Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы и финансовая система




Тема 19. Финансовая система и фискальная политика

Библиографический список

 

1. Мэнкью К.Г. Макроэкономика. / К.Г. Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 231-280, 669-704.

2. Макконнелл К.Р. Экономикс. / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1992. – С. 264-296.

3. Дорнбуш Р. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – С. 614-555.

4. Долан Э. Дж. Макроэкономика. / Э. Дж. Долан, Д. Линсей. – СПб: Литера плюс, 1994. – С. 171-275.

5. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл. – М.: Туран, 1996. - С71-222, 238-284, 352-379.


 

Неотъемлемой частью экономической системы государства является финансовая система. Она, используя различные финансовые и денежно-кредитные инструменты, связывает и обслуживает отдельные части экономики. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Бюджет широко используется правительством для регулирования экономики, поэтому от характера и устройства финансовой системы зависит эффективность функционирования экономики страны.

 

 

Финансы - это совокупность экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств для обеспечения функционирования и развития экономики. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансовые отношения складываются между:

- государством и местными органами власти;

- государством и организациями;

- организациями;

- государством и населением.

Процесс общественного воспроизводства состоит из стадии производства, реализации и потребления. Финансы возникают и функционируют на стадии реализации. Масштабы и интенсивность финансовых потоков зависят от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства.

Роль и место финансовых отношений в экономике определяются функциями финансов. Первая функция финансов - аккумулирующая, направленная на создание материальных основ функционирования государства.

Вторая функция финансов – распределительная. Она связана с распределением стоимости произведенного продукта, формированием у экономических субъектов доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Эта функция обеспечивает хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения.

Третья функция финансов – регулирующая (стимулирующая), заключающаяся в стимулировании деятельности субъектов финансовых отношений. С помощью налогов и льгот государство создает условия для ускорения развития отдельных отраслей и регионов, стимулирует технический прогресс и инвестиции, способствует решению других актуальных проблем общества.

Четвертая функция финансов – контрольная. Она состоит в контроле за процессом стоимостного распределения и перераспределения продукта, формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовый контроль может быть государственным, внутрифирменным и независимым (аудит).

Финансовые отношения реализуются через финансовую систему и финансовую политику. Финансовая система представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. С точки зрения социально-экономических отношений она включает в себя централизованные и децентрализованные финансы, а также финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы - это денежные средства государства, аккумулированные в государственной бюджетной системе и в правительственных внебюджетных фондах. Они используются в качестве инструмента регулирования экономики на макроуровне.

К децентрализованным финансам относятся денежные средства организаций различных форм собственности и их оборот.

Финансы домашних хозяйств – это личные финансы.

Финансовая система имеет следующую функциональную и организационную структуру:

1) отрасли финансовой системы: денежное обращение, кредит, страхование, сберегательное дело, государственные финансы, финансы предприятий;

2) финансовые учреждения, образующие в системе национального счетоводства финансовый сектор;

3) финансовый сектор: банки, страховые компании, пенсионные фонды, дилеровские и брокерские фирмы на рынке ценных бумаг.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она имеет два аспекта. Первый аспект – регулирование экономики с помощью доходов и расходов, т.е. фискальная политика. Ее инструментами являются налоги и государственные расходы.

Второй аспект – это регулирование бюджетных процессов, т.е. бюджетная политика. В Российской Федерации формирование бюджетной политики – прерогатива Президента страны. Он направляет бюджетное послание Правительству, которое является проводником его политики в области бюджетных и финансовых отношений.

Прежде всего, бюджетный процесс предполагает осуществление органами власти процедур по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В каждой стране структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и т.д. Общие контуры бюджетной политики очевидны: государство не должно тратить больше, чем в состоянии собирать налогов. Чтобы не увеличивать налоговую нагрузку на экономику, государство должно отказаться от избыточных обязательств. Поэтому бюджетная политика должна быть нацелена на сдерживание инфляции, обеспечение жесткой экономии и иметь социальную и инвестиционную направленность.

Основными направлениями бюджетной политики являются:

- сбор доходов бюджета;

- выполнение бюджетных обязательств;

- управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Составной часть бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. распределение и перераспределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней. Обычно внутри страны между отдельными регионами существуют социально-экономические различия. Это вызывает необходимость перераспределять средства между различными уровнями бюджетной системы. Перераспределение осуществляется с помощью трансфертов, дотаций, субвенций. Отсюда одни регионы являются донорами, а другие реципиентами. Многие западные экономисты считают, что это перераспределение должно, прежде всего, повышать эффективность функционирования экономики страны, выравнивать условия жизни людей.

Для оказания помощи и в целях осуществления процесса бюджетного регулирования образованы:

- Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР);

- Фонд регионального развития (ФРР);

- Фонд развития региональных финансов (ФРРФ).

В Российской Федерации правовой механизм межбюджетных отношений заложен в Бюджетном и Налоговом кодексах, федеральных законах об организации местного самоуправления.

Основными целями проводимой в настоящее время в стране бюджетной реформы являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику и повышение ее эффективности.

С этой целью в среднесрочных программах социально-экономического развития Российской Федерации в области бюджетной политики предусматривается:

-закрепление доходов и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы РФ на долгосрочной основе;

-формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

-выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

-завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

-ограничение роста непроцентных расходов;

-оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач.

Критериями эффективности бюджетной политики могут быть: уровень собираемости доходов, уровень выполнения бюджетных обязательств, величина дефицита бюджета и государственного долга, темпы изменения дефицита бюджета и государственного долга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.