КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программированного обученияСамостоятельное добывание знаний. На вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем, учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, выполнения лабораторных и практических заданий и т.п. У истоков американские ученые Норман Аллисон Краудер (6.04. 1921, 11.05.1998), Беррес Фредерик Снинер (20.03. 1904-18.08.1990), С. Пресси; отечественные ученые П.Я. Галперин, Лев Наумович Ланда (1927-1999)[62], Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923) и др. Особенности программированного обучения: - учебный материал делится на порции; - последовательность шагов в обучении, которые содержат порцию; - контроль пол завершению каждого шага; - новые задания и следующий шаг в обучении, если правильно выполнено контрольное задание; - неправильный ответ – помощь учителя и разъяснение; - самостоятельная работа учеников в посильном для них темпе; - фиксированные результаты контроля известны учителям и ученикам: - учитель организатор обучения и консультант; - применение специфических средств – программированные учебные пособия, тренажеры, обучающие машины. Алгоритмизация обучения. Предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм - общепринятое предписание о определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Деятельность учителя по алгоритмизации учащихся, состоит из следующих операций: - выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий; - выделить сами обучающие действия; - определит способ связи обучающихся и учебных действий.
4.9. Современные теории обучения. Биохевиористическая теория обучения имеет следующие особенности: 1. Процесс обучения – искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, а процесс учения – совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации. 2. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся. 3. Сознательная деятельность в процессе обучения объясняется физиологическими процессами, часто подменяется рефлекторной. Прагматисткая теория обучения имеет следующие особенности: 1. Сводят обучение к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. 2. Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель обучения и воспитания – научить человека жить. Основоположник прагматизма Дж. Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит. 3. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, учителю отводят роль помощника, консультанта. Экзистенциализм и неотомизм – подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей. Ассоциативная теорияобучения - оформилась в 17 веке. Ее методологические основы разработаны английским философом просветителем Джоном Локком (29.08.1632-18.10.1704), который предложил термин ассоциация. Окончательное оформление ассоциативная теория получила в классно-урочной системе чешского гуманиста Яна Амоса Коменского (28.03.1952, Южная Моравия -15.11.1670, Амстрдам). Основные принципы следующие: - механизмом любого акта учения является ассоциация; - всякое обучение должно опираться на чувственное познание(наглядность), обогащение сознания обучающихся образами и представлениями; - наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознание к обобщениям на основе сравнения; - основной метод обучения – упражнение; - восприятие учебного материала должно быть активным и осмысленным; - осмысливание учебного материала, должно доводиться до понимания внутренних связей.
Теория проблемного обучения – обучение посредством создания учителем проблемных ситуаций для учащихся. Проблемная ситуация - познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями. Деятельность учащихся при проблемном обучении предполагает прохождение следующих этапов: - выявление проблемы, ее формулировка; - анализ условий, отделение известного от неизвестного; - выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (на основе известного способа или поиск принципиально нового); - реализация плана решения; - поиск способов проверки правильности действий и результатов. Теория поэтапного формирования умственных действий разработана Петром Яковлевичем Гальпериным (2.10.1902, г. Тамбов, 25.03.1988, г. Москва) и развиваемая Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923). Успешность усвоения знаний связана с уяснением учеником ориентировочной основы действий, ознакомлением с процедурой выполнения действий. Возможность управления процессом научения возрастает, если учащиеся последовательно проходят через взаимосвязанные этапы: - формирование действия в материальном (с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций; - формирование действия по внутренней речи; - переход действия в глубоко свернутые процессы мышления. Этапы формирования знаний: 1. Выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действий. 2. Обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешние образы действий. 3. В результате многократного подкрепления, происходит сокращение действий с опорой на проговаривание и осуществление действий вслух. 4. Исчезает звуковая сторона речи – действия формируются во внутренней речи. 5. Действия формируются в скрытом умственном плане, учащиеся автоматически выполняют отработанные действия. Теория учебной деятельности Льва Семеновича Выготского (1896-1934) о соотношении обучения и развития, обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых знаний. Учебная деятельность школьника должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний, восхождения от абстрактного к конкретному (Василий Васильевич Давыдов 31.08.1930-19.03.1998). У учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые входят знания. 4.10. Компоненты обученности. Обучаемость – способность обучаемость личности овладевать знаниями, заданным содержанием обучения. Компоненты обучаемости: - потенциальные возможности – восприимчивость, спсобность к умственному труду, успешность учения; - фонд действенных знаний; - обобщенность мышления – комплексный фактор, ответственный за качество познавательного процесса; - темп усвоения знаний – экономия в обучении, сводится к снижению затрат и повышению темпов, являющихся определяющей характеристикой обученности.
Тема 5. Формы организации учебной деятельности в вузе
1. Формы аудиторной учебной деятельности в вузе Ведущей формой обучения в вузе является лекция. Лекция (от лат. lection – чтение) появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века. Лекция, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, чтобы связать его с новым материалом, в конце лекции подводится итог. Основные требования к лекции: – научность и информативность (современный научный уровень); – доказательность и аргументированность, наличие убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств; – эмоциональность при изложении учебного материала; – активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; – четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; – методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; – изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др. Виды лекций: вводная – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования; информационная – традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины; обзорно-повторительная – читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал; завершающая – не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Формы практических занятий: - семинары - лабораторные работы, - практикумы. Цели практических занятий: • углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; • содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; • развивать научное мышление и речь; • контролировать процесс усвоения знаний студентами.
Семинарские занятия Слово «семинар» происходит (от лат. seminarium – «рассадник»). Такое название семинар получил от своей функции «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в их сознании, делающих их способными к самостоятельным суждениям, воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, Главная цель семинарских занятий – овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Задачи семинарских занятиях: - развитие творческого профессионального мышления; - познавательная мотивация; - овладение профессиональной терминологией; - приобретение навыков оперирования понятиями, определениями; - овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач; - отстаивание своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль знаний. Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения, обеспечивает контроль за усвоением знаний и развивает научное мышление у студентов. Лабораторные работы. (от лат. labor – «работа», «труд»). Функции лабораторных работ: - формированию конкретных умений, навыков, - активизирует мыслительную деятельность студентов, - вооружает их методами практической работы, - стимулирует углубленную самостоятельную работу. Практикумы. Функции практикума: - углубления знаний, - становления умений и навыков, - способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, - также стимулирует познавательную деятельность студентов. Этапы практикума: 1. Объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы; 2. Инструктаж по технике безопасности; 3. Пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом; 4. Выполнение работы каждым студентом самостоятельно; 5. Контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения. Конференция – позволяющая студентам обсуждать научные проблемы и заранее подготовленные выступления. Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) – форма обучения, направленная на развитие умений, навыков и социальных установок. Все формы обучения призваны выполнять основные педагогические функции: обучающую, воспитательную, развивающую.
2. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. В самостоятельной работы: - подготовка к лекциям, - семинарам, - лабораторным работам, - зачетам, - экзаменам; - выполнение рефератов, - заданий, - курсовых работ и проектов, - выполнение выпускной квалификационной работы. Самостоятельная работа способствует: - углублению и расширению знаний; - формированию интереса к познавательной деятельности; - овладению приемами процесса познания; - развитию познавательных способностей. Условия успешного выполнение самостоятельной работы: – мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); – четкая постановка познавательных задач; – владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; – четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; – предоставление консультационной помощи студенту; – четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; – использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |