Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Государства Азии в позднем средневековье




 

На рубеже XVII—XVIII вв. произошли глубинные измене­ния во взаимоотношениях народов Европы и Азии. Ранее они были близки по уровню военной техники, ремесел и торговли. Однако условия развития европейцев оказа­лись во многом более благоприятными. Со времен Вели­кого переселения народов Западная Европа не подверга­лась внешним завоеваниям. Между тем просторы Азии опустошали одно за другим кочевые племена — от гуннов до турок-османов.

Овладевая военной техникой передовых для своего времени стран, кочевники несли на их землю смерть и разрушения. Эти вторжения тормозили общественно-политическое экономическое развитие покоренных на­родов. Завоеватели не только грабили их земли, но и раз­рушали сложившийся там аппарат управления. Сами же они в своем государственном строительстве не шли да­лее установления военно-деспотических режимов.

Народы, освобождаясь от власти гигантских и нежизне­способных империй (гуннов, арабов, монголов), тяготели к возрождению традиционных, предшествовавших вторже­нию варваров форм организации общественной и полити­ческой жизни. Они представлялись и местной знати, и ши­роким слоям населения лучшими, чем порядки, установленные завоевателями. Этой логике возвращения к старому как своего рода идеалу подчинялись Китай, Ин­дия, большинство государств, принявших ислам.

Идеализация сложившихся, привычных, ставших тра­диционными порядков, которые неоднократно приходи­лось защищать силой оружия, стала важнейшей чертой цивилизаций Востока. Эта черта обеспечивала их выжи­вание в сложных условиях частых внешних вторжений.

В то же время она замедляла темпы их развития, препят­ствовала внедрению нововведений в области науки и тех­ники, организации производства и общественной жизни.

Возвышение и кризис Османской империи

Тюркские (турецкие) племена, из которых во времена Арабского ха­лифата формировалась гвардия, постепенно поставившая под свой контроль халифов, в период монгольских завоеваний откочевали в Малую Азию. При Османе / (правил в 1282—1326), по его имени ста­ла называться создаваемая ими империя, турки подчинили себе большую часть византийских владений в Малой Азии, заставив Кон­стантинополь платить дань. При преемниках Османа турецкие вой­ска хлынули на Балканский полуостров, завоевали болгар, разгро­мили сербских феодалов на Косовом поле в 1389 г., опустошили Венгрию. Опорой власти турок выступали не только военная сила, но и местная знать, принявшая исламскую веру. Начатый против ос­манов крестовый поход завершился неудачей.

Когда войска Тимура вторглись в Малую Азию и в 1402 г. разгро­мили армию турок, их завоевания на время приостановились. Одна­ко к середине XV века Османская империя восстановила свои силы. В 1453 г. она покорила Константинополь. Большая часть его населе­ния была вырезана, а 60 тыс. человек уведены в рабство. Бывшая сто­лица Византии стала называться Стамбулом.

Крымское ханство признало себя вассалом Турции и получило от нее поддержку при набегах на земли России и Польско-Литовского государства. Османы завершили завоевание Балканского полуостро­ва, заняв территорию Албании. В 1480 г. их войска высадились в Южной Италии и угрожали Венеции. Власть Османской империи признали исламские государства Северной Африки, Аравийского полуострова.

В XVI веке Турция умело использовала конфликты между евро­пейскими державами. Она сблизилась с Францией, соперничающей с Габсбургами за господство в Европе. В 1529 г. турки осадили Вену, в 1541 г. им удалось захватить столицу Венгрии — Будапешт. Габ­сбурги были вынуждены выплачивать Османской империи ежегод­ную дань.

Лишь к концу XVI века Южная и Центральная Европа отчасти избавились от турецкой угрозы. В 1571 г. коалиция Испании, Венеции, государств Италии, созданная по инициативе папы римского, добилась победы над Турцией. В морской битве при Лепанто турец­кий флот был разбит наголову. Австрийские Габсбурги после пятнад­цатилетней войны с Турцией (1591—1606) приостановили ее натиск на свои владения. Последний раз в истории Османской империи ее войска осадили Вену в 1683 г.

Наступление XVIII века ознаменовалось упадком Османской им­перии. Она сложилась как военно-феодальная деспотия. Султан был носителем абсолютной власти — и светской, и духовной. Его опорой, инструментом завоевания и ограбления новых земель, получения да­ни выступала военная сила. Право сбора налогов с части государст­венных и вновь завоеванных земель передавалось военному сосло­вию, которое составляло основу кавалерии османской армии. При введенной военно-ленной системе земельные угодья нельзя было объединять или дробить. Они передавались по наследству только с разрешения султанского правительства при условии пригодности наследника к военной службе.

Основу пехоты составляли янычары — профессиональные воины. Их подбирали из физически крепких мальчиков, в том числе и из христианских земель. Янычары воспитывались в ду­хе исламского фанатизма. Им запрещалось жениться, зани­маться ремеслом и торговлей. (В XVIII веке эти запреты пере­стали соблюдаться.)

В обществе не было жестких сословных граней. Вчерашний раб по желанию султана мог стать пашой, управляющим целой провинцией или визирем, министром при дворе султана. Точно так же визирь мог в любой момент лишиться не только поста, но и жизни.

Османская империя создавалась в процессе завоеваний и укреп­лялась за их счет. Когда завоевательная политика зашла в тупик, во­енно-ленная система землевладения начала изживать себя. Держате­ли крупных и мелких ленов постепенно становились помещиками-землевладельцами. Многие земли султаны раздали своим приближенным в собственность. Служба перестала быть обя­зательным условием обладания землей. Все расходы по содержанию армии легли на государственную казну.

Стремления феодалов, властей к повышению доходов от эксплуа­тации земли вели к увеличению повинностей и налогов. Их бремя па­дало на крестьянство. Алчность знати росла с распространением мо­ды на европейские предметы роскоши. Около сотни видов различных налогов (особенно тяжелым было положение немусульман, они должны были платить дополнительный налог — джизью или харадж) поглощали от трети до половины урожая. Высокие налоги препятствовали расширению производства, улучшению техники зем­леделия. Они также стали причиной нередких в Османской империи крестьянских бунтов.

В городах постепенно развивались ремесла, на европейских рын­ках были хорошо известны турецкие атлас, шали, розовое масло, из­делия из серебра и слоновой кости, инкрустированное оружие. Од­нако сохраняющаяся цеховая система, отсутствие гарантий защиты частной собственности, налоги и поборы, в частности система патен­тов на занятие ремеслом и торговлей, конкуренция европейских то­варов мешали развитию производства.

Первая в Турции типография открылась лишь в 1727 г., почти на триста лет позже, чем в Европе. Турецкая артиллерия к концу XVIII века со времени походов на Вену практически не улучшилась Капитал в основном действовал в сфере обращения, огромные масштабы приобрело ростовщичество. Ссужая деньгами разоряв­шихся ремесленников и землевладельцев, ростовщики получали контроль над цехами, откупали право сбора налогов.

Широчайшие масштабы приобрела коррупция. Многие должности, в том числе судей (кадиев), открыто продава­лись. На высшие посты в государстве и армии выдвигались люди, сведущие главным образом в мздоимстве и казно­крадстве. Для решения любого вопроса просителям, в том числе и послам иностранных держав, необходимо было за­добрить влиятельных лиц подарками и подношениями. Осо­бым влиянием пользовались начальник над евнухами султан­ского гарема и мать султана. Султан, в свою очередь, вынужден был подкупать янычар, устраивая для них увеселе­ния, выплачивая им при вступлении на престол специальное вознаграждение.

Обнищание крестьян и ремесленников, деградация государствен­ного аппарата, увлечение стамбульской знати европейской роско­шью разрушали Османскую империю изнутри. В городских низах, среди части янычар и мусульманского духовенства росло недоволь­ство. Люди думали, что империя ослабла потому, что нарушаются ус­тановленные Кораном нормы жизни.

В 1730 г. в Стамбуле произошло восстание, султан Ахмед III (правил в 1703—1730) отрекся от престола. Однако его преем­ник ограничился тем, что приказал разрушить выстроенный в европейском стиле султанский дворец и сместил наиболее не­популярных сановников. По-прежнему крупные местные фео­далы, а нередко и назначенные султаном паши игнорировали центральное правительство, создавали войска, вводили соб­ственные налоги, таможенные пошлины.

Со временем многие курдские и арабские племена отказывались признавать власть султана. В 1769 г. их примеру последовал Египет.

 

Индия под властью Великих Моголов

Индия, одно из самых населенных государств мира, из-за обширно­сти территории, жаркого климата, упорного сопротивления много численных княжеств, располагавших сильными армиями, остава­лась недоступной воинственным племенам Азии. В период экспан­сии арабских, мусульманских народов был покорен север Индии, где появился Делийский султанат. Однако в годы монгольских завоева­ний, походов Тимура, войн между возникшими на руинах его импе­рии государствами большая часть индийской территории оставалась в стороне от конфликтов.

В XV веке князья Центральной Индии, опираясь на поддержку части феодалов, сохранивших приверженность индуизму, захвати­ли большую часть Делийского султана. Это побудило мусульман­ских феодалов севера Индии обратиться за помощью к 3. Бабуру (1483—1530), талантливому полководцу, поэту и писателю, кото­рый, набрав сильную армию на территории Средней Азии и Афга­нистана, вторгся в Индию и основал империю Великих Моголов («Моголистаном» в то время в память о монгольских завоеваниях называли государства Средней Азии). Преемники Бабура расши­рили свою власть на Центральную Индию, многие князья полу­острова Индостан признали себя их вассалами.

Объединение Индии способствовало развитию торговых связей между отдельными княжествами. Это стимулировало рост ремес­ленного производства. Шелковые и хлопчатобумажные ткани, шер­стяные шали, стальное оружие, украшения индийских ремесленни­ков пользовались спросом не только в странах Азии, но и Европы. Первоначально они попадали в Европу благодаря мусульманским купцам. Впоследствии их монополия была подорвана европейскими Ост-Индскими компаниями.

Постепенно развивались и товарно-денежные отношения. Одна­ко особенности индийского общества препятствовали переходу к ма­нуфактурному производству. Сохранялась жесткая кастовая систе­ма, предполагавшая, что каждый занимается той же сферой деятельности, что и его родители. Это исключало социальную мо­бильность общества. Преуспевающий ремесленник не мог сам нала­дить сбыт своей продукции. Он должен был обращаться к представи­телю касты, которой предписывалось заниматься торговой деятельностью. Богатеющие торговцы и ростовщики не вкладывали средства в развитие ремесел, поскольку это не было делом их касты. Общинная организация в деревнях препятствовала высвобождению рабочей силы. В ремесле и в земледелии не было ни стимулов, ни возможностей внедрения технических новшеств. Как и столетия на­зад, преобладал ручной труд.

Развитие товарно-денежных отношений подрывало непрочные основы государства Великих Моголов. На его территории Прожива­ли более двадцати народностей, говорящих на разных языках (хин­ди, бенгали, маратхи, телугу, тамили, урду, фарси и др.). Около трех четвертей населения Индии исповедовали индуизм, в то время как завоеватели Моголы были мусульманами. Главной опорой их власти выступала армия, которая, как и в Османской империи, первона­чально формировалась на основе военно-ленной системы. Великий Могол наделял своих приближенных условными земельными владе­ниями — джагирами. Новые феодалы (джагирдары) получали нало­ги с крестьянских общин. Они шли на содержание войск.

Потребность в превращении натурального налога в деньги, тратя­щиеся на содержание двора и предметы роскоши, побуждала джа-гирдаров обращаться к ростовщикам. Они со временем выкупили право постоянно собирать налоги, превратившись во влиятельную прослойку знати (заминдары), которая уже не была обязана нести службу. Обремененные долгами джагирдары оказывались не в состо­янии содержать войска, и это ослабляло военную мощь Моголов.

Увеличение поборов с сельских общин вело к крестьян­ским восстаниям, поскольку повышение налогов до 30-40% валового сбора урожая вызывало голод в деревнях. Особенно частыми они были на севере Индии, в Пенджабе. Там было широко распространено учение сикхов, близкое к индуизму, но отвергавшее кастовую систему и сословное деление обще­ства. Сикхи в меньшей степени, чем большинство населения Индии, следовали принципам смирения перед судьбой и не­насилия, свойственным приверженцам индуизма. Это делало их весьма беспокойными подданными. В 1705 г. войска Мого­лов взяли главный город сикхов Анандапур. Однако их движе­ние не было подавлено, в 1710—1715 гг. Пенджаб вновь охва­тило восстание.

Многие князья, ранее считавшие себя вассалами Моголов, и даже назначенные ими наместники переставали признавать их власть. В 1720—1740 гт. в Центральной Индии сложилась конфедерация ма-ратхских княжеств, которая подчинила себе большую часть владений Великих Моголов. Решающий удар их государству нанес иранский завоеватель Надир-шах (1688—1747). Его войска в 1739 г. заняли и разграбили столицу Моголов Дели. Это сделало власть Моголов чи­сто номинальной. После смерти Надир-шаха и распада его державы север Индии стал ареной борьбы между афганскими феодалами, ма-ратхскими князьями и сикхами.

Вопросы и задания

· На примере Османской империи укажите черты военной деспотии позднего Средневековья. Сравните сословную структуру феодального общества в Европе и социальные отношения в Османской империи, выделите общие черты развития и укажите особенности.

· Охарактеризуйте хозяйственную деятельность в Османской империи. Какие факторы препятствовали экономическому развитию страны?

· Укажите причины ослабления Османской империи.

· Определите место Османской империи в системе между­народных отношений. Почему завоевания Турции в начале XVIII века были успешными, но непродолжительными?

· Подготовьте развернутый план «Индия под властью завоевателей».

· В чем состояли причины ослабления империи Великих Моголов?

 

Тема 16. Европа на новом этапе развития (середина17-18 век)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.