КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология подготовки, принятия и реализации управленческих решений
Классификация управленческих решений Несмотря на сложность и многообразие проблем, возможно приведение множества вариантов их решений к единой классификации. По причинам принятия решения выделяют ситуационные решения, а также решения по предложению, предписанию, программные. Ситуационные решения являются ответной реакцией на возникшую ситуацию, они обычно разрабатываются и принимаются в условиях ограниченности времени и ресурсов. Решения по предложению принимаются на основании проработки ситуации и выявления возможностей для развития организации, решения по предписанию на основании прямых указаний, полученных либо от вышестоящего руководства, либо от государственных органов, программные решения в рамках реализации единой программы. По степени подчиненности принятые решения можно классифицировать на самостоятельные и вынужденные. Решения являются самостоятельными в случаях, когда разработка и реализация решений в организационной системе ведутся независимо от внешних указаний. Вынужденные решения обычно связаны с необходимостью подчинения вышестоящей организации либо более высокого уровня власти в организации. По степени повторяемости выполнения решения могут быть традиционные и уникальные. Традиционные решения (рутинные) составляют большинство разрабатываемых и принимаемых решений, в основном касаются соблюдения регламента, инструкций. Эти решения больше связаны с технической системой. Уникальные решения разрабатываются и принимаются гораздо реже традиционных, так как требуют несравненно больших затрат умственного труда управленческого работника, наличия у него творческого и нестандартного мышления. Направлены уникальные решения либо на разрешение нестандартной ситуации, либо касаются перспективного развития организации. Уникальные решения основаны в большей степени на прогнозах и сценариях развития ситуации, в то время как традиционные решения опираются на предшествующий опыт либо на разработанные планы.
По времени действия решения бывают стратегические, тактические, оперативные. Стратегические решения разрабатываются на 3-5 лет, причем в последнее время явно наметилась тенденция сокращения времени стратегических планов и прогнозов в связи с высокой изменчивостью ситуации и все большей непредсказуемостью внешнего окружения. Тактические решения обычно охватывают период до 1 года, а оперативные - решения «сегодняшнего дня», направленные на разрешение текущих проблем. По прогнозируемости результата можно выделить решения с определенным результатом, которые приняты в условиях определенности информации; решения с вероятностным результатом, принятые в условиях наличия информации о возможных потерях либо убытках и вероятности таких потерь, а также неопределенные решения, которые приняты в условиях полной неопределенности информации, т. е. при отсутствии достоверных данных о вероятности рисковых событий. Примером решений с вероятностным результатом могут быть решения страховых компаний о страховании жизни, принимаемые на основании статистической обработки демографических данных. Решения в условиях неопределенности обычно принимаются при решении новых, нестандартных проблем либо при необходимости быстрого решении неожиданно возникших проблем. В этих условиях могут быть ограничены возможности по сбору и обработке информации, поэтому при невозможности определить вероятность возникновения того или иного события менеджер принимает решения, основываясь на опыте и интуиции.
По своему содержанию решения могут быть экономические, технические, социальные и организационные. Экономические решения принимаются относительно расходования ресурсов, эффективности производства, повышения прибыли. Технические решения касаются технической системы, т. е. состояния и движения технического оснащения производства и управления. Социальные решения касаются повышения удовлетворенности работников организации условиями своего труда и отдыха. Организационные решения направлены на совершенствование системы организации производства и управления, нормативов времени работы. По методам разработки решения могут быть количественные и эвристические. Количественные решения принимаются в случае, если имеется достаточно количественной информации для их разработки и оценки результата решения. При этом используются методы статистической обработки информации, математического программирования. Если же имеющаяся информация не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к информации для статистической обработки (недостаточное количество информации, ее субъективизм и т. д.), то применяются методы ее обработки, основанные на опыте, знаниях и интуиции, в этом случае решение будет эвристическим, т. е. полученным опытным путем. По числу субъектов принятия решений можно выделить индивидуальные решения (принимаются одним лицом), групповые (принимаются группой лиц, являющейся частью коллектива, наделенной такими полномочиями) и коллективные (принимаются всем коллективом). По функциям существуют прогнозирующие, планирующие, административные, мотивирующие, контролирующие, направляющие и осведомляющие решения. Прогнозирующие решения основаны на специальных исследованиях и прогнозах относительно развития ситуации и будущем состоянии среды, в которой будет реализовано управленческое решение. Прогнозы, внушающие наибольшее доверие, становятся основанием для разработки детального плана по достижению определенной цели после принятия соответствующих планирующих решений. Далее в ходе реализации планов должны быть разработаны и приняты административные решения по обеспечению взаимосвязи и взаимной увязки процессов, протекающих в рамках реализации плана. Они касаются административного управления и организации труда. Для стимулирования работников к выполнению работ и задач, предусмотренных разработанным планом, необходимы мотивационные решения. Необходимы и контрольные решения, которые направлены на фиксирование стадии выполнения плана и выявление степени отклонения от плана. Направляющие решения принимаются для корректировки отклонений от плана при наличии такой возможности. Осведомляющие решения нужны для информирования лиц, принимающих участие в выполнении плана по развитию организации, о складывающейся ситуации, а также о промежуточных и конечных результатах выполнения плана.
