КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность. Рынок
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ФАКТОРЫ Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальные потребители и домашние хозяйства принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объем спроса на любой товар или вид услуг, что иллюстрируется рис.1.
Рис. 1. Индивидуальные и рыночная кривые спроса Рыночная, а не индивидуальная кривая спроса — график функции связи спроса с ценой определяет цену и, следовательно, объемы купли-продажи. Рыночная кривая спроса представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке. На рис. 1 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объемов спро- са всех индивидуумов на рынке при каждом значении цены {в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кривых спроса по горизонтали. Рыночная кривая спроса имеет излом в точке А, так как именно в этой точке при цене в 9 руб. на рынок выходит потребитель 2. При более высоких ценах объем спроса потребителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1. Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара будет тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот: чем ниже его цена, тем ниже величина предложения товара. Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие: • Изменение производственных издержек, т.е. затрат производителя. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье приводит к росту предложения продукции. Увеличение издержек вследствие повышений-цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает сокращение предложения.
• Изменение числа фирм в отрасли: их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения. • Природные катастрофы, войны, т.е. так называемые форс-мажорные обстоятельства. Эластичность. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Эластичность спроса. Спрос зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на нее. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Если обозначить цену Р, а величину спроса О, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Е„ равен где — изменение величины спроса (%); — изменение цены (%); р (ргiсе) в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина. спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше единицы, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшится при росте цен. При коэффициенте эластичности равном единице говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется. Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичный. Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов и благ. Современный рынок, на котором совершают сделки, т.е. акты купли и продажи, покупатели и продавцы, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики). Функции рынка. Рынок должен давать ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить. Рынок выполняет ряд функций: 1} ценообразования; 2) передачи информации; 3) регулирования; 4) посредничества; 5) санирования. Рыночное ценообразование — процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих противоположные цели, при котором определяется цена. Цена — это количество денег, за которое продается и покупается любое экономическое благо. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной. На рис. 2 представлены графики, которые показывают, что равновесная (рыночная) цена (РЕ) устанавливается под воздействием спроса (D) и предложения (s). при данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают. Равновесие означает, что все-покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р„ его приобретут, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р~ его продадут.
Если цена повысится и станет равна Р1, то покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 - О, представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен (продан). Для того чтобы продать излишки, продавцы предоставят покупателям скидки, и цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р2 Аналогичная картина сложится в том случае, если цена окажется ниже равновесной и будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и о покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме О1 – О2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Рис. 2. Равновесие на рынке Закон рыночного ценообразования состоит в том, что цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием неценовых факторов происходит изменение спроса или предложения, то устанавливается новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |