КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альтернативные взгляды на сущность и функции денег. Закон денежного обращения
Деньги – это система отношений, возникающая между субъектами в условиях товарного производства. Денежные знаки – это форма овеществления этих отношений. Происхождение и природу денежных отношений связывают с процессом развития обмена, с расширением товарного производства (табл. 4.2). Функции денег приводятся в табл. 4.3.
Таблица 4.2. Сущность денег и закон денежного обращения
Деньги – это «колесо обращения» (А.Смит), «всеобщий эквивалент» (К.Маркс), «шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными» (О. Бальзак). 4.4. Рынок: сущность, субъекты, функции. Рыночная экономика характеризуется системой экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг в условиях разнообразия форм собственности, конкуренции и ценообразования.
Таблица 4.3. Функции денег
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров (неоклассическая концепция). Рынок – это совокупность производственных отношений, которые возникают в сфере обмена и денежного обращения в связи с куплей-продажей товаров и услуг (марксистская концепция). Субъекты рыночных отношений – человек, семья, фирма, отрасль, государственные органы, представители других государств и др. Объекты рыночных отношений – ресурсы, здания, недвижимость, сырье, материалы, права собственности и т.д.
Экономическая связь производителя и потребителя имеет следующие отличительные признаки: - равноправное положение участников, отсутствие принуждения к установлению связей. - полная экономическая ответственность за выбор принимаемых решений и за их последствия. - реализация принципа экономической выгоды. - правовые гарантии и защита со стороны государства, невмешательство его в рыночные связи. Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым его компонентом. Причины возникновения и развития рынка аналогичны причинам существования товарного производства: - общественное разделение труда; - обособленность товаропроизводителей; - растущий уровень производительности труда, который позволяет производить продукты в количестве, превышающем потребности товаропроизводителей. Рынок – это важное связующее звено между производством и потреблением, сигнализирующее о реальных потребностях общества. На рынке происходит окончательное признание общественной значимости продуктов, соизмерение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. С помощью рынка осуществляется контроль потребителей над производством. Рынок стимулирует производителя к ускорению научного технического прогресса и экономии времени. Рынок – важный элемент хозяйственного механизма, основной инструмент саморегулирования экономики. Он сигнализирует о нарушении пропорции между общественным потреблением и производством о необходимости распределения и перераспределения ресурсов между областями. Функции рынка: · Информационная. Рынок способствует распространению информации с помощью цен и других сигналов. · Посредническая. Рынок напрямую соединяет покупателя и продавца. · Ценнообразующая. Взаимодействие спроса и предложения дает равновесную цену на товары и услуги. · Регулирующая. Рынок оказывает влияние на формирование структурных пропорций и объема производства. · Стимулирующая. Рынок стимулирует эффективное использование ограниченных ресурсов человека и общества. · Оздоравливающая. Через механизм конкурентной борьбы происходит отбор конкурентоспособных экономических субъектов, ресурсов и товаров.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |