Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные взгляды на сущность и функции денег. Закон денежного обращения




Деньги – это система отношений, возникающая между субъектами в условиях товарного производства. Денежные знаки – это форма овеществления этих отношений. Происхождение и природу денежных отношений связывают с процессом развития обмена, с расширением товарного производства (табл. 4.2). Функции денег приводятся в табл. 4.3.

 

Таблица 4.2.

Сущность денег и закон денежного обращения

Марксистская концепция Неоклассическая концепция
1) деньги – это товар особого рода, всеобщий эквивалент. Происхождение и сущность денег связывается с развитием формы стоимости товара; 2) современные деньги – «представители» золота, стоимость которого определяется общественно необходимыми затратами на его изготовление. Современные бумажные деньги стоимости не имеют, только те затраты, которые связаны с их изготовлением. 1) деньги – это общепринятое средство платежа, которое применяется в обмен на товары и услуги, а также при оплате долгов; 2) обладают непосредственной стоимостью. Стоимость денег определяется их полезностью, возможностью обменивать на них любой товар.  
Закон денежного обращения Закон денежного обращения
М = M*V = P*Q
М – масса денег, V – скорость обращения денежной единицы, P – уровень цен, Q – товарная масса, P*Q – сумма цен реализованных товаров, К - сумма цен товаров, проданных в кредит, а – сумма платежей по кредиту, срок оплаты которых наступил, b – сумма взаимно погашающихся платежей.

Деньги – это «колесо обращения» (А.Смит), «всеобщий эквивалент» (К.Маркс), «шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными» (О. Бальзак).

4.4. Рынок: сущность, субъекты, функции.

Рыночная экономика характеризуется системой экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг в условиях разнообразия форм собственности, конкуренции и ценообразования.

 

Таблица 4.3.

Функции денег

Название функции Содержание Марксистская концепция Неоклассическая концепция
1. Мера стоимости     Измерение стоимости товаров. Цена товара (относительное выражение его стоимости в деньгах) зависит от: 1) стоимости самого товара (прямая зависимость); 2) от стоимости денег, золота (обратная зависимость); 3) от спроса и предложения на товар. +   +  
2. Средство обращения   Посредничество в операциях купли-продажи: Товар – Деньги – Товар. Развитие этой функции привело к появлению бумажных денег. +   -    
3. Средство платежа     Обеспечивают погашение долговых обязательств. Происходит разделение купли – продажи во времени, когда односторонний поток денег не противостоит потоку товаров. Развитие этой функции привело к появлению банкнот, векселей. +   +  
4. Средство накопления и сохранения стоимости Изъятие денег из обращения и их накопление. Выступают как резерв богатства, обеспечивают платежеспособность в будущем (приобретение драгоценных металлов, средств производства, предметов длительного пользования). +   +  
5. Мировые деньги Обслуживание международных операций, всеобщее средство платежа. + -

 

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров (неоклассическая концепция). Рынок – это совокупность производственных отношений, которые возникают в сфере обмена и денежного обращения в связи с куплей-продажей товаров и услуг (марксистская концепция).

Субъекты рыночных отношений – человек, семья, фирма, отрасль, государственные органы, представители других государств и др. Объекты рыночных отношений – ресурсы, здания, недвижимость, сырье, материалы, права собственности и т.д.

Экономическая связь производителя и потребителя имеет следующие отличительные признаки:

- равноправное положение участников, отсутствие принуждения к установлению связей.

- полная экономическая ответственность за выбор принимаемых решений и за их последствия.

- реализация принципа экономической выгоды.

- правовые гарантии и защита со стороны государства, невмешательство его в рыночные связи.

Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым его компонентом. Причины возникновения и развития рынка аналогичны причинам существования товарного производства:

- общественное разделение труда;

- обособленность товаропроизводителей;

- растущий уровень производительности труда, который позволяет производить продукты в количестве, превышающем потребности товаропроизводителей.

Рынок – это важное связующее звено между производством и потреблением, сигнализирующее о реальных потребностях общества. На рынке происходит окончательное признание общественной значимости продуктов, соизмерение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. С помощью рынка осуществляется контроль потребителей над производством. Рынок стимулирует производителя к ускорению научного технического прогресса и экономии времени.

Рынок – важный элемент хозяйственного механизма, основной инструмент саморегулирования экономики. Он сигнализирует о нарушении пропорции между общественным потреблением и производством о необходимости распределения и перераспределения ресурсов между областями.

Функции рынка:

· Информационная. Рынок способствует распространению информации с помощью цен и других сигналов.

· Посредническая. Рынок напрямую соединяет покупателя и продавца.

· Ценнообразующая. Взаимодействие спроса и предложения дает равновесную цену на товары и услуги.

· Регулирующая. Рынок оказывает влияние на формирование структурных пропорций и объема производства.

· Стимулирующая. Рынок стимулирует эффективное использование ограниченных ресурсов человека и общества.

· Оздоравливающая. Через механизм конкурентной борьбы происходит отбор конкурентоспособных экономических субъектов, ресурсов и товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.