КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы менеджмента9.1 Правовое регулирование хозяйственной деятельности
Организация (предприятия) являются одним из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике. Они рассматриваются как открытые социально-экономические системы, которые находятся в динамическом взаимодействии с внешней средой и подвергаются ее влиянию. Деятельность организации как открытой системы описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис. 9). Входящими ресурсами любой компании являются сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием служащих, управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, используемых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников. Как видим, открытые системы не являются самодостаточными. Именно из окружающей среды организации получают необходимые им вводимые ресурсы, и, кроме того, среда поглощает вырабатываемые ими продукцию и услуги. Внешняя среда организации - это вся совокупность факторов, ок-ружающих организацию. Эти факторы взаимодействуют с основными составляющими внутренней среды организации и оказывают огромное влияние на ее жизнедеятельность. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию представлена на рис. 10. Важнейшим институциональным фактором в системе менеджмента, обеспечивающим совместную, согласованную деятельность субъектов рынка, является правовое регулирование.
Рис. 9. Организация как открытая система Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства. Воздействие Внешняя Социокультурные поставщиков среда и культурные и технологий воздействия Воздействие Законодательные экономики и и политические конкуренции воздействия Рис. 10.Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию Правовое регулирование отношений осуществляется на всех этапах жизненного цикла организации: создания, развития, зрелости, спада, ликвидации в форме использования правовых норм и условных правил. При этом правовой норме (группе взаимосвязанных норм) соответствует правовой институт, а условной норме – социально-культурный институт. Отличие этих норм заключается в следующем: первое основано на моменте принуждения, второе – характеризуется моментом добровольности принятия правила. В правоотношениях хозяйственной деятельности используются нормы конституционного, гражданского, административного, финансового и других отраслей права. Это обусловлено сложностью предмета экономических отношений. Действительно, горизонтальные отношения между юридически равноправными субъектами регулируются в основном нормами гражданского права, построенного на фундаментальных принципах классического либерализма, не допускающих вмешательства государства в хозяйственные (предпринимательские) дела частных лиц, которые приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Вертикальные отношения (налоговые, лицензионные и т.п.), где напрямую согласовываются публичные и частные интересы, регулируются отдельным законодательством (налоговым, антимонопольным, таможенным и др.), ибо никак не сочетаются по своей сути с предметом и методом гражданского права. Не регулируются в полной мере гражданским законодательством и внутрихозяйственные правоотношения, функционирование которых основано на методе обязательных предписаний. В целом современное законодательство Российской Федерации в сфере экономики является многоцелевым и многоуровневым комплексом различных по юридической силе, по области воздействия и по субъектам - издателям нормативных правовых актов.
Основным источником хозяйственного (предпринимательского) права является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу (ст. 15) и законы и иные нормативные акты Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований не должны противоречить Конституции РФ. Значение конституционных положений для хозяйственной деятельности состоит в том, что они программируют её правовое регулирование: во-первых, устанавливают основы рыночной (ст. 8, ст. 9 и ст. 34 - свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, многообразие и равноправие различных форм собственности), но социально ориентированной (п. 1 ст. 7 - "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") экономики; во-вторых, устанавливают минимум гарантий прав и интересов участников экономических правоотношений, который не может быть нарушен (право на труд - ст. 37, "...минимальный размер оплаты труда...и иные гарантии социальной защиты" - п. 2 ст. 7, право на собственность - ст. 35, право на информацию - ст. 29, право на судебную защиту - ст. 46, и т.д.); в-третьих, создают основу для единообразия правового регулирования хозяйственной деятельности, так как "установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики..."отнесены к компетенции Российской Федерации (п. Ж ст. 71).
Далее, в иерархии нормативных актов, регулирующих экономические отношения, следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации, который закрепляет основные принципы (ст. 1) регулирования экономических отношений в условиях рынка (равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебной защиты) и устанавливает (ст. 2), что гражданское законодательство: - определяет "правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников", которыми являются граждане и юридические лица (в том числе Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования); - регулирует "отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";
- применяется "к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом1'. В целом, все нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие предпринимательские (хозяйственные) отношения, по кругу их воздействия подразделяются на группы: а) нормы общего назначения, применяемые в том числе и к предпринимательским отношениям, например о залоге, исковой давности, праве собственности и т.п.; б) нормы специального назначения, адресованные предпринимателям", которые включают нормы: - "о содержании и режиме предпринимательской деятельности (ст. 2 -о содержании предпринимательской деятельности, ст. 5 – обычаи делового оборота, ст. 10 - недопустимость осуществления гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления до-минирующим положением на рынке, ст. 49 - о лицензировании, ст. 51-о государственной регистрации и проч.); -об отдельных объектах и правах на эти объекты, например, ст. 139 -служебная и коммерческая тайна, ст. 132 - понятие предприятия как объекта правоотношений; сюда же следует отнести и ст. 217 - о приватизации; - о статусе юридических лиц (в том числе предпринимателей и предприятий), об учредительных документах (гл. 4); -о формах реализации права на предпринимательскую деятельность (договоры - публичные, обязательные к заключению; договоры при- соединения; организация и проведение торгов); -об ответственности предпринимателей, распространяющейся вплоть до пределов непреодолимой силы". 9.2. Порядок учреждения и регистрации предприятия Образование фирмы осуществляется лицами, именуемыми учредителями, с соблюдением условий национального законодательства о компаниях. На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответственность за надлежащее поведение процесса учреждения: выработку и представление учредительных документов, формирование капитала, организацию органов управления, регистрация фирмы. Порядок регистрации фирмы предполагает, что право на фирму возникает у предпринимателя с момента ее регистрации или фактического вступления в хозяйственный оборот. Регистрация фирмы предоставляет защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак. Образование фирмы осуществляется с соблюдением национального законодательства. Регламентации, в частности, подлежат: - определение правового положения фирмы; - устав фирмы; - образование капитала фирмы; - организационная структура фирмы; - порядок проведения собраний акционеров; - порядок отчетности и удовлетворения требований аудиторов; - ликвидация фирмы: порядок и формы проведения. Регистрация фирмы осуществляется государственными административными органами и является обязательной. Она преследует следующие цели: - проведение государственного контроля за предпринимательской деятельностью; - получение от предпринимателей сведений бухгалтерского и финансового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринимательской деятельности; - осуществление налогообложения; - предоставление сведений об участниках предпринимательской деятельности в стране и итогах их хозяйственной деятельности за определенный период (как правило, календарный год). Регистрация осуществляется путем внесения фирм в реестр с указанием: - полного наименования и местонахождения; - вида и основных направлений деятельности; - основного капитала фирмы; - организационной структуры фирмы; - фамилий должностных лиц, имеющих полномочия по ведению дел и права подписи сделок. Любые изменения этих данных вносятся в торговый реестр. На основании регистрации выдается разрешение (патент) на ведение деятельности. Факт регистрации фирмы подлежит обязательной публикации. Только с момента регистрации фирма может выпускать акции. 9.3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы Органы управления фирмой, их характер и компетенция определяются законодательством каждой страны. Наиболее распространены трех- и двухзвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие правления, наблюдательного совета (совета директоров) и общего собрания акционеров (США, Германия, Швейцария). Двухзвенная структура управления предусматривает наличие правления и общего собрания акционеров. Каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции. Обычно национальное законодательство содержит положения относительно наблюдательного совета и правления, на основе которых в уставе фирмы указывается: минимальный состав правления, кто может быть членом правления, порядок выборов членов правления, срок их полномочий, функции правления, представительство правления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельностью правления. Важным органом управления является общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроля за деятельностью фирмы. Порядок проведения собраний акционеров устанавливается в уставе фирмы на основе национального законодательства о компаниях и с учетом правового положения фирмы. Прекращение деятельности фирмы санкционируется судом в следующих случаях: когда фирма признает себя банкротом; при нарушении фирмой законодательства; при осуществлении фирмой деятельности, занятие которой запрещено законом; при нарушении норм экологической безопасности. Суд определяет порядок и сроки прекращения деятельности фирмы. Порядок ликвидации фирмы оговаривается в ее уставе. 9.4. Правовое обеспечение системы управления персоналом Система управления персоналом, как и любая другая система, имеет центральное ядро, основой которого в данном случае является функциональная подсистема, базирующаяся на четырех обеспечивающих подсистемах (рис. 10).
Рис. 10. Система управления персоналом Функциональная подсистема СУП предназначена для эффективного управления персоналом с учетом создания благоприятных социально-психологических и эргономических условий труда. Функциональная подсистема СУП реализует следующие задачи по управлению: •подготовка и комплектование кадров; •расстановка и движение кадров; • использование персонала. Информационная подсистема СУП предназначена для сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия кадровых управленческих решений. Информационная база обычно содержит следующую информацию: • анкетные данные работников предприятия и возможных кандидатов на вакантные места; • выдержки из законов, подзаконных актов и различных распоряжений, касающихся кадровой службы и менеджеров по персоналу (основными из них являются КЗоТ (Кодекс законов о труде) и ГК (Гражданский кодекс); • методические пособия для расчета различных показателей, связанных с кадровым менеджментом (численности персонала, заработной платы и т. п.); • сведения, касающиеся мотивации сотрудников (информация о системе премирования и поощрения); • сведения о прохождении работниками стажировок, курсов повышения квалификации, обучения и т. п. Финансовая подсистема СУП предназначена для изыскания средств на решение задач кадрового менеджмента, в том числе на наем, отбор, эффективное использование и развитие персонала. Социально-психологическая подсистема СУП предназначена для обеспечения социально-психологической поддержки функций управления (мотивация, адаптация, создание благоприятного климата в коллективе, формирование рабочих групп, управление конфликтами). В задачу этой подсистемы, в частности, входит проверка сотрудников на психологическую совместимость при формировании рабочих групп. Правовая подсистема СУП предназначена для обеспечения соответствия действий кадровых менеджеров и всей кадровой системы в целом требованиям и условиям законодательно-правовой базы. Различают два уровня правовой подсистемы: 1) государственный, на котором главным законодателем является само государство в лице правительства или парламента, а также различных государственных служб (Фонд занятости, Пенсионный фонд и т. п.). На этом уровне правовая база включает в себя совокупность важнейших постановлений Правительства и законов Российской Федерации, в том числе: КЗоТ РФ; Гражданский кодекс РФ; Закон РФ о коллективных договорах и соглашениях; Закон РФ об образовании; Закон РФ о пенсиях; Закон РФ об основах налоговой системы РФ; 2) уровень предприятия, на котором правовые основы формируются учредителями предприятия или его руководством. Определяется следующими правовыми документами: • уставом предприятия; • учредительным договором; • контрактом с администрацией (подобные контракты заключаются с высшим руководством предприятия). В России главные положения, определяющие отношения между работником и нанимателем, указаны в КЗоТ. Они регулируют, в частности, следующие основные вопросы: • порядок заключения коллективных договоров; • обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд; • время работы и отдыха; • заработную плату; •гарантии и компенсации;• трудовую дисциплину; • труд женщин и молодежи; • льготы различным категориям работников; • трудовые споры; • профсоюзы; • полномочия трудовых коллективов; • государственное социальное страхование. 9.5. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности определяется прежде всего внешнеторговой политикой. Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими государствами. Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы включают в себя таможенные пошлины и тарифы. Под таможенным тарифом понимается: 1) системный перечень ставок таможенных пошлин; 2) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка; 3) ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием «таможенная пошлина»). Таможенная пошлина - налог на импортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенной пошлины: • фискальная - относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам; • защитная - относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает отечественных производителей от иностранных; • балансировочная - относится к экспортным пошлинам, предотвращающим нежелательный экспорт. Таможенные тарифы и пошлины классифицируются по различным признакам. Например, по направлению движения товаров различаются экспортный, импортный и транзитный тарифы, по характеру происхождения - автономный, конвенциональный (договорной) и т.д. Однако тарифное регулирование имеет и недостатки, главными из которых являются ограниченность возможностей тарифного регулирования и однообразность этой системы. Нетарифные методы регулирования имеют определенные преимущества. Существуют различные типы нетарифных методов: • квотирование, т.е. регулирование внешнеэкономической деятельности при помощи ограничения ввоза и вывоза товаров; лицензирование - выдача разрешения (лицензии) на проведение экспортно-импортных операций; • скрытые методы: государственная система размещения заказов, т.е. покупка государством товаров отечественных товаропроизводителей; технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать препятствия на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества и т.п.); • финансовые: государственные субсидии и налоговые льготы - это денежные выплаты правительства национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта; кредитование для финансирования экспортно-импортных операций. Главная задача государства в области внешней торговли - поддерживать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Внешнеторговая деятельность предприятий и организаций в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ: • единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ; • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением; • единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации задач обеспечения национальной безопасности; • единство таможенной территории РФ; • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; • равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутствие дискриминации; • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Основными целями внешнеторговой политики России должны стать: • изменения степени и способа включения нашей страны в мировое разделение труда; • изменение объема и структуры экспорта и импорта; • обеспечение населения и национальной экономики необходимыми ресурсами; • изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Список рекомендуемой литературы Основная 1. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для студ. вузов / И.Н. Герчикова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 511 с. 2. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов/ В. В. Глухов. - М.: Высш. шк., 2006. - 606 с. 3. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник/ В. Р. Веснин. - М.: ТД «Элит-2000», 2003. - 546 с. 4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с. 5. Мескон, М. Основы менеджмента/ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Ходоури. - М.: Дело, 2002. - 704 с. 6. Управление организацией: учебник/ под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 669 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |