Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения




Q

P

 

 

 

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами,

если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо

свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения. Если наложить друг на друга два графика,

обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график,

показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то

точке две кривые пересекутся. В точке встречи E спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1

выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

 

 

17

 
 
 


 

 

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине

отрезку AB). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При

цене ниже уравновешивающей (Рз) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек

спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке E достигается равновесие сил и

устойчивая цена, которая может сохраняться. Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается

равенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия

количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет

соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на

рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения приве ли к установлению равновесия

на рынке. Ограниченное количество имею щегося в обществе данного товара распределено между

возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо

учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или

предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, н апротив, все

взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене дру гих товаров.

Существует целая система цен, которая может оказаться в рав новесии, если рассматривать ее в

определенный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии

рынка.

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании

предполагает поиск ситуации, в которой экономичес кая система находится в состоянии «идеального» покоя.

В состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и пред ложения;

намерения потребителей купить определенное количество то вара по данной цене совпадает с намерениями

производителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в со -

стоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то отдельный производитель, фирма

или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия

экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, дол жны измениться

внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

Конечно, равенство спроса и предложения - это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяй ственной

практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить

наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия

дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие

нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая

свобода подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и

покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам

применения; в-четвертых, свободу ценообразования. Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко

реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и общее

равновесие.

 

 

 

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и

предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка

предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени

предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбала нсированное состояние.

Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, назыв ается рыночным

равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и

предложением. Представители классической школы, наблюдая восстановление рыночного равновесия с

помощью ценовой и количественной' подстройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что

рынок - то саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного

равновесия - по Вальрасу (по объему) и по Маршаллу (по цене).

 

 

18


 

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель

математического направления в экономической тео рии, рассматривал установление равновесия между

спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки.

Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и цене РЕ. При повышении

цены до Р1, объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для

рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производите ли начнут снижать

цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на данный

товар начнет возрастать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не

«нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса. Напротив, если цена окажется ниже

равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что

характеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е.

избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут

расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по

Вальрасу выглядит как равенство QD(P)= QS(P). Формула показывает, что в модели Вальраса объемы

спроса и предложения являются функцией цены. Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что

равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избы точного объема

предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Вы дающийся представитель

неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена.

Если цена спроса РD1 превышает цену предложения PS1, то такая разница цен заставит производителей

увеличить предложение с Q1 до QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится

на уровне РE. Напротив, если цена спроса РD2 окажется ниже цены предложения PS2, то производители

начнут сокращать предложение товара, а по требители сократят спрос до объема, соответствующего

равновесной цене. Таким образом, условие р авновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса

цене предложения: РD(Q) = РS(Q). Формула показывает, что в модели Маршалла цена является функ цией

объемов спроса и предложения. Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавлива ется

автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложе ния, т. е. в результате ценовой

подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия, возникающего

при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении. Эта модель отражает некую «предрыночную»

ситуацию. Если экономическое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то

перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чи стый воздух, вода источника и т.

д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. а).

 

19

 


 

 

Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производство которых технологически

возможно, но экономически нецелесообразно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения.

Так происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса при их положительном

значении (рис б). Допустим, что это золотые унитазы, инкрустированные изумрудами. Конечно, можно

представить, что найдется эксцентричный миллиардер, заказавший себе такой товар, но предположение о

серийном производстве подобных изделий является слишком смелым. Ситуация с «непроизводимыми»

благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого -либо товара, еще не

знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть

несколько равновесных состояний? Все зависит от характера функций спрос а и предложения конкретного

товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обрат но пропорционален цене, а

предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако

существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по

правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о

способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесия в случае отклонения от него.

 

Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие и фактор времени.

 

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение

цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рисунок ниже). Основным моментом, на который нужно

обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продав цам. Общая

выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе ство проданного товара, или произведе нию

PxQ. На рис. а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая

выручка не изменилась. На рис. б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и

общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. в. Выручка возрастает, потому что объем

спроса вырос больше, чем упала цена. То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном

снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности

спроса в зависимости от цены.

 

 

Рис. Эластичность спроса

 

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (Epd) представляет собой отношение

изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

 

 

20

 
 


 

 

Epd=∆Q/Q: ∆P/P

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в

результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется

соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. а), мы гово рим о

единичной эластичности спроса (ED= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (рис. б),

спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. в), мы говорим об

эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является

отрицательной величиной; однако в экономической тео рии принято пользоваться абсолютным значением

этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие тоъаров-субститутов (т. е.

взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный

вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме том первой

необходимости, ожидания потребителя и т. д. Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только

от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отм етить, что помимо товаров -субститутов,

существуют и товары - комплементы (взаимодополняемые товары), например, фотоаппараты и фотопленка).

Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко).

Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной

эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения

спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар у:

Epd=∆Qi/Qi: ∆Py/Py

 

При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается

больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара - комплемента

перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фото пленку ведет к

уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара перекрестный

коэффициент эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному

влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то

общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе при водит к сокращению спроса

на другие товары, а следовательно, и к сниже нию их цен. Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем,

конечно, платежеспособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов,

влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары и зменяется по -

разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хо -

рошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки

товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами,

эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.Влияние дохода на спрос определяют

коэффициентом эластичности:

 

EpI=∆Q/Q: ∆I/I

 

 

p

покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов

спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается

товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные

слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и

картофель, поскольку потребители получают возмо жность включать в свой рацион больше мяса, овощей и

фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно

построить график «доходы - расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается

неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля. На рисунке ниже показан примерный вид кривых

Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров

(кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат - расходы на потребление

данного блага (С).

 

21

где E I - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q - величина спроса, а I - доход


 

Рассуждения

целом могут быть


 

относительно эластичности спроса в

применены и при анализе воздействия


цены на


предложение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.