КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группы
Общение. Понятие об интеллекте Темперамент Ревская Н.Е. Психология и педагогика. СПб: Альфа, 2001. – С. 130, 133-134. 10. Характер. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 98-101. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.122- 123. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.251-253, 255. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 105-113. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 116-121, 123-124. Тема 1. Педагогика как наука 1.1. Предмет, объект, задачи педагогики. Первое упоминание о педагогике обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э., где описано, как жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии. Название педагогика[48] получила от рабов в Древней Греции специально приставленных к детям из аристократических семей, которым поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать науку. Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с изданием в 1657 г. Яном Амосом Коменским (1592–1670) труда «Великая дидактика [49]» [50] . Он в этой книге: – впервые обосновал идею всеобщего обучения; – создал систему связанных ступеней обучения; – внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;
– разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность); – изложил основные требования к учебнику; – сформулировал основные требования к учителю. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Жан Жак Руссо (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), Иоганн Генрих Песталоцци (12.1.1746, Цюрих,— 17.2.1827, Бругг). Педагогик а – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объект педагогики – явления обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предметом - процесс обучения и воспитания человека реализуемый в условиях педагогической системы. Задачи педагогики: • изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности; • изучение закономерностей образования, обучения, воспитания; • обобщение практического опыта педагогической деятельности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; • прогнозирование развития образовательных систем; • внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики; • разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
1.2. Основные категории педагогики. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие, образование и воспитание личности. Воспитание – специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности. Образование – процесс физического и духовного формирования личности, социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на идеальные образы (исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны) результат обучения, совокупность знаний, умений навыков, способов мышления
Образовательная система – комплекс институтов образования (школа, внешкольное образование: кружки, секции). Развитие [51] - изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по развитию у себя социально важных качеств. Самообразование – система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Педагогическая задача – желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая технология – система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутри предметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.
1.3. Место педагогики в системе наук. Выделяют следующие формы связи педагогики с другими науками: 1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; 2) заимствование методов исследований; 3) использование конкретных результатов исследований других наук; 4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека. Педагогика связана со следующими науками. Философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. Психологией - необходимо понимать потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности личности и строить образование с учетом этого. Биологией - изучающей индивидуальное развитие человека, в педагогике важно учитывать соотношения природных и социальных факторов развития человека. С антропологией, как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости, педагогика рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал антропологии. Связь с медициной привела к появлению коррекционной педагогики предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Связь с экономикой - вызвало, возникновению такой отрасли, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Связь с социологией - т.к. обе науки связаны с планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
С политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.
1.4. Структура педагогики Педагогика включает в себя следующие отрасли: - общая педагогика – исследующая основные закономерности образования; - история педагогики - развитие педагогических идей в различные исторические эпохи; - сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий; - возрастная педагогика - особенности воспитания и обучения человека на разных возрастных этапах; - специальная педагогика - разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в развитии; - профессиональная педагогика - изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности; - социальная педагогика - разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых; - исправительно-трудовая педагогика - перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления; - лечебная педагогика – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками. 1.5. Методологические принципы педагогики. - гуманности и демократичности педагогики; - социальной обусловленности воспитания; - формирования личности в обществе и группе; - принцип системности; - определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др. 1.6. Методы педагогики. Методы педагогических исследований – способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования и формирования личности. Общенаучные методы применяемые и в других науках. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |