КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В зависимости от глубины отражения общественного бытия выделяют эмпирический и теоретический уровни общественного сознания
Содержание эмпирического (обыденного) уровня составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, нестрогая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска. Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и научных теорий. Основными формами общественного сознания являются: 1) политическая (политическое сознание); 2) правовая (правосознание); 3) нравственная (нравственное сознание); 4) эстетическая (эстетическое сознание); 5) религиозная (религиозное сознание); 6) философская (философия); 7) научная (наука). Исторически первой формой общественного сознания является нравственное сознание.
Каковы же особенности нравственного сознания? Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать свое поведение на будущее. Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.
В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь). Говоря о структуре нравственного сознания, прежде всего следует указать, что мораль и нравственность не являются полностью тождественными понятиями.
Нравственность выражает индивидуальный срез морали, т.е. ее преломление в сознании единичного субъекта. Существуют два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражаются реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования. В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, категории морали и, конечно же, нравственные нормы. В древности как ответ на реальные потребности в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть, возникло политическое сознание.
Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями, а именно: 1) оно выражается конкретными субъектами познания. Дело в том, что их политические интересы разнонаправлены и поэтому политическое сознание общества не может быть однородным. Политическая оценка действительности зависит от положения, которое занимает носитель этой оценки; 2) преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.
В политическом сознании принято выделять два уровня: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Предметное содержание политического сознания реализуется в системе категорий – политические убеждения, ориентации, ценности, установки, культура, мнения и т.п. С политическим сознанием тесно связано правовое сознание.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием, ибо предусматривает элемент критики существующей юридической системы. На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и регулировать правовые отношения.
Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую. Наука как форма общественного сознания существует в идее системы эмпирического и теоретического знания. Науки могут классифицироваться по различным основаниям: Ø по предмету исследования (естественные и социогуманитарные); Ø по формам движения материи (химия, физика, механика и др.); Ø науки, изучающие субъективную реальность, т.е. мир нашего сознания: психология, логика, риторика, педагогика, этика и др.; Ø фундаментальные и прикладные. Религиозное сознание (религиозная идеология и религиозная психология) – совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений и утверждений об окружающем мире, основанных на вере в существование внеземного, духовного мира, бессмертия души и божественного происхождения всего сущего (бытия).
В заключении по данному вопросу приведем одно из поучений старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: «Любите все созидание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите! Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах». Роль общественного сознания в жизни человека и общества. Рассмотрение общественного сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным бытием позволяет понять истоки многих общественных явлений и, прежде всего, феномен культуры. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами. Известно, что в средние века доминировала религия, в Новое и Новейшее время – политика и наука, соответственно. Социальная роль общественного сознания проявляется в его функциях: 1) познавательная функция; 2) регулятивная; 3) воспитательная; 4) прогностическая; 5) социально-преобразовательная.
Гераклит: «Многознание не научает ум, можно много знать и не быть мудрым». Фауст: «Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил: однако я при этом всем был и остался дураком». Демокрит: «От мудрости получается 3 плода: дар хорошо говорить, хорошо мыслить и хорошо делать». Таким образом, д уховная сфера является важнейшей сферой жизни и деятельности человека. Именно в ней осуществляется деятельность по производству, потреблению и хранению духовных образований. В духовной сфере «функционируют» различные формы сознания, которые объединяют идеи теории. Взгляды, традиции, нормы, чувства общества на конкретном этапе его развития. Культура - это сфера специфической деятельности человека, то, что отличает «очеловеченный», гуманный мир от всего иного, нечеловеческого. С каких бы позиций ни подходили мы к определению путей развития общества - политической, экономической, социальной или духовной сфер, - определяющим фактором всегда будет сам человек и прежде всего его культурное развитие.
Аксиология – учение о ценностях. Классификация ценностей. Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность - полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче. Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае - показать возможности практического разума в общей структуре бытия. Суждения о различных видах ценностей - о благе, добре, красоте, святости и т.п. - мы встречаем и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Ренессанса, и у философов Нового времени. Однако до середины XIX века обобщающего представления о ценности, о закономерностях и формах ее проявления в философии не было. Впервые выявление своеобразия феномена ценности было осуществлено в 50-60-е гг. XIX века немецким философом лейбницевской школы Р.Г.Лотце (1817-1881) в книге «Микрокосм» и трактате «Основания практической философии». Именно Р.Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), которое впоследствии стало основой ценностного осмысления. К началу XX века наиболее существенный вклад в разработку теории ценности внесли философия жизни, марксизм, неокантианство, феноменология, русская религиозная философия. В итоге французский философ П.Лапи ввел в 1902 г. понятие «аксиология» (от ахio - ценность, logos - слово, учение), обозначив им новый, самостоятельный раздел философии. В ходе философских дискуссий аксиологического характера обозначились основные линии спора: какое происхождение имеет ценность: объективное или субъективное, естественное или сверхъестественное, биологическое или социальное? как соотносятся ценности и объекты? какова сущность ценности и оценки? Концепции ценности: 1. Объективно-идеалистическая концепция (Н.Гартман, М.Шелер, Ф.Ринтлен). Исходя из нее ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный материальный мир является носителем ценности. К этому взгляду примыкают и сторонники теологической точки зрения. 2. Теологическая концепция (Н.Лосский, Ж.Маритен, Г.Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения - Бог - это и есть ценность. 3. Феноменологическая концепция (Э.Гуссерль). Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется «интенциональность») и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью. 4. Экзистенциальная концепция (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора. 5. Биолого-натуралистическая концепция (Д.Дьюи, Дж.Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основанным на удовольствии. 6. Социологическая концепция (М.Вебер, Ч.Дюркгейм, Т.Парсонс). Исходя из нее ценности - это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду. Особо следует выделить две концепции, сыгравшие выдающуюся роль в развитии ценностных представлений: марксистскую и неокантианскую. Обе заявили, что ценность предполагает не предмет, а его значимость. Ценность - это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т.д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя. С одной стороны, перед нами только субъект-объектное отношение или оценка, т.е. эмоционально-интеллектуальное выявление значимости объекта для субъекта, а с другой — имеется и другой пласт — это связь одного субъекта через значимость оцениваемого объекта с другим субъектом, т.е. налицо субъект-субъектное отношение. При исследовании ценности всегда нужно учитывать важные методологические требования, относящиеся к аксиосфере: 1. Недопустимо смешивать ценность и истину, так как это разнородные по природе феномены, принадлежащие к разным сферам, первая - к ценностно-осмысляющей, вторая - к познавательной. Истина аксиологически нейтральна, ибо теорема Пифагора или закон земного притяжения сами по себе не имеют никакого отношения к субъективности человека, т.е. в определенных обстоятельствах они могут быть важными, значимыми для него или наоборот. 2. Неправомерно считать ценностью пользу, ибо это понятие выражает позитивное значение одного объекта для другого, и поэтому она столь же объективна, как и истина. Напр., пища для человека полезна, но носительницей ценности она становится только тогда, когда символизирует человеческое отношение и деятельность, скажем, когда происходит ритуальное, церемониальное или оговоренное традицией ее употребление. Польза характеризует биологический уровень бытия, ценность же - это феномен специфически культурный, не известный в жизни животных, хотя важно и другое - без пользы не возникла бы и ценность. 3. Нельзя отождествлять ценности и носителя ценности - предметы (реальные или воображаемые), действия, события. Поэтому материальным или духовным может быть носитель ценности, но не сама она. 4. Требуется различать ценностные оценки от оценок иного рода - познавательных (оценка решения математической задачи) и утилитарных (оценка качества товара). Ценностная оценка бескорыстна и иррациональна (внепонятийна). Равно недоказуемы, неопровержимы и необъяснимы, бескорыстны вера в Бога, эстетическая оценка, следование голосу совести и любви. Напр., если мы говорим: «Этот предмет мне полезен», - то налицо оценка утилитарная, а если: «Этот предмет мне дорог», - то здесь происходит отнесение к ценности и ее выявление. 5. Было бы неправильно отождествлять ценность с целью и идеалом, так как они относятся к разным видам духовной деятельности. Если цель и идеал - это модификации проектной, моделирующей, духовно-преобразовательной деятельности, то ценность является определением значимости для субъекта чего бы то ни было, в том числе и целей, и идеалов, и моделей, которые бывают и благими, и дурными. 6. Ценность является основой возникновения ценностной ориентации, т.е. такого целенаправленного отношения человека к миру, в результате которого происходит выявление ценностей, их сознательное использование и следование им. Таким образом, ценностное осмысление действительности является столь же всеобщим и столь же необходимым аспектом человеческого духа, как и ее познавательный и проективный аспект.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |