Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы менеджмента9.1 Правовое регулирование хозяйственной деятельности




Организация (предприятия) являются одним из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике. Они рассматриваются как открытые социально-экономические системы, которые находятся в динамическом взаимодействии с внешней средой и подвергаются ее влиянию.

Деятельность организации как открытой системы описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис. 9). Входящими ре­сурсами любой компании являются сырье, финансы, люди, инфор­мация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и ус­луг. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием служащих, управленческой дея­тельности и применения технологий и методов работы, используе­мых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников.

Как видим, открытые системы не являются самодостаточными. Именно из окружающей среды организации получают необходимые им вводимые ресурсы, и, кроме того, среда поглощает вырабатываемые ими продукцию и услуги.

Внешняя среда организации - это вся совокупность факторов, ок-ружающих организацию. Эти факторы взаимодействуют с основными составляющими внутренней среды организации и оказывают огромное влияние на ее жизнедеятельность.

Модель влияния непредвиден­ных обстоятельств на организацию представлена на рис. 10.

Важнейшим институциональным фактором в системе менеджмента, обеспечивающим совместную, согласованную деятельность субъектов рынка, является правовое регулирование.

 

       
   
 
 

 

 


ВХОДЯЩИЕ РЕСУРСЫ Сырье, материалы, люди, информация, финансы   ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ Сырье, материалы, люди, информация, финансы   ВЫХОДЯЩИЕ РЕСУРСЫ Товары, услуги, прибыль, убытки, производительность труда
     

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  

 

Рис. 9. Организация как открытая система

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение за­конов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность опре­делить для себя допустимые границы действий во взаимоотноше­ниях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаива­ния своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как дейст­венность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законода­тельства.


Воздействие Внешняя Социокультурные

поставщиков среда и культурные

и технологий воздействия

Воздействие Законодательные

экономики и и политические

конкуренции воздействия

Рис. 10.Модель влияния непредвиденных обстоятельств

на организацию

Правовое регулирование отношений осуществляется на всех этапах жизненного цикла организации: создания, развития, зрелости, спада, ликвидации в форме использования правовых норм и условных правил. При этом правовой норме (группе взаимосвязанных норм) соответствует правовой институт, а условной норме – социально-культурный институт. Отличие этих норм заключается в следующем: первое основано на моменте принуждения, второе – характеризуется моментом добровольности принятия правила.

В правоотношениях хозяйственной деятельности используются нормы конституционного, гражданского, административного, финансового и дру­гих отраслей права. Это обусловлено сложностью предмета экономических отношений. Действительно, горизонтальные отношения между юридиче­ски равноправными субъектами регулируются в основном нормами граж­данского права, построенного на фундаментальных принципах классиче­ского либерализма, не допускающих вмешательства государства в хозяй­ственные (предпринимательские) дела частных лиц, которые приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Вертикальные отношения (налоговые, лицензионные и т.п.), где напрямую согласовываются публичные и частные интересы, ре­гулируются отдельным законодательством (налоговым, антимонопольным, таможенным и др.), ибо никак не сочетаются по своей сути с предметом и методом гражданского права. Не регулируются в полной мере граждан­ским законодательством и внутрихозяйственные правоотношения, функ­ционирование которых основано на методе обязательных предписаний. В целом современное законодательство Российской Федерации в сфере эко­номики является многоцелевым и многоуровневым комплексом различных по юридической силе, по области воздействия и по субъектам - издателям нормативных правовых актов.

Основным источником хозяйственного (предпринимательского) пра­ва является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу (ст. 15) и законы и иные нормативные акты Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований не должны проти­воречить Конституции РФ. Значение конституционных положений для хо­зяйственной деятельности состоит в том, что они программируют её пра­вовое регулирование: во-первых, устанавливают основы рыночной (ст. 8, ст. 9 и ст. 34 - свобода экономической деятельности, единство экономиче­ского пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, многообразие и равноправие различных форм собственности), но социально ориентированной (п. 1 ст. 7 - "созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека") экономики; во-вторых, устанавливают минимум гарантий прав и интересов участников экономических правоотношений, который не может быть нарушен (право на труд - ст. 37, "...минимальный размер оплаты труда...и иные гарантии социальной защиты" - п. 2 ст. 7, право на собст­венность - ст. 35, право на информацию - ст. 29, право на судебную защи­ту - ст. 46, и т.д.); в-третьих, создают основу для единообразия правового регулирования хозяйственной деятельности, так как "установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики..."отнесены к компетенции Российской Федерации (п. Ж ст. 71).

Далее, в иерархии нормативных актов, регулирующих экономические отношения, следует назвать Гражданский кодекс Российской Федера­ции, который закрепляет основные принципы (ст. 1) регулирования эко­номических отношений в условиях рынка (равенство участников, непри­косновенность собственности, свобода договора, недопустимость произ­вольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспре­пятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановле­ния нарушенных прав и их судебной защиты) и устанавливает (ст. 2), что гражданское законодательство:

- определяет "правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собствен­ности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие иму­щественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной са­мостоятельности их участников", которыми являются граждане и юридические лица (в том числе Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования);

- регулирует "отношения между лицами, осуществляющими пред­принимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";

- применяется "к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом1'.

В целом, все нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие пред­принимательские (хозяйственные) отношения, по кругу их воздействия подразделяются на группы:

а) нормы общего назначения, применяемые в том числе и к пред­принимательским отношениям, например о залоге, исковой давности, пра­ве собственности и т.п.;

б) нормы специального назначения, адресованные предпринимате­лям", которые включают нормы:

- "о содержании и режиме предпринимательской деятельности (ст. 2 -о содержании предпринимательской деятельности, ст. 5 – обычаи делового оборота, ст. 10 - недопустимость осуществления граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления до-минирующим положением на рынке, ст. 49 - о лицензировании, ст. 51-о государственной регистрации и проч.);

-об отдельных объектах и правах на эти объекты, например, ст. 139 -служебная и коммерческая тайна, ст. 132 - понятие предприятия как объекта правоотношений; сюда же следует отнести и ст. 217 - о при­ватизации;

- о статусе юридических лиц (в том числе предпринимателей и пред­приятий), об учредительных документах (гл. 4);

-о формах реализации права на предпринимательскую деятельность (договоры - публичные, обязательные к заключению; договоры при- соединения; организация и проведение торгов);

-об ответственности предпринимателей, распространяющейся вплоть до пределов непреодолимой силы".


9.2. Порядок учреждения и регистрации предприятия

Образование фирмы осуществляется лицами, именуемыми учредителями, с соблюдением условий национального законодательства о компани­ях. На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответствен­ность за надлежащее поведение процесса учреждения: выработку и пред­ставление учредительных документов, формирование капитала, организа­цию органов управления, регистрация фирмы.

Порядок регистрации фирмы предполагает, что право на фирму воз­никает у предпринимателя с момента ее регистрации или фактического вступления в хозяйственный оборот. Регистрация фирмы предоставляет защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.

Образование фирмы осуществляется с соблюдением национального законодательства. Регламентации, в частности, подлежат:

- определение правового положения фирмы;

- устав фирмы;

- образование капитала фирмы;

- организационная структура фирмы;

- порядок проведения собраний акционеров;

- порядок отчетности и удовлетворения требований аудиторов;

- ликвидация фирмы: порядок и формы проведения.

Регистрация фирмы осуществляется государственными администра­тивными органами и является обязательной. Она преследует следующие цели:

- проведение государственного контроля за предпринимательской деятельностью;

- получение от предпринимателей сведений бухгалтерского и финан­сового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринимательской деятель­ности;

- осуществление налогообложения;

- предоставление сведений об участниках предпринимательской дея­тельности в стране и итогах их хозяйственной деятельности за опре­деленный период (как правило, календарный год).

Регистрация осуществляется путем внесения фирм в реестр с указа­нием:

- полного наименования и местонахождения;

- вида и основных направлений деятельности;

- основного капитала фирмы;

- организационной структуры фирмы;

- фамилий должностных лиц, имеющих полномочия по ведению дел и права подписи сделок.

Любые изменения этих данных вносятся в торговый реестр.

На основании регистрации выдается разрешение (патент) на ведение деятельности.

Факт регистрации фирмы подлежит обязательной публикации. Толь­ко с момента регистрации фирма может выпускать акции.

9.3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы

Органы управления фирмой, их характер и компетенция определяются законо­дательством каждой страны. Наиболее распространены трех- и двухзвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие правления, наблюдательного совета (совета директоров) и общего собрания акционеров (США, Германия, Швейцария). Двухзвенная структура управления предусматривает нали­чие правления и общего собрания акционеров.

Каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции.

Обычно национальное законодательство содержит положения относительно на­блюдательного совета и правления, на основе которых в уставе фирмы указывается: минимальный состав правления, кто может быть членом правления, порядок выборов членов правления, срок их полномочий, функции правления, представительство прав­ления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельно­стью правления. Важным органом управления является общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроля за деятельностью фирмы. Порядок про­ведения собраний акционеров устанавливается в уставе фирмы на основе националь­ного законодательства о компаниях и с учетом правового положения фирмы.

Прекращение деятельности фирмы санкционируется судом в следующих случа­ях: когда фирма признает себя банкротом; при нарушении фирмой законодательст­ва; при осуществлении фирмой деятельности, занятие которой запрещено законом; при нарушении норм экологической безопасности.

Суд определяет порядок и сроки прекращения деятельности фирмы. Порядок ликвидации фирмы оговаривается в ее уставе.

9.4. Правовое обеспечение системы управления персоналом

Система управления персоналом, как и любая другая система, имеет центральное ядро, основой которого в данном случае является функ­циональная подсистема, базирующаяся на четырех обеспечивающих подсистемах (рис. 10).


 

       
   
 

 

 


 

Рис. 10. Система управления персоналом

Функциональная подсистема СУП предназначена для эффективно­го управления персоналом с учетом создания благоприятных социаль­но-психологических и эргономических условий труда.

Функциональная подсистема СУП реализует следующие задачи по управлению:

•подготовка и комплектование кадров;

•расстановка и движение кадров;

• использование персонала.

Информационная подсистема СУП предназначена для сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия кадровых управленческих решений.

Информационная база обычно содержит следующую информацию:

• анкетные данные работников предприятия и возможных кандидатов на вакантные места;

• выдержки из законов, подзаконных актов и различных распо­ряжений, касающихся кадровой службы и менеджеров по персоналу (основными из них являются КЗоТ (Кодекс законов о труде) и ГК (Гражданский кодекс);

• методические пособия для расчета различных показателей, связанных с кадровым менеджментом (численности персонала, заработной платы и т. п.);

• сведения, касающиеся мотивации сотрудников (информация о системе премирования и поощрения);

• сведения о прохождении работниками стажировок, курсов повышения квалификации, обучения и т. п.

Финансовая подсистема СУП предназначена для изыскания средств на решение задач кадрового менеджмента, в том числе на наем, отбор, эффективное использование и развитие персонала.

Социально-психологическая подсистема СУП предназначена для обеспечения социально-психологической поддержки функций управления (мотивация, адаптация, создание благоприятного климата в коллективе, формирование рабочих групп, управление конфликтами).

В задачу этой подсистемы, в частности, входит проверка сотрудников на психологическую совместимость при формировании рабочих групп.

Правовая подсистема СУП предназначена для обеспечения соответ­ствия действий кадровых менеджеров и всей кадровой системы в це­лом требованиям и условиям законодательно-правовой базы.

Различают два уровня правовой подсистемы:

1) государственный, на котором главным законодателем является само государство в лице правительства или парламента, а также различных го­сударственных служб (Фонд занятости, Пенсионный фонд и т. п.). На этом уровне правовая база включает в себя совокупность важнейших постанов­лений Правительства и законов Российской Федерации, в том числе: КЗоТ РФ; Гражданский кодекс РФ; Закон РФ о коллективных договорах и соглашениях; Закон РФ об образовании; Закон РФ о пенсиях; Закон РФ об основах налоговой системы РФ;

2) уровень предприятия, на котором правовые основы формируются учредителями предприятия или его руководством. Определяется сле­дующими правовыми документами:

• уставом предприятия;

• учредительным договором;

• контрактом с администрацией (подобные контракты заключа­ются с высшим руководством предприятия).

В России главные положения, определяющие отношения между работником и нанимателем, указаны в КЗоТ. Они регулируют, в част­ности, следующие основные вопросы:

• порядок заключения коллективных договоров;

• обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд;

• время работы и отдыха;

• заработную плату;

•гарантии и компенсации;• трудовую дисциплину;

• труд женщин и молодежи;

• льготы различным категориям работников;

• трудовые споры;

• профсоюзы;

• полномочия трудовых коллективов;

• государственное социальное страхование.


9.5. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности определяется прежде всего внешнеторговой политикой. Внешне­торговая политика (ВТП) - это целенаправленное воздействие госу­дарства на торговые отношения с другими государствами.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы включают в себя таможенные пошлины и тарифы.

Под таможенным тарифом понимается:

1) системный перечень ставок таможенных пошлин;

2) инструмент торговой политики и государственного регулиро­вания внутреннего рынка;

3) ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вво­зе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием «таможенная пошлина»).

Таможенная пошлина - налог на импортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенной пошлины:

• фискальная - относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам;

• защитная - относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает отечественных производителей от иностранных;

• балансировочная - относится к экспортным пошлинам, предотвращающим нежелательный экспорт.

Таможенные тарифы и пошлины классифицируются по различ­ным признакам. Например, по направлению движения товаров различаются экспортный, импортный и транзитный тарифы, по характеру происхождения - автономный, конвенциональный (договорной) и т.д. Однако тарифное регулирование имеет и недостатки, главными из которых являются ограниченность возможностей тарифного регу­лирования и однообразность этой системы.

Нетарифные методы регулирования имеют определенные пре­имущества.

Существуют различные типы нетарифных методов:

• квотирование, т.е. регулирование внешнеэкономической деятельности при помощи ограничения ввоза и вывоза товаров; лицензирование - выдача раз­решения (лицензии) на проведение экспортно-импортных операций;

скрытые методы: государственная система размещения зака­зов, т.е. покупка государством товаров отечественных товаропроизводителей; технические барьеры - ограничения, возникающие в си­лу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать препятствия на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества и т.п.);

финансовые: государственные субсидии и налоговые льготы - это денежные выплаты правительства национальным производите­лям с целью их поддержки и дискриминации импорта; кредитование для финансирования экспортно-импортных операций.

Главная задача государства в области внешней торговли - под­держивать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособ­ность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Внешнеторговая деятельность предприятий и организаций в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нор­мами международного права и международными договорами РФ.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ:

единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

• единство системы государственного регулирования внешне­экономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации задач обеспечения национальной безопасности;

• единство таможенной территории РФ;

• приоритет экономических мер государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности;

• равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутст­вие дискриминации;

• защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Основными целями внешнеторговой политики России должны стать:

• изменения степени и способа включения нашей страны в ми­ровое разделение труда;

• изменение объема и структуры экспорта и импорта;

• обеспечение населения и национальной экономики необходи­мыми ресурсами;

• изменение соотношения экспортных и импортных цен.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для студ. вузов / И.Н. Герчикова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 511 с.

2. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов/ В. В. Глухов. - М.: Высш. шк., 2006. - 606 с.

3. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник/ В. Р. Веснин. - М.: ТД «Элит-2000», 2003. - 546 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

5. Мескон, М. Основы менеджмента/ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Ходоури. - М.: Дело, 2002. - 704 с.

6. Управление организацией: учебник/ под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 669 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.