Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Лекционный материал по теме: виды чтения




Заметное облегчение в работе с литературой, особенно в режиме обучения, приносят знание и умение правильно использовать различные виды чтения, следуя при этом определенным правилам.

Различают следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, быстрое, изучающее, усваивающее. Из них первые четыре вида считаются скоростными, а последние два — основными, направленными на понимание и заучивание.

Особым характером отличаются методы скоростного чтения: в них делается акцент на тренировке восприятия, работе глаз, внимании. Однако все же главным в работе с книгой является понимание, логическая переработка материала. Это требует целой системы логических, методологических и лингвистических умений, по отношению к которым восприятие приобретает вспомогательное, вторичное значение.

Сформировав у себя приемы осмысления и понимания текста, вы при желании сможете научиться эффективному быстрому чтению, обратившись к упражнениям и пособиям, формирующим эти несложные навыки. Дело это интересное и, безусловно, нужное, но для процесса обучения имеет ограниченное значение.

Рассмотрим более подробно остальные виды чтения.

Просмотровое чтение предполагает активное использование предназначенных для этого информационных частей книг — оглавления, аннотации, введения, заключения, предметного указателя. Если сам текст книги необходим для детального и полного понимания проблемы, которой посвящено ее содержание, то названные части достаточно успешно служат тому, чтобы охватить общий смысл книги, выявить ее основные идеи. Когда мы говорим «общий смысл», то имеем в виду не расплывчатое представление, а точное знание темы книги (о чем она), ее структуры, полноты и детальности раскрытия проблемы, условий написания и исходных позиций авторов, определяющих подход к рассматриваемой теме, а также историческое и логическое место данной книги среди других изданий по интересующему нас вопросу и, наконец, понимание ее значимости для целей обучения. Все перечисленное необходимо для того, чтобы правильно разбираться в основном тексте, лучше и полнее осмыслить тот или иной параграф. Время, потраченное на ознакомление с информационным аппаратом издания, который нередко остается незамеченным, окупается многократно. Для иллюстрации этого положения можно привести пример с пониманием иноязычного текста — насколько оказывается легче, допустим, перевести фразу из статьи, если известно, о чем сама статья.

Можно воспользоваться и другим аргументом. Существует психологический закон о становлении познавательной деятельности человека: процесс протекает естественно от целого к части, от познания общего к пониманию деталей. Общая ориентировка дает установку, предвосхищает будущее. Так, слово мгновенно узнается в контексте: зная общий смысл контекста, слово можно угадать уже по первым буквам,

Итак, работу с книгой следует начинать с общей ориентировки в ней средствами просмотрового чтения.

Ознакомительное чтение состоит из просмотра подзаголовков, первых и последних абзацев части книги (параграфа, главы), того, что выделено жирным шрифтом, курсивом, разрядкой, рассмотрения графиков, схем, формул, подрисуночных подписей. Здесь ставится цель та же, что и при просмотровом чтении: общая ориентировка в изучаемом материале. Если сразу начать работать по основному тексту, то читатель может оказаться вынужденным делать несколько заходов, так как общие положения усваиваются не сразу и не полностью. После первого прочтения многое остается недопонятым, упущенным, человек тонет в частностях, каждая из которых воспринимается как отдельная проблема. Отсюда возникает мнение, что серьезную научную книгу с первого раза не поймешь, что обучение идет от смутного понимания к все более отчетливому. Но это не обязательно. Есть и другой путь — от понимания целого к пониманию частей и далее к пониманию деталей.

Изучающее чтение — это основной вид чтения в составе учебной деятельности, результатом которого является глубокое, всестороннее понимание информации. Приемы этого вида чтения мы используем, например, при подготовке к семинару, когда необходимо осмыслить предложенную информацию и суметь ответить на вопросы преподавателя с опорой на конспект. При этом знания еще не перенесены в долговременную память — идти на экзамен или зачет рано, да и решить какую-нибудь практическую задачу будет еще не просто.

В учебной деятельности студентов изучающему чтению чаще всего сопутствует составление конспекта. Конспект — краткое, системное, осмысленное изложение содержания текста. Системность и краткость фиксируются в тезисах, а осмысленность — в вопросах и комментариях. Конспектирование является очень продуктивным приемом, как в отношении понимания, так и в отношении запоминания. Безусловно, составляющие его приемы могут использоваться отдельно и не фиксироваться на бумаге, если содержание читаемого достаточно простое. В противном случае все же стоит вести рабочие записи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.