Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность. Рынок




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ФАКТОРЫ

Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальные потребители и домашние хозяйства принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объем спроса на любой товар или вид услуг, что иллюстрируется рис.1.

 

 

Рис. 1. Индивидуальные и рыночная кривые спроса

Рыночная, а не индивидуальная кривая спроса — график функции связи спроса с це­ной определяет цену и, следовательно, объемы купли-продажи. Рыночная кривая спро­са представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке. На рис. 1 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объемов спро-

са всех индивидуумов на рынке при каждом значении цены {в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кривых спроса по горизонтали.

Рыночная кривая спроса имеет излом в точке А, так как именно в этой точке при цене в 9 руб. на рынок выходит потребитель 2. При более высоких ценах объем спроса по­требителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1.

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рын­ке продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара будет тем выше, чем выше цена этого товара, и на­оборот: чем ниже его цена, тем ниже величина предложения товара.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

• Изменение производственных издержек, т.е. затрат производителя. Снижение издер­жек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье приводит к росту предложения продукции. Увеличение издержек вследствие повыше­ний-цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает сокращение предложения.

• Изменение числа фирм в отрасли: их увеличение (уменьшение) приводит к росту (со­кращению) предложения.

• Природные катастрофы, войны, т.е. так называемые форс-мажорные обстоятельства.

Эластичность. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эла­стичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна перемен­ная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность спроса. Спрос зависит от качества продукции, ее цены, доходов по­купателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С по­вышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на нее.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколь­ко процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Если обозначить цену Р, а величину спроса О, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Е„ равен

где — изменение величины спроса (%); — изменение цены (%); р (ргiсе) в ин­дексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина. спро­са растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше едини­цы, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приве­дет к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшится при росте цен.

При коэффициенте эластичности равном единице говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному измене­нию величины спроса, а выручка производителя не меняется.

Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичный.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов и благ. Со­временный рынок, на котором совершают сделки, т.е. акты купли и продажи, покупатели и продавцы, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Функции рынка. Рынок должен давать ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить. Рынок выполняет ряд функций: 1} ценообразования; 2) передачи информации; 3) регулирования; 4) посредничества; 5) санирования.

Рыночное ценообразование — процесс взаимодействия производителей (продав­цов) и потребителей (покупателей), преследующих противоположные цели, при котором определяется цена.

Цена — это количество денег, за которое продается и покупается любое экономи­ческое благо. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обыч­но является равновесной. На рис. 2 представлены графики, которые показывают, что равновесная (рыночная) цена (РЕ) устанавливается под воздействием спроса (D) и пред­ложения (s). при данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобре­сти товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Равновесие означает, что все-покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р„ его приобретут, а все продавцы, которые желают и готовы продать

товар по цене Р~ его продадут.

Если цена повысится и станет равна Р1, то покупатели при такой цене будут готовы приоб­рести товар в количестве Q1, а продавцы захо­тят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 - О, представит собой излишек то­вара на рынке, который не будет куплен (про­дан). Для того чтобы продать излишки, продав­цы предоставят покупателям скидки, и цена начнет падать до тех пор, пока не установит­ся на уровне Р2

Аналогичная картина сложится в том случае, если цена окажется ниже равновесной и будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и о покупателей выразится в возникновении дефи­цита товара в объеме О1 – О2. Желающие ку­пить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия

Рис. 2. Равновесие на рынке

Закон рыночного ценообразования состоит в том, что цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием нецено­вых факторов происходит изменение спроса или предложения, то устанавливается но­вая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.