По числу критериев решения могут быть однокритериальные и многокритериальные. Однокритериальные решения принимаются преимущественно в технических системах. Многокритериальные решения характерны для биологических и социальных систем, когда принимаются во внимание те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результат решения. По способу фиксации решения могут быть документированные и бездокументарные. В бездокументарной форме решения выдаются в виде устного распоряжения, разъяснения. Обычно это мелкие, несущественные решения, либо решения, принятые в чрезвычайных ситуациях, когда нет времени на оформление решения. В остальных случаях факт принятия решения и доведения до исполнителей информации о необходимости его выполнения фиксируется на бумажном носителе. По возможности управления реализацией решения могут быть регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые решения могут быть скорректированы в процессе их исполнения при наличии механизма обратной связи. Нерегулируемые решения являются бесповоротными, и последствия их реализации уже нельзя изменить. По характеру разработки и реализации выделяются уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Эта классификация решений основана на сочетании личностных качеств руководителя и социально-психологической обстановки в коллективе. Уравновешенные решения принимаются ЛПР на основании глубокой проработки имеющейся информации, такие решения весьма обоснованны и приводят к достижению поставленных целей.
Такие решения часто оказываются неэффективными из-за недостаточной проработки либо затянутого времени реализации, поэтому такие решения может позволить уверенный в себе и пользующийся большим доверием у коллектива лидер. Инертные решения принимаются спустя некоторое время после возмущающего воздействия, что позволяет проработать множество вариантов реакции и выбрать наилучший. Такие решения эффективны при хорошей организации системы управления и стабильности в управлении коллективом. Рискованные решения основаны на оптимистической вере руководителя в то, что сбудутся самые благоприятные прогнозы. Кроме того, в некоторых случаях бездействие приводит к гораздо более тяжелым последствиям, чем принятие любого решения, пусть даже необдуманного и рискованного. Рискованные решения эффективны при позитивном настрое подчиненных и их высоком доверии к действиям руководителя. Осторожные решения являются противоположными рискованным и принимаются после многократного обсуждения и согласования. Эти решения принимаются, когда речь идет о жизнедеятельности человека или общества, например, многие решения на атомных электростанциях представляют собой обоснованные решения.
Успех управленческой деятельности, одним из содержательных элементов которой является процедура разработки и принятия решений, во многом зависит от организации процесса поиска и разрешения проблем. Можно выделить общие вопросы, возникающие в процессе разработки решений, которые ставятся в любых организационно-правовых, производственных и других условиях. Технология принятия решений представляет собой последовательность применения средств и методов для решения проблемы. Реализуя системный подход, можно представить процедуру разработки решений в виде системы, на входе которой находятся информация, нормативно-методическая и методологическая база, требования к решениям, а на выходе - непосредственно решение, за которым следует процедура организации исполнения и контроля решения (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность разработки и принятия управленческого решения Организация процесса разработки и принятия решений должна отвечать следующим требованиям: 1) соблюдение принципов пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации; 2) цель решения не должна противоречить целям организации, а также должна учитывать интересы лиц, для которых разрабатывается решение; 3) решение должно разрабатываться на том уровне управления, где имеется достаточно информационных ресурсов и полномочий для принятия подобных решений; 4) технология разработки решения должна включать качественные и количественные методы исследования; 5) число альтернативных вариантов решения должно быть не менее двух; 6) учет риска и принятие мер по защите от негативного влияния рисков на результаты реализации решения; 7) использование целевого, комплексного, системного и сетевого подходов для экономического обоснования решений; 8) качество процесса разработки решения, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения, и качеством технических средств для принятия решений, должно быть не ниже качества входящей информации и используемой методической и методологической базы; 9) стоимость работ по разработке и принятию решения должна быть ниже, чем эффект, ожидаемый в результате реализации решения. Процесс разработки и принятия решений организован в виде последовательного выполнения определенных действий (рис. 2).
