Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государства. а) Форма правления государства – организация верховной государственной власти: её высших и центральных органов

а) Форма правления государства – организация верховной государственной власти: её высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия бывает абсолютной (при которой монарх имеет всю полноту государственной власти, издает законы и другие общеобязательные правила, непосредственно управляет государством, является верховным судьей) Это Оман, Бахрейн, Кувейт, Бруней.

Конституционная монархия – власть монарха ограничена парламентским учреждением и подразделяется на два вида:

1) Дуалистическая – государственную власть делят монарх и парламент, избираемый населением или его частью. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Монарх независим в осуществлении своей власти от парламента, он назначает Правительство, которое несет ответственность только перед ним.

Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет права абсолютного вето. Монарх имеет права издавать собственные Указы, имеющие или одинаковую или большую силу, чем закон.

От монарха зависит, когда состоятся очередные выборы, а в период между мини, он обладает всей полнотой власти. /Иордания, Марокко/.

2) Парламентарная – парламент имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от воли парламента и несет перед ним ответственность. В случае если парламент выразил недоверие к Правительству, то оно должно уйти в отставку.

Монарх царствует, но не правит. Он назначает Правительство или его Главу в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в Парламенте. Он лишен права издавать акты, имеющие силу закона.

При возникновении конфликта между исполнительной и законодательной властями в отставку уходит не только Правительство, но и по его предложению Монарх может распустить Парламент и назначить новые выборы. Парламентарная Монархия не только пережиток прошлого, она выполняет стабилизирующую роль в государстве: Монарх стоит над партийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к Парламенту Монарх обращает внимание последних на важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. /Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция и др./.

Республика – форма правления, при которой власть в государстве осуществляется выборным органом, подразделяется на два вида:

1) Парламентарная – парламент не только принимает законы, но и оказывает влияние на правительство и другие органы государственного управления. Состав Правительства определяется парламентским большинством, принадлежащим одной или коалиции партий. Если в государстве нет президента, то Парламент утверждает Председателя Правительства и по его предложению весь состав кабинета, или утверждает Председателя, который сам формирует состав Правительства. В случае если есть Президент, то он совершает вышеуказанные действия, но это носит формальный характер, так как кандидатура Председателя Правительства исходит от Парламентского большинства.

Правительство несет ответственность перед парламентом, отчитывается перед ним. Парламент вправе выразить недоверие правительству, что чаще всего влечет отставку последнего.

Парламент может быть распущен, если не получается коалиции, позволяющей сформировать правительство, либо парламент не может собираться на сессии, т.е. его работа парализована, или при голосовании об отставке правительства не было набрано необходимое число голосов.

2) Президентская – сильную позицию в руководстве государством занимает президент, избираемый населением. Это выражается в следующем:

1. президенту принадлежат в рамках принципа разделения власти многие важные функции и полномочия (глава государства, главнокомандующий);

2. самостоятельно формирует состав Правительства (считается юридически обязанным согласовывать только кандидатуру Председателя, или сам является таковым), которое ответственно перед ним и ему подотчетно.

По отношению к парламенту президент имеет право вето.

3) Смешанная (полупрезидентская) республика – форма правления, при которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для президентских и парламентских республик.

Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. В формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (утверждает кандидатуры министров, представленные президентом).

Правительство должно пользоваться поддержкой большинства в парламенте, и оно ответственно перед законодательным органом.

б) Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования, отражающее характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Существуют два основных вида:

Унитарное государство – единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части (Франция, Япония, Италия, Швеция).

Для такого государства характерны:

1. общие для всей страны высшие органы государственной власти и управления,

2. единая судебная система, Конституция, гражданство,

3. все налоги поступают в центр,

4. округа, кантоны, другие административно-территориальные единицы осуществляют лишь административные функции.

Федеративное государство форма политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

В мире насчитывается 23 Федерации: (США, Германия, РФ, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан, Австрия, Венесуэла, Мексика, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Малайзия, Танзания).

Различают федерации, построенные по национальному (Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия) и по территориальному признаку (США, ФРГ); комбинированные (Бельгия, РФ).

Число субъектов различно:

Танзания – 2; РФ – 89; Пакистан – 4; Эфиопия – 9; США – 80; ФРГ – 16; Мексика –31.

Наименование тоже различны: штаты, земли, республики, края, области, провинции.

Виды субъектов Российской Федерации: Республики – 21; Края – 6; Области – 49; Города Федерального значения – 2; Автономные округа –10; Автономная область – 1.

 

Признаки Федерации:

1. Два уровня государственного аппарата: существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов государственной власти и управления в субъектах Федерации.

2. Возможность установления “двойного” гражданства, т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином Федерации.

3. Две системы законодательства: общефедеральная и субъектов Федерации (при приоритете общефедерального).

4. Субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами Федерации.

5. Двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральной налоговой системой системы субъектов Федерации.

По правовому статусу Федерации делятся на:

симметричные - одинаковые по своему правовому статусу (США, ФРГ, Нигерия)

асимметричные - включают в свой состав наряду с субъектами другие федеральные образования – федеральные владения, территории, федеральный округ, которые имеют усеченные права (неодинаковое представительство в парламенте).

Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных, т.е. самостоятельных государств, преследующих такого рода объединением достижение конкретной цели.

Члены конфедерации остаются самостоятельными, т.е. выступают субъектами международного общения.

Правовая основа – договор. Союз отдельных государств. Нет единой территории, гражданства, органов государственной власти.

В настоящее время конфедераций в мире не существует. Классическими примерами конфедерации можно считать США с 1781г. по 1787г; Швейцария с 1815г. по 1848г.; с 1958г. по 1961г. Объединенная Арабская республика (конфедерация Египта и Сирии).

 

в) Политический режим – совокупность приемов и методов, при помощи, которых осуществляется политическая власть.

Политические режимы можно разделить на две большие группы: демократические и недемократические. Последние режимы в свою очередь подразделяются на тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Основные характеристики демократического режима:

1. наличие гарантированных прав и свобод человека;

2. постоянное функционирование представительных учреждений, народ единственный источник государственной власти;

3. контроль населения за принятием политических решений;

4. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5. ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов основана на принципе законности;

6. свободная деятельность политических партий, в т.ч. оппозиционных, разнообразных общественных объединений;

7. политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества;

8. наличие гражданского общества – где существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для выражения гражданами своих интересов, а общественные институты осуществляют контроль над государством.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1 основы государства | Тоталитарный режим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.