Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство, руководство, власть




Для эффективного осуществления функций планирова­ния, организации, мотивации, контроля необходимо эффек­тивное руководство.

Руководство - процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей - значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.

Как определить влияние?

Влияние - поведение одного лица, которое вносит из­менения в поведение другого. Влиять на других людей мож­но через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мне­ние, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависи­мости от другого. Эти отношения зависимости определя­ются как властные отношения. Руководитель имеет воз­можность влиять на других потому, что он наделен влас­тью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управ­лять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидер эффектив­но осуществляет формальное и неформальное руководство. Итак, определим еще одно понятие. Лидерство - это спо­собность оказывать влияние на отдельные личности, груп­пы, направляя их усилия на достижение целей организа­ции.

Неформальные группы и организации возглавляются лидерами, которые в отличие от формальных не назнача­ются, а завоевывают признание работников. Формальный лидер действует в рамках делегируемых ему полномочий. Действия неформального лидера определяются интересами группы или организации и могут выходить за рамки фор­мальных отношений.

Руководство (или лидерство) в формальной организа­ции осуществляется субъектом (руководителем), который наделен определенной властью.

Власть определяется как возможность влиять на пове­дение других людей.

С понятием «власть» связано понятие властные полно­мочия. Это объем прав, которыми располагает руководи­тель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с выс­шим руководством.

В теории менеджмента существует не один подход к проблеме лидерства (руководства):

· подход с позиции личных качеств лидера, согласно которому эффективные руководители обладают определенным набором личных качеств. Сформировав в себе эти качества, можно стать эффективным руководителем;

· поведенческий подход, который основной акцент де­лает на определение наиболее эффективного поведе­ния лидера, стиля руководства;

· ситуационный, в рамках которого ученые пытаются определить, какое поведение и личные качества луч­ше всего соответствуют определенным ситуациям.

При ведем основные положения теории личных качеств, которую разработал У. Беннисом:

1. Управление вниманием - способность лидера предста­вить результат деятельности так, чтобы это было привлекательным для других.

2. Управление значением - способность так передать зна­чение созданного образа, идеи и видения, чтобы они были поняты и приняты.

3. Управление доверием - способность построить свою деятельность так, чтобы получить полное доверие своих сотрудников.

4. Управление собой - способность знать и вовремя при­знавать сильные и слабые стороны своей деятельности) умение привлекать для исправления слабых сторон ре­сурсы других людей.

Кроме того, У. Беннисом сделал существенный вклад в использование теории в практике, сформулировал качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков:

 

 

Интеллектуальные Черты характера Профессиональные навыки
способности лидера  
Ум и логика;   Инициативность; Умение заручиться
рассудительность; гибкость; поддержкой;
проницательность; бдительность; умение кооперироваться;
оригинальность; созидательность и  
концептуальность; творчество; умение завоевывать
образованность; честность; престиж;
знание дела;   целостность Такт и дипломатичность;
ораторские   личности;  
качества;   смелость; умение брать на себя
любопытство,   самоуверенность; риск. и ответственность;
познавательность; уравновешенность; умение организовывать;
интуиция   независимость; умение убеждать;
    самостоятельность; умение менять себя;
    амбициозность; умение быть надежным;
    потребность в чувство юмора;
    достижениях; умение разбираться в
    настойчивость и людях
    упорство;  
    энергичность;  
    властность;  
    работоспособность;  
    агрессивность;  
    стремление к  
    превосходству;  
    обязательность;  
    участливость  

 

Организация «пронизана» отношениями власти. Без вла­сти нет организации и нет порядка.

Власть определяется не уровнем формальных полномо­чий, а степенью зависимости от другого лица. В этой связи руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от ·него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы и т.п. По существу власть держится на потребностях исполнителя или его ожиданиях в отношении удовлетворения потребностей, если подчиненный выполнит указания (поручения) руководителя.

Власть начальника над подчиненными - это только одна сторона власти - видимая сторона. Но есть и другая - власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой каче­ственной информации для принятия решений, ответствен­ности за результаты работы, которую выполняют подчинен­ные, способности подчиненных выполнять работу, нефор­мальных контактов.

Таким образом, власть - процесс двусторонний, по­этому эффективный руководитель будет поддерживать ба­ланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для до­стижения целей, но не вызывающих непокорности подчи­ненных.

Власть проявляется в определенных формах. Американ­ские ученые выделили следующие пять форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приво­дит к определенному результату, но она не способствует раскрытию· потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, ко­торый в условиях научно-технического прогресса не все­гда возможен. Кроме того, в условиях жесткого конт­роля у работников появляется желание обманывать ру­ководителей, искажать отчетные данные и т.д.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетво­рить его потребности. Рассматривается как наиболее эф­фективная форма власти. Однако ее применение возмож­но в том случае, если руководитель обладает достаточ­ными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных, а они могут сильно различаться у разных работников.

3. Традиционная (законная) власть. В данном случае чело­век реагирует на должность, т. е. выполняет рекоменда­ции начальника, потому что так принято, сложилось исторически.

4. Экспертная власть. Подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетво­рить его потребности.

5. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме).

6. Харизма - это власть, построенная не на логике, тради­ции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен обладать привлекательной внешностью, иметь хорошие риторические способности, уметь хоро­шо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик, т. е. так называемая теория «великих людей» не нашла практического подтверждения. Если подчиненные видят в лидере идеальные в их понима­нии черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.

Руководители в своей деятельности используют все фор­мы власти в различных сочетаниях.

В эпоху научно-технической революции характер труда, его содержание, а в связи с этим требования к работнику очень сильно меняются. Труд все в большей степени стано­вится творческим, интеллектуальным, становится той сфе­рой, в которой человек может проявить заложенные в нем способности и таланты.

Уровень образования людей значительно повысился; есть организации, в которых все сотрудники имеют высшее образование, а в наукоемких отраслях встречаются коллек­тивы, где все сотрудники имеют ученые степени. Если в первые десятилетия ХХ века существовал интеллектyаль­ный разрыв между руководителями и исполнителями, то сегодня такая грань наблюдается нечасто. Мотивы трудовой деятельности диктуются не материальными потребностями, а социальными: желание испытать чувство достижения ре­зультата, радость творческих успехов, самореализация и т.п. В этих условиях использовать власть принуждения по мень­шей мере абсурдно, а властные отношения уступают место отношениям сотрудничества. Толковый словарь по управ­лению определяет сотрудничество как совместное выполне­ние работы, совместное участие в решении проблемы или задачи. На психологическом уровне происходит осознание каждым участником непосредственного процесса своей со­. причастности и значимости в выполнении работы, своей органической включенности в единое целое организации. Сотрудничество руководителя и руководимых означает демократизацию производственного и управленческого процессов, когда управленческие функции децентрализуются (распределяются между участниками организации) и реализуются совместно с руководителями. Сотрудничеству принадлежит будущее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.