Рис. 2. Этапы процесса разработки и принятия решения
1. Формирование информационной базы решения В процессе деятельности организация находится в постоянном информационном взаимодействии с окружающей средой, принимая информацию извне, а также являясь самостоятельным источником информации. Окружающая среда реагирует в той или иной степени на любую информацию, выдаваемую организацией. Реакция проявляется в виде определенного искажения информации по примеру отражения звуковых волн от встреченных на пути объектов. Отраженная информация, переработанная окружающей средой, поступает обратно на предприятие. Если отраженная информация соответствует ожидаемой либо искажение информации незначительно, это означает, что организация адекватно действует в условиях внешней среды. В противном случае необходимо вмешательство и исправление ситуации в нужном направлении. Особенность работы по формированию информационной базы решения в том, что она не заканчивается при переходе к следующему этапу, а необходима на каждом последующем этапе разработки и реализации решения. 2. Определение проблемы и постановка цели управленческого решения Накопление информации приводит к осознанию проблем, из которых должны быть выделены первоочередные и второстепенные, а также причины и следствия. После ранжирования проблем определяется цель управленческого решения, которая должна соответствовать миссии и системе целей организации. Достаточно хорошо зарекомендовал себя метод построения дерева целей, который позволяет представить логическую структуру разработки и принятия решений. К нему прибегают тогда, когда решение принимается поэтапно или когда с переходом от одного варианту решения к другому меняются вероятности достижения целей. 3. Разработка оценочной системы Оценочная система необходима для того, чтобы измерять степень достижения целей решения. В состав оценочной системы входят: - критерии, характеризующие объект оценки; - шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; - принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов. Шкалы оценок по критериям должны разрабатываться отдельно для каждого критерия. Для качественных критериев могут разрабатываться специальные балльные шкалы, построенные в виде вербально-числовых шкал. 4. Анализ ситуации Анализ ситуации проводится с использованием накопленной на предыдущих этапах информации о состоянии внешней и внутренней среды по направлениям выявленных проблем. При этом анализ ситуации должен позволить ответить на вопрос о том, каким является исходное состояние среды и каковы тенденции ее изменения. Для характеристики состояния и выявления тенденций необходимо описать проблемную область с помощью отдельных параметров, установить количественные значения параметров и описать зависимости между параметрами. Определение степени влияния каждого фактора на результативный показатель проводится методами, достаточно широко разработанными в практике анализа. Также важно установить пороговые значения параметров или допустимый диапазон значений. Рекомендуемые значения параметров могут задаваться на уровне среднеотраслевых значений, установленных стандартов, а также для конкретной ситуации. 5. Прогноз будущего состояния среды при реализации решения Если анализ описывает состояние среды в прошлом и делает выводы о тенденциях, то прогнозирование предназначено для описания будущего состояния среды, в которой будет реализовано разрабатываемое решение. Решение любой задачи по анализу и прогнозированию временных рядов начинается с построения графика исследуемого показателя, и прежде чем перейти к определению тенденции и выделению тренда, нужно выяснить, существует ли вообще тенденция в исследуемом процессе. Критерии выявления компонентов ряда основаны на проверке гипотезы о случайности ряда. 6. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы Альтернативные варианты решения проблемы или управляющих воздействий разрабатываются на основе имеющейся информации, а также аналитических данных и прогнозов развития ситуации. Альтернативные варианты могут разрабатываться не только руководителем, но и его подчиненными, что происходит чаще всего. На данном этапе разработки решений приветствуются все идеи, какими бы неправдоподобными или разными они ни были. Главное — рассмотреть все возможные аспекты проблемы под разными углами зрения. 7. Выбор наилучшего варианта решения Для выбора лучшего варианта нужно провести количественную и качественную оценку каждой альтернативы, при этом используется ранее разработанная оценочная система. Используемые способы отбора альтернативных вариантов должны учитывать как можно больше факторов, но при этом усложняется задача многокритериального выбора. При привлечении экспертов к выбору наилучшего варианта следует принимать во внимание разный уровень компетенции, знаний, опыта экспертов. Экспертная оценка может быть индивидуальной и коллективной — методы Делфи, «мозговой атаки», комиссий и др. Методы обработки результатов экспертных оценок достаточно хорошо разработаны. Коллективная экспертная оценка применяется в случаях, если имеется подбор экспертов-специалистов в данной области, применяемые методы обработки результатов экспертизы внушают достаточно доверия, гарантируется конфиденциальность обсуждения. 8. Принятие решения Принятие решения осуществляется лицом, принимающим решение (ЛПР). Это обычно тот руководитель, который выдал задание на разработку решения и несет ответственность за его реализацию и результаты. В процессе принятия решения ЛПР может учитывать результаты предварительного выбора, а может принимать и собственный вариант, не обсуждаемый экспертами. Принятие руководителем решения, отличного от предлагаемых экспертами, может быть связано с наличием у него информации, доступной ему как руководителю. 9. Организация процесса исполнения решения Организация реализации решения должна включать план конкретных действий с указанием исполнителей, сроков, ресурсов, а также можно установить санкции на неисполнение наиболее важных условий реализации решения. В данном случае речь идет о планировании, которое подчиняется заданной цели, используя накопленную на предыдