КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сектор подготовки и продвижения персонала
Оценка степени эффективности трудовой деятельности работника. Идеология оценки: • прикладная методика оценки; • гласность оценки. Административные цели оценки: • перевод на другую работу; • повышение в должности; • понижение в должности; • увольнение с работы. Мотивационные цели оценки: • дополнительное стимулирование; • дестимулирование. Производственной целью оценки является повышение эффективного обеспечения производственного процесса трудовыми ресурсами.
7.2. Общая характеристика системы управления Выполнение функций по управлению персоналом осуществляется системой управления персоналом организации (СУП). СУП включает все функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, а также всех руководителей организации от директора до линейного руководителя нижнего уровня управления. Главная цель СУП - обеспечение предприятия кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В специальной литературе обычно называют следующие основные функции СУП среднего и крупного предприятия. 1. Обеспечение кадрами: определение потребности в кадрах, поиск специалистов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, перемещение кадров. 2. Оформление трудовых правоотношений. 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. 4. Новая функция СУП - организация оплаты труда, подразумевающая аттестацию рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда. 5. Выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее. 6. Развитие отношений с органами рабочего самоуправления.
7. Координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности. 8. Обеспечение каждой службы организации квалифицированными кадрами. Организационная структура СУП определяется ее функциями и задачами. Организационную структуру СУП, близкую к идеальному варианту, можно представить следующим образом. 1. Сектор найма рабочей силы: • планирование; • набор (внешний, внутренний); • отбор (включая планирование отбора); • интервьюирование, тестирование; • организация других испытаний. • разработка программ обучения; • профессиональное обучение; • корректировка жизненных планов. 3. Сектор стимулирования и оплаты труда: • анализ трудовых процессов; • планирование затрат на персонал; • тарифные соглашения; • изучение мотивации труда; • установление системы стимулов и компенсаций; • разработка систем оплаты труда - тарифных и бестарифных; • разработка других методов оплаты труда. 4. Сектор изучения кадров, оценки кадров: • анализ качества трудовой жизни, степени удовлетворения важнейших личных потребностей через деятельность в организации; • определение морально-психологического климата в коллективе • организация оценки кадров; • внутрифирменные перемещения; • оценка содержания труда; • планирование оптимального состава персонала. 5. Сектор трудовых отношений: • изучение социальной напряженности; • заключение коллективных договоров; • развитие отношений с органами рабочего самоуправления. 6. Сектор стратегического управления персоналом: • разработка стратегии УП для достижения целей организации; • планирование развития персонала; • анализ информации по рынку рабочей силы; • планирование потребности персонала; • обеспечение руководства кадровой информацией. 7. Сектор профориентации и адаптации:
• профориентация в коллективе; • адаптация кадров в коллективах; • планирование сохранения персонала. 8. Сектор охраны труда и техники безопасности: • группа медицинского обслуживания; • курсы по охране труда и технике безопасности; • изучение условий труда и их корректировка; • управление отношениями по охране труда. В организациях с небольшой численностью персонала каждую кадровую функцию или даже две-три выполняет один работник.
7.3 Управление социально-психологическими Важнейшими социально-психологическими факторами, определяющими эффективность и конкурентоспособность организации, являются: - уровень корпоративной культуры; - взаимодействие формальных и неформальных организаций; - управление конфликтами в организации. Рассмотрим их более подробно. Корпоративная культура - это микрокультура, присущая конкретной фирме, а именно совокупность (свод) формальных и неформальных правил и законов, по которым существует и развивается фирма. Корпоративная культура - это также имидж фирмы, зависящий от персонала. Она связана с формированием корпоративного духа, направленного на повышение эффективности и производительности человеческих ресурсов, на развитие чувства приверженности фирме; обеспечивает конкурентоспособность фирмы. Корпоративная культура специфична для каждой фирмы, однако есть базовые направления, которые так или иначе обеспечиваются в любой фирме, - отличаются лишь инструменты, способы реализации. Можно выделить следующие основные характеристики корпоративной культуры: • ориентация на высокие производственно-экономические показатели и нравственно-этические ценности; • ликвидация ведомственных барьеров внутри персонала; • сглаживание и последующая ликвидация привилегий управленцев; • видение фирмой своей миссии (нравственно-этическая общественная полезность деятельности фирмы); • особое внимание к системе повышения квалификации, обучения и развития; • работа непосредственно с людьми, а не с бумагами - персонал чувствует конкретный контакт с руководителем; • минимизация аппарата управления и документопотока. Формальные и неформальные группы и организации
В рамках реализации различных организационных и управленческих процессов чаще всего ориентируются на использование формальных групп1 и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы - неформальные группы и организации. Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства. Такие группы вполне законны, они реализуют цели, поставленные перед ними на предприятии. Можно выделить следующие типы формальных организаций: • командные группы (группы руководителей), которые представляют собой основное руководство предприятия, то есть высший уровень управления; • рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и тоже задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда (бухгалтеры, конструкторы); • комитеты, которые создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-то проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет). Причины вступления в формальные группы: • вознаграждение; • заработная плата; • престиж принадлежности; • желание выполнить работу. Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания является личный интерес. Тогда как люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в неформальную организацию также существуют свои причины, которые не всегда всецело осознаются. К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести: • чувство принадлежности к определенному кругу людей; • желание оказать взаимопомощь; • заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо. В неформальных организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии существует и действует неформальный лидер. Его сфера влияния может распространяться за пределы административных рамок формальной организации. Неформальные лидеры делают ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Неформальный лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее.
Особенности неформальных групп: 1) социальный контроль за своими членами: 2) выработанные нормы поведения, отношений, одежды и др.; 3) сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений; 4) сфера влияния неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы: • помогает группе в достижении поставленных целей; • систематически поддерживает и укрепляет группу; 5) лидеры иногда могут получать формальные должности. Формальные и неформальные группы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели, представленной на рис. 5.
Рис. 5. Модель Хоманса
Под деятельностью понимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. Наличие неформальных организаций и групп является вполне закономерным, нормальным фактом. Но такие группы непременно должны быть управляемыми. Для эффективного управления этими группами и обеспечения взаимодействия менеджеру необходимо: • признать существование неформальной организации, группы; • выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров; • перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия на неформальную группу; • разрешать группе принимать участие в выработке решений длятого, чтобы ослабить ее противодействие; • быстро и полно информировать персонал о различных важных для предприятия мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов). Управление конфликтами Под конфликтом в современном менеджменте подразумевается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. По степени воздействия на эффективность работы персонала выделяют неконструктивные и продуктивные конфликты. Неконструктивный (непродуктивный) конфликт - это столкновение интересов, решение которых противоречит целям управления организации. Дисфункциональными последствиями неконструктивных конфликтов, как правило, являются: • ухудшение социально-психологического климата в рабочих группах, приводящее к потере интереса к работе и, как следствие, снижению эффективности труд; • снижение степени сотрудничества в будущем; • излишнее усиление мотивов подчинения, вызывающее рост непродуктивной конкуренции с другими рабочими группами; • создание «образа врага» в лице противоположной или нейтральной стороны конфликта, что вызывает рост агрессивности в поведении персонала; • сворачивание межгруппового сотрудничества; • переключение цели деятельности с решения проблемы на «победу» в конфликте. Продуктивный (конструктивный ) конфликт положительно влияет на эффективность системы управления, так как направлен на решение задачи управления организацией, а не противоречий в межличностных отношениях. По широте конфликта выделяют четыре основных их типа: внут-риличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. В практике менеджмента внутриличностный конфликт проявляется либо в ролевой, либо в функциональной форме. Ролевая форма - это необходимость выполнения взаимоисключающих ролей в трудовой деятельности. Например, необходимость поддержания хороших отношений с постоянными клиентами и желание обманывать их при заключении сделок. Функциональная форма проявляется в несовпадении личных интересов и интересов организации (необходимость выйти на работу в выходной день и желание отдохнуть на даче). Межличностный конфликт - это противоречие между интересами двух личностей с применением некорректных форм борьбы. Он имеет три основные формы: • форма борьбы за ресурсы: например, наличие одного рабочего стола у двух сотрудников; • форма борьбы за вознаграждение: премия выделяется автору только одного проекта, а на конкурс их подано несколько; • форма личной неприязни, которая обычно проявляется только и в неблагоприятных условиях деятельности и вызывается личными качествами и привычками конфликтующих сторон (разное отношение к курению на рабочем месте и т.п.). Конфликт между личностью и группой - это несовпадение интересов индивидуума и рабочей группы, в которую он включен или с которой он вынужден сотрудничать. Данный тип конфликта проявляется в двух формах: • горизонтальная, когда индивидуум не соблюдает групповые норны поведения, например, работает больше или меньше, чем принято; • вертикальная форма, когда менеджер принимает решения, не одобряемые рабочей группой, и наоборот (руководитель по объективным причинам снижает зарплату, а работники в ответ уменьшают производительность труда). Межгрупповой конфликт - это противоречие интересов отдельных групп, которое может реализовываться в четырех формах. 1. Форма, вытекающая из трансформации поведения личности при деятельности в неформальной группе в виде сдвига к риску и агрессивности. 2. Линейно-штабная форма. Ее причина лежит в том, что в любой организации линейные руководители зачастую более опытны и консервативны, а штабные - более квалифицированы в своей области. 3. Межгрупповая дискриминация как тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы на бессознательном в большинстве случаев уровне. Чаще эта форма проявляется в виде внутригруппового фаворизма, т.е. стремления любым способом благоприятствовать своей группе в ущерб другой. Внешне это может иметь организационный, половой, возрастной, межэтнический и иной характер. Очень часто на практике подобное явление имеет место при дилетантских ошибках в проектировании организационных структур управления. 4. Организационная форма. Это столкновение противоположных позиций вне зависимости от целей групп, которые могут и совпадать. Речь здесь идет о столкновениях не продуктивных, а имеющих неэтичный характер. Чаще всего эта форма проявляется в инновационной деятельности: например, в кризисной ситуации одна группа предлагает снизить цены и увеличить массу прибыли за счет роста оборота, другая - повысить цены и, снизив оборот, увеличить норму прибыли. Свою позицию при этом доказывают не расчетами, а моральной дискредитацией оппонентов. Причины конфликтных ситуаций классифицируются в менеджменте на внешние, внутренние, функциональные, вытекающие из неправильной критики во время споров и дискуссий, и как последствия ошибок менеджера в межличностном общении. Внешние причины имеют источник за пределами системы, в которую включены участники конфликта. К основным из них относятся: • недостатки социально-экономического и бытового характера, например, негативные эмоции, вызываемые плохой работой транспорта, массового питания и др.; • сбои в организации технологического процесса (нечеткие указания руководителя, неритмичность получения информации и т.п.); • ослабление контроля исполнения (за одно и то же нарушение работника в первый раз прощают, а во второй, неожиданно для него, наказывают); • новости дня (всевозможные споры и эмоциональная форма их развития); • плохая организация выдачи заработной платы и др. Внутренние причины конфликтов вытекают из особенностей межличностных отношений их участников: • внутригрупповая несовместимость в виде антипатии, отчужденности и т.п.; • ослабление взаимного контроля внутри группы, когда невыполнение тех или иных функций вначале не замечается, что приводит к их повторению, потом следует эмоциональный взрыв возмущения, который обычно перерастает в конфликт; • личные особенности членов группы, например привычка одного из них постоянно использовать чеснок как средство профилактики от гриппа. Функциональные причины неизбежно имеют место в любой организации, так как они связаны с разным подходом к решению задач управления. Их основные виды: • распределение ограниченных ресурсов, когда всем дать нельзя и надо выбрать одного получателя; • взаимозависимость задач, т.е. наличие последовательности операций, которую нельзя нарушить (всегда, например, можно обвинить в плохом качестве продукции поставщиков сырья, оборудования и др.); • различие в целях деятельности формальных групп (отдел маркетинга заинтересован в росте запасов для обеспечения бесперебойности продажи, а финансовый отдел - в их сокращении для ускорения оборота капитала); • различие в ценностных ориентациях (наемный персонал заинтересован в сокращении дивидендов и увеличении заработной платы, а акционеры, как правило, - наоборот); • неудовлетворительные коммуникации, которые приводят к искажению или потере информации, следствием чего является неправильное понимание сложившейся ситуации. Причины, вытекающие из неправильной критики, связаны с неправильным поведением участников споров и дискуссий. К ним относятся: • излишняя эмоциональность выступления в целях усиления конструктивности предложений, что часто вызывает у людей бессознательное сопротивление даже во вред себе; • критика оппонента с целью показать свою эрудицию; • критика с целью под благовидным предлогом свести личные счеты с оппонентом; • критические выступления не с конструктивной целью, а для повышения или сохранения своего статуса в рабочей группе; • критика оппонентов для перестраховки (работник располагает информацией о негативном отношении руководителя к предмету дискуссии и первым, неожиданно для всех, начинает выступать с критическими замечаниями); • агрессивная дискредитация оппонента в целях упреждения его критики в свой адрес; • критика в ответ на критику вместо аргументированного обоснования своей точки зрения; • критика с целью эмоциональной разрядки. Основными причинами конфликта, вытекающими из ошибок менеджера в межличностном общении, являются: • резонерство, когда менеджер не знает, как решить проблему, и выходит из положения с помощью звучных фраз морализирования («... мы должны отдать все силы для решения этого вопроса...» и т.п.); • повышенный уровень притязаний менеджера, т.е. не обладая должными способностями и знаниями, он пользуется низким уважением персонала и компенсирует это в форме принудительных знаков внимания, например, требует вставать при его появлении и др.; • скептицизм как нежелание менеджера принимать чужие идеи или превосходство в каких-либо профессиональных аспектах деятельности; • заострение внимания на мелочах, т.е. менеджер не понимает причину плохой работы и вместо четких указаний упорно требует устранить какое-либо несущественное явление, например, запрещает приходить на работу в джинсах и т.п. Рассмотрим способы устранения конфликтов, наиболее часто применяемые в системе управления организацией. Их условно можно разделить на две категории: 1) структурные, когда воздействие оказывается на содержание конфликта (более характерны для продуктивных конфликтов); 2) межличностные - воздействие оказывается на участников конфликтов (чаще применяют для решения неконструктивных конфликтов). Следует сразу заметить, что менеджер, который не желает портить отношения с людьми, активно не влияет на конфликты и склонен к компромиссам, усиливает их глубину и частоту появления, так как не устраняет их причин. В менеджменте выделяют пять основных структурных способов устранения конфликтов: 1) на основе четкого описания рабочих мест, т.е. прав, обязанностей, функций, ресурсов и информационного обеспечения каждого работника можно создать ситуацию, когда персоналу будет просто нечего делить между собой, так как их интересы не будут пересекаться; 2) путем введения жесткой системы единоначалия, когда решение принимает только один человек; 3) на основе установления общих оценочных показателей, когда стимулирование труда осуществляется не путем учета индивидуальных показателей, а по итогам работы организации в целом; 4) на базе использования системы поощрения бесконфликтной работы - при наличии конфликтных ситуаций для их участников снижается объем материальных выплат по итогам труда; 5) разрешение с учетом целей конфликтов - определяется истинная причина конфликта, и при этом менеджер должен помнить, что участники склонны ее скрывать и публично использовать совсем иной повод. Например, каждая из двух группировок пытается выдвинуть свою кандидатуру на ключевой пост, однако, поскольку один из кандидатов по национальности еврей, то поддерживающая его группировка обвиняет другую в антисемитизме. После выявления истинной причины менеджер должен сделать цель конфликта недосягаемой для ее участников (например, назначить свою кандидатуру на ключевой пост). Межличностные способы устранения конфликтов делятся на семь основных видов: 1) уклонение - выработка у работников установок на неучастие в конфликтах; 2) сглаживание - формирование путем тренинга персонала мнения, что любой конфликт для него невыгоден, и это абсолютная истина; 3) принуждение, т.е. силовое подавление одной из сторон в конфликте; 4) решение проблемы состоит из трех стадий: во-первых, для участников конфликта проблема определяется в категориях целей, а не решений (доказывается, что получится в результате решения проблемы, а не акцентируется внимание на правильности позиции каждого участника конфликта); во-вторых, принимается система расчета эффективности управленческого решения, которая устраивает каждую сторону; в-третьих, производится расчет и принимается решение; 5) эмоциональный взрыв - сознательная провокация менеджером эмоционального возмущения персонала против участников конфликта (отказ от выплаты премий, мотивированный снижением эффективности работы организации в результате конфликта); 6) удаление одной из сторон - применяется в крайних случаях: путем увольнений, перемещений и т.п. создается ситуация, когда конфликтующие стороны не имеют больше возможностей для контактов; 7) использование компромисса, т.е. принятия решения, когда путем взаимных уступок участники конфликта приходят к мнению, которое в той или иной степени их устраивает.
7.5. Система мотивации Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она под- разумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Модель мотивации через потребность (рис. 6) обеспечивает процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Это сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели. Мотив - внутреннее побуждение (импульс), который заставляет человека поступать определенным образом. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Развитие теории мотивации началось с начала XX в. Выделяют следующие группы теорий мотивации: • содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак-Клелланд); • процессуальные теории (Врум); • теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |