Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированного обучения

Самостоятельное добывание знаний.

На вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания.

В дальнейшем, учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, выполнения лабораторных и практических заданий и т.п.

У истоков американские ученые Норман Аллисон Краудер (6.04. 1921, 11.05.1998), Беррес Фредерик Снинер (20.03. 1904-18.08.1990), С. Пресси; отечественные ученые П.Я. Галперин, Лев Наумович Ланда (1927-1999)[62], Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923) и др.

Особенности программированного обучения:

- учебный материал делится на порции;

- последовательность шагов в обучении, которые содержат порцию;

- контроль пол завершению каждого шага;

- новые задания и следующий шаг в обучении, если правильно выполнено контрольное задание;

- неправильный ответ – помощь учителя и разъяснение;

- самостоятельная работа учеников в посильном для них темпе;

- фиксированные результаты контроля известны учителям и ученикам:

- учитель организатор обучения и консультант;

- применение специфических средств – программированные учебные пособия, тренажеры, обучающие машины.

Алгоритмизация обучения. Предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся.

Алгоритм - общепринятое предписание о определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

Деятельность учителя по алгоритмизации учащихся, состоит из следующих операций:

- выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;

- выделить сами обучающие действия;

- определит способ связи обучающихся и учебных действий.

 

4.9. Современные теории обучения.

Биохевиористическая теория обучения имеет следующие особенности:

1. Процесс обучения – искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, а процесс учения – совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации.

2. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся.

3. Сознательная деятельность в процессе обучения объясняется физиологическими процессами, часто подменяется рефлекторной.

Прагматисткая теория обучения имеет следующие особенности:

1. Сводят обучение к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю.

2. Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель обучения и воспитания – научить человека жить. Основоположник прагматизма Дж. Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит.

3. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, учителю отводят роль помощника, консультанта.

Экзистенциализм и неотомизм – подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.

Ассоциативная теорияобучения - оформилась в 17 веке. Ее методологические основы разработаны английским философом просветителем Джоном Локком (29.08.1632-18.10.1704), который предложил термин ассоциация. Окончательное оформление ассоциативная теория получила в классно-урочной системе чешского гуманиста Яна Амоса Коменского (28.03.1952, Южная Моравия -15.11.1670, Амстрдам).

Основные принципы следующие:

- механизмом любого акта учения является ассоциация;

- всякое обучение должно опираться на чувственное познание(наглядность), обогащение сознания обучающихся образами и представлениями;

- наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознание к обобщениям на основе сравнения;

- основной метод обучения – упражнение;

- восприятие учебного материала должно быть активным и осмысленным;

- осмысливание учебного материала, должно доводиться до понимания внутренних связей.

 

Теория проблемного обучения – обучение посредством создания учителем проблемных ситуаций для учащихся.

Проблемная ситуация - познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.

Деятельность учащихся при проблемном обучении предполагает прохождение следующих этапов:

- выявление проблемы, ее формулировка;

- анализ условий, отделение известного от неизвестного;

- выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (на основе известного способа или поиск принципиально нового);

- реализация плана решения;

- поиск способов проверки правильности действий и результатов.

Теория поэтапного формирования умственных действий разработана Петром Яковлевичем Гальпериным (2.10.1902, г. Тамбов, 25.03.1988, г. Москва) и развиваемая Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923).

Успешность усвоения знаний связана с уяснением учеником ориентировочной основы действий, ознакомлением с процедурой выполнения действий.

Возможность управления процессом научения возрастает, если учащиеся последовательно проходят через взаимосвязанные этапы:

- формирование действия в материальном (с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций;

- формирование действия по внутренней речи;

- переход действия в глубоко свернутые процессы мышления.

Этапы формирования знаний:

1. Выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действий.

2. Обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешние образы действий.

3. В результате многократного подкрепления, происходит сокращение действий с опорой на проговаривание и осуществление действий вслух.

4. Исчезает звуковая сторона речи – действия формируются во внутренней речи.

5. Действия формируются в скрытом умственном плане, учащиеся автоматически выполняют отработанные действия.

Теория учебной деятельности Льва Семеновича Выготского (1896-1934) о соотношении обучения и развития, обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых знаний.

Учебная деятельность школьника должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний, восхождения от абстрактного к конкретному (Василий Васильевич Давыдов 31.08.1930-19.03.1998).

У учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые входят знания.

4.10. Компоненты обученности.

Обучаемость – способность обучаемость личности овладевать знаниями, заданным содержанием обучения.

Компоненты обучаемости:

- потенциальные возможности – восприимчивость, спсобность к умственному труду, успешность учения;

- фонд действенных знаний;

- обобщенность мышления – комплексный фактор, ответственный за качество познавательного процесса;

- темп усвоения знаний – экономия в обучении, сводится к снижению затрат и повышению темпов, являющихся определяющей характеристикой обученности.

 

Тема 5. Формы организации учебной деятельности в вузе

 

1. Формы аудиторной учебной деятельности в вузе

Ведущей формой обучения в вузе является лекция.

Лекция (от лат. lection – чтение) появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века.

Лекция, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, чтобы связать его с новым материалом, в конце лекции подводится итог.

Основные требования к лекции:

– научность и информативность (современный научный уровень);

– доказательность и аргументированность, наличие убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;

– эмоциональность при изложении учебного материала;

– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;

– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.

Виды лекций:

вводная – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;

информационная – традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;

обзорно-повторительная – читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;

завершающая – не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

 

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Формы практических занятий:

- семинары

- лабораторные работы,

- практикумы.

Цели практических занятий:

• углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях;

• содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;

• развивать научное мышление и речь;

• контролировать процесс усвоения знаний студентами.

 

Семинарские занятия Слово «семинар» происходит (от лат. seminarium – «рассадник»). Такое название семинар получил от своей функции «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в их сознании, делающих их способными к самостоятельным суждениям, воспроизведению и углублению полученных знаний.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов,

Главная цель семинарских занятий – овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Задачи семинарских занятиях:

- развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- овладение профессиональной терминологией;

- приобретение навыков оперирования понятиями, определениями;

- овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач;

- отстаивание своей точки зрения;

- повторение и закрепление знаний;

- контроль знаний.

Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения, обеспечивает контроль за усвоением знаний и развивает научное мышление у студентов.

Лабораторные работы.

(от лат. labor – «работа», «труд»).

Функции лабораторных работ:

- формированию конкретных умений, навыков,

- активизирует мыслительную деятельность студентов,

- вооружает их методами практической работы,

- стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы.

Функции практикума:

- углубления знаний,

- становления умений и навыков,

- способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний,

- также стимулирует познавательную деятельность студентов.

Этапы практикума:

1. Объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;

2. Инструктаж по технике безопасности;

3. Пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;

4. Выполнение работы каждым студентом самостоятельно;

5. Контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Конференция – позволяющая студентам обсуждать научные проблемы и заранее подготовленные выступления.

Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) – форма обучения, направленная на развитие умений, навыков и социальных установок.

Все формы обучения призваны выполнять основные педагогические функции: обучающую, воспитательную, развивающую.

 

2. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

В самостоятельной работы:

- подготовка к лекциям,

- семинарам,

- лабораторным работам,

- зачетам,

- экзаменам;

- выполнение рефератов,

- заданий,

- курсовых работ и проектов,

- выполнение выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа способствует:

- углублению и расширению знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Условия успешного выполнение самостоятельной работы:

– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);

– четкая постановка познавательных задач;

– владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;

– предоставление консультационной помощи студенту;

– четкие критерии оценки, отчетности и т. д.;

– использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письменный контроль | Вспомогательные формы организации педагогического процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.