную прокуратуре.

В четвертой группе актов определенное значение сохраняет Положение о военной прокуратуре. Принято оно было в 1981 г., но некоторые его предписания, в частности, те, которые, определяют пределы и разграничение полномочий военных следователей, представляют интерес. Ознакомление с ними позволяет более полно видеть специфику устройства следственного аппарата военной прокуратуры и его место во всей прокурорской системе.

Пятая группа актов не менее многочисленна, чем вторая. Это объясняется, с одной стороны, тем, что выявление и расследование преступлений - деятельность неоднородная. В ее составе различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетомихпрофиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции), какие-то - две (например, таможенная служба, воинские начальники, должностные лица пограничной службы), а какие-то - только одну (следственный аппарат прокуратуры, оперативные подразделения службы внешней разведки, службы государственной охраны и т. д.).

Наконец, в шестой группе основными следовало бы считать Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., которое нужно тесно увязывать с предписаниями Конституции РФ (см. ст. 45 и 48), и законов, определяющих права и обязанности лиц и органов, оказывающих юридическую помощь (например, УПК, ГПК и АПК), а также Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах выстраиваются в четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

На самом высоком уровне находится Конституция РФ. Она принимается с соблюдением особой процедуры и решает глобальные вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется она тоже с соблюдением особой процедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.

Немного ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы. Согласно Конституции РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные, и законодательство субъектов Российской Федерации, включаяих конституции и уставы. Федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют, как и Конституция РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации.

При характеристике закона как источника правовой регламентации следует иметь в виду, что в свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты, именовавшиеся положениями, которыеимели и продолжают иметь практически ту же юридическую силу, что и законы. Ких числу можно отнести, например, Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей, Положение об адвокатуре РСФСР, Положение о военной прокуратуре и Положение о военных трибуналах.

Пределы полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. К примеру, они вправе издавать законы, дополняющие и развивающие Основы законодательства о нотариате, по вопросам организации адвокатуры.

Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена указам распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить, в частности, Указ Президента от 6 июля 1998 г. № 806, которым утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272, утвердивший Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации.

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента. Правительство обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах.

Правительство, как и Президент, может утверждать, в частности, положения о правоохранительных органах, которые возглавляется членами Правительства - министрами. Так, Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 288 было утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и актыминистерств ведомств. Главноеих свойство - они отдельно должны согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т. д.

Значительное число ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к судам и другим правоохранительным органам, издано Министерством юстиции РФ. Оно, к примеру, утвердило инструкции по делопроизводству в общих судах основного и среднего звеньев, об исполнительном производстве, о порядке учета нормативных актов в судах и органах юстиции, о статистической отчетности. Такого рода акты в пределах своей компетенции издаются руководители и других правоохранительных органов, в том числе высших судебных инстанций.

По ряду вопросов ведомственные акты утверждаются одновременно несколькими руководителями правоохранительных и других органов. Они утвердили, в частности, инструкции по вопросам возмещения ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и судов, и по вопросам работы с вещественными доказательствами — в судах и других правоохранительных органах. Часто такие акты называются межведомственными.

Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики. Оформляются эти разъяснения постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого изних обязательны к исполнению не только общими (гражданскими) и военными судами, но и всеми организациями иих должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго — всеми арбитражными судами.

Ими также могут утверждаться иные документы организационного характера, имеющие силу нормативных актов (например, утвержденное Пленумом Верховного Суда РФ Положение о научно-консультативном совете, утвержденное Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей).

Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот Суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемыеим решения могут повлечь за собой полное или частичное прекращение действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ. В качестве одного из примеров можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. о несоответствии Конституции РФ положений уголовно-процессуального законодательства, которые не давали осужденным права кассационного обжалования приговоров Верховного суда РФ.

Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источникових официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим текстом соответствующего акта. Для этого государство обеспечивает официальное издание законов и иных правовых актов. В соответствии с действующим законодательством существует несколько изданий, осуществляющих такое опубликование:

- федеральные законы, ратифицированные международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуется в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", «Парламентской газете»;

- ведомственные акты, акты, имеющие межведомственное значение, и некоторые другие - в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" и "Российских вестях"; эти и подобныеимнормативные акты публикуются также в ведомственных изданиях;

- постановления Конституционного Суда РФ - в издаваемом и же "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", "Собрании законодательства Российской Федерации" и некоторых других официальных изданиях;

- разъяснения высших судебных инстанций по вопросам судебной практики - в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

- международные документы - в "Бюллетене международных договоров (издание Администрации Президента РФ) и тематических сборниках.

Вопросы и задания для повторения

1. Какие органы именуются правоохранительными?

2. В чем заключается правоохранительная функция государства?

3. Назовите функции правоохранительных органов.

4. Что является предметом изучения курса «Правоохранительные органы»?

5. На какие группы могут быть подразделены все нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу деятельности правоохранительных органов?

6. Является ли прокуратура правоохранительным органом? Почему? Перечислите признаки правоохранительных органов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акты об организации выявления и расследования преступлений | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.