Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послепроизвольное




Произвольное

Непроизвольное

Непроизвольное внимание я вляется пассивным или вынужденным вниманием, т. к. оно возникает и поддерживается независимо от СЗН человека. На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияния 2 факторов объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают громкий звук, яркий свет, человек высокого роста в окружении малышей. Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему. Например, человек испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательные емкости с напитками; профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью. Оно вызывается несколькими группами причин:

· Причины, связанные с характером, действующего раздражителя (сила раздражителя, внезапность, длительность действия, новизна)

· Причины, связанные с соответствием внешнего раздражителя внутреннему состоянию человека

· Причины, обусловленные общей направленностью личности (интересы, увлечения человека)

· Причины, связанные с эмоциональным состоянием человека. Например, положительные эмоции чаще всего приводят к сосредоточению внимания на данном предмете.

Непроизвольное внимание от рождения присуще человеку.

Произвольное внимание в отличие от непроизвольного управляется сознательной целью и связано с приложением волевых усилий, поэтому его характеризуют как активное, преднамеренное. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные, т. к. этот вид внимания формируется у ребенка в процессе общения, воспитания, обучения. Произвольное внимание отличается следующими особенностями:

ü Целенаправленностью - оно определяется задачами, которые человек

ставит перед собой в той или иной деятельности

ü Организованным характером деятельности - человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет

ü Устойчивостью - оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Произвольное внимание всегда связано с речью, со словами, в которых мы выражаем наше намерение. Причины, обуславливающие произвольное внимание:

ü Интересы: человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности

ü Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности

Послепроизвольное внимание - это особый вид внимания, который объединяет в себе характеристики произвольного и непроизвольного внимания. Этот вид внимания введен Добрыниным. Исследования Добрынина показали, что при выполнении какой-либо деятельности человеку сначала приходится прикладывать волевые усилия. В процессе выполнения у него появляется интерес, и деятельность уже не требует значительного волевого контроля.

Например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается - то разговаривает по телефону, то сидит в интернете в социальных сетях. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т. е. внимание становится послепроизвольным.

Переходим к 3 вопросу. Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называют качествами, или свойствами внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным свойствам внимания относят:

Устойчивость она заключается в способности человека сосредотачиваться в течение некоторого времени на одном и том же объекте. Однако устойчивость внимания относительна, т. к. каждые 15-20 сек. происходят непроизвольные колебания внимания.

 

Люди со слабой НС или перевозбужденные довольно быстро утомляются, становятся импульсивными. Человек, который не очень хорошо себя чувствует, также характеризуется неустойчивым вниманием. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

ü Активность личности

ü Эмоциональное состояние человека

ü Отношение к деятельности

ü Темп деятельности

 

· Концентрация - это степень или интенсивность сосредоточенности СЗН на каком-то объекте.

Человек, например, может сосредоточить свое внимание на чтение интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

· Распределение - свойство, связано со способностью человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает очень редко, и подобное впечатление создается за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Например, не составляет труда следить за актерской игрой на сцене, воспринимать текст, произносимый актерами при одновременном применении спецэффектов. Но гораздо труднее при написании текста одновременно контролировать смысл, грамотность и оформление записанного.

Возможность распределения внимания зависит от следующих условий:

Трудность представляет совмещение 2х умственных деятельностей.

Легче выполнять одну двигательную и одцу умственную деятельность.

Для успешного выполнения одновременно 2х видов деятельности нужно один вид деятельности довести до автоматизма.

· Объем - он определяется количеством объектов, на которые наше СЗН может быть одновременно сконцентрировано с достаточной степенью ясности. В среднем объем внимания взрослого человека составляет 7 плюс минус 2 объекта.

 

К вторичным свойством внимания относят:

· Переключаемость - означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечения внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем1 второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания. Возможные причины переключения внимания:

ü Переход обусловлен требованиями деятельности

ü Необходимость включения в новую деятельность

ü В целях отдыха

 

· Колебание - выражается в периодической смене объектов, на которое оно обращается. Выражаются колебания внимания в том, в определенный момент оно переходит с одного объекта к другому; с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Для всех перечисленных свойств внимания используются следующие методы:

· Для изучения концентрации и устойчивости внимания используют таблицы Бурдона, которые представляют, собой беспорядочное чередование отдельных букв в каждой строке буква повторяется одинаковое количество раз. Испытуемый должен в течение 10 минут вычеркивать 2 заданные буквы

· Для изучения распределения внимания используются таблицы Шульта (черно- красные таблицы). В них изображены 2 ряда беспорядочно расположенных красных и черных цифр. Испытуемый должен назвать по порядку цифры чередуя, красные и черные

· Для изучения объема внимания используются тахисто-скопическая методика. Тахистоскоп представляет ширму с небольшим окошком посередине, которое открывается, на 2-3 сек. Испытуемый должен назвать все буквы или знаки, которые он смог увидеть

Для изучения переключаемости внимания используется метод корректорной пробы. Испытуемому предлагается набор беспорядочное расположенных знаков или букв. Он должен вычеркивать определенные буквы каждую минуту изменяя вычеркиваемые буквы.

память




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.