Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет в системе налогового администрирования

 

Оперативно-бухгалтерский учет в налоговых органов выполняет следующие задачи:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений и задолженности;

- учет использования средств на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ и контроль.

Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования (рис.4.стр. 44)

Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризация задолженности по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Экономический субъект, состоящий из большого числа взаимосвязанных элементов, относится к сложным системам управления. С философской точки зрения всякое сложное явление природы, экономики или техники можно расчленить на множество составляющих. Поэтому любую сложную систему можно охарактеризовать одновременно по многим специфическим для неё параметрам. Чаще всего встречаются также характеристики сложности:

много мерность системы (большое число элементов, существенные объёмы циркулирующих в них потоков информации и т.д.);

многообразие возможных форм связи элементов между собой;

многокритериальность, т.е. наличие ряда часто противоречащих критериев, которым должна удовлетворять система;

многообразие природы элементов, составляющих систему (технические средства, людские ресурсы и т.п.);

многократное изменение состояния структуры и состава системы;

разнородность циркулирующей информации.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Её использования в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом науки в практику. Системный подход универсален, поскольку это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления применительно к организации и управлению1.

Все организации (хозяйствующие субъекты) являются открытыми системами. Для них характерно многообразное взаимодействие с внешней средой. В частности, информация – это объект обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от информации, поступающей извне. Кроме того, открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Влияние процесса управления налоговыми отношениями (в рамках открытой системы) на формирование учетной информации в системе налогового администрирования представлено на рис.5стр.45.

Известно, что в системах управления имеют место два вида связей: прямые и обратные.

Прямая связь характеризуется четко ориентированной направленностью (от органа управления к объектам управления) и опосредует определенные воздействия управляющей подсистемы на управляемую. Такие воздействия должны обеспечивать эффективность функционирования объекта управления и системы управления в целом, содействовать достижению поставленных целей. Последнее возможно только тогда, когда орган управления располагает достоверной и достаточной информацией о фактическом состоянии объекта управления.

Показатели деятельности экономических субъектов – налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.

Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней (входящей) информации, чем внутренней, следует сделать акцент на содержание этой информации.

Как пользователь отчетности экономического субъекта (организации) налоговый орган интересует информация двух видов: о денежных накоплениях (доходов) и о формировании налогооблагаемой базы.

Формирование денежных накоплений тесно связано с формированием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Учет в системе налогового администрирования является «преобразователем» внешней информации (рис.6стр.46).

Не следует упускать из виду требование достоверности информации, ибо достоверность в системе бухгалтерского учета котируется как одна из важнейших качественных характеристик бухгалтерской информации.

Соответствие входящей информации требованию достоверности особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Налогооблагаемая база – дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения. Однако применительно к отдельным группам налогов можно использовать одну налогооблагаемую базу. Например, для исчисления единого социального налога.

Самым сложным в бухгалтерской практике организации – налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (независимо от того, организован или не организован отдельный налоговый учет в соответствии с гл.25 НК у налогоплательщика) является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей, в свою очередь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.

В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.

Кроме упомянутой выше внешней информации, в системе налогового администрирования подлежит преобразованию, анализу и интерпретации и другая учетная информация:

получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);

внутренняя, формируемая в оперативно – бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС.

Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель – информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В теории и практике ,налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее | Выездные налоговые проверки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.