Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные системы Японии

Высшее должностное лицо в Японии – премьер-министр. Они избирается парламентом из числа депутатов обеими палатами, а потом утверждается императором. Обычно он является лидером правящей партии большинства. Премьер-министр имеет право законодательной инициативы, он лично назначает министров и может их смещать. Он контролирует все звенья исполнительной системы и контролирует её работу, определяет компетенцию любого министерства.

Кабинет министров является коллегиальным органом. Он занимается ведением государственных дел. Если премьер-министр уходит, с ним уходит и весь кабинет. Оно состоит из Министерства финансов, Министерства экономики и промышленной политики, Министерства управления и координации, Министерства юстиции, МИД, Управление обороны, Министерство культуры, науки и техники, Министерство занятости и социального обеспечения, Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства, Министерство освоения государственных территорий, Министерство экологической безопасности, Государственный комитет общественной безопасности, а также секретариата и канцелярии.

Министерство экономики и промышленной политики включает министра, 4 заместителей (по общим вопросам, международным делам, два парламентских заместителя), секретариат (административные функции и функции контроля за статистической службой), бюро (международной торговой политики, управления международной торговли, промышленной политики, базисных отраслей промышленности, отраслей по производству потребительских товаров, машиностроения и информатики), управления (природных ресурсов и энергетики, малых и средних предприятий, промышленной науки и техники, патентования), консультативные советы, комитеты независимых экспертов, а также региональные бюро и департаменты.

Министерство финансов контролирует все государственные финансы. Ежегодно только 20-25 выпускников престижных японских вузов (прежде всего, Токийского университета) становятся его сотрудниками. Структура его состоит из секретариата и 4 бюро (бюджета, налогов, финансовое и банковское). Отличительной чертой его является тот факт, что практически все должности в нем, за исключением министра и вице-министра, карьерные, а не политические. Это свидетельствует о высоких профессиональных требованиях к кандидатам на должность. Они должны иметь высшее экономические или юридическое образование, опыт работы в соответствующей сфере.

Раньше МИД было главным министерством правительства. Но с отходом от милитаристской политики оно понизилось в иерархии и потеряло ряд функций – функцию разработки и реализации внешней экономической и финансовой политики. Министерство состоит из секретариата, двух департаментов и десяти бюро. Каждое бюро или департамент возглавляется генеральным директором и имеет несколько подразделений.

В состав кабинета, который возглавляет премьер - министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. В состав кабинета министров входят премьер - министр, который возглавляет кабинет, заместители премьера,12 министров, возглавляющих соответствующие министерства и восемь государственных министров (министров без портфеля, являющихся главным образом советниками премьер – министра, им могут поручаться и другие функции).

В функции канцелярии премьер - министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого - либо министерства.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице - министру. Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства. Во главе министерства стоят министр и два заместителя: парламентский (он является членом парламента и уходит в отставку вместе с министром) и административный, который является представителем высшего чиновничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров.

Именно они обеспечивают преемственность политики и руководства. Исключение составляют министры финансов, сельского хозяйства и лесов, внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских заместителя. При наиболее важных министерствах создаются комиссии – административные и консультативные. В соответствии с поправкой, принятой в 1947г. к Закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, что делает ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного министра. Реальным руководителем аппарата министерства является административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием..
Министр – прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами. Он тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту – около года. [31]

При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат.
Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны.

Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер - министра, министерства
, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер - министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого - либо министерства.

Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств.

Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому
- либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны.Этот орган возглавляется советом ревизоров.

Среди органов, подчиненных кабинету министров, важнейшим являются административные советы (всего 9) и специализированные комитеты(23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовать противоречивые интересы. Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются премьер – министру.

Категория государственных служащих понимается в Японии достаточно широко. Под неё подпадают не только сотрудники министерств и ведомств, но и учителя государственных и муниципальных школ, сотрудники полиции, налоговой и пожарной служб и т.д. Они не должны выражать свои партийные и прочие предпочтения.

Доступ к государственной службе открывается при помощи конкурсных экзаменов, носящих открытый характер. Наличие высшего образования не обязательно, но позволяет претендовать на более высокую должность – на средние и высокие административные посты. Повышение по службе также происходит на основании конкурсных экзаменов. Этим занимается особый орган – Совет по делам персонала при Кабинете министров. Все должности государственной службы систематизированы по восьми рангам, каждый из которых подразделяется на 15 разделов. Такая подробная систематизация дает возможность более тонкого учета различий служащих в уровне образования, продолжительности службы, служебных характеристиках и так далее.

К политическим должностям, назначаемым «особо», относятся премьер-министр, министры, вице-министры и высшие управленцы.

Отличительной особенностью является практика пожизненного найма, предполагающая пожизненную работу в одном министерстве и учреждении, гарантированное постепенно прохождение по службе. Это дает гарантии, но служит и причиной инертности.

В административно-территориальном отношении Япония разделена на 47 префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис Токио и две городские агломерации, Осака и Киото.
В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих административно-территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на местах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административные системы Северной Европы | Административные системы Латинской Америки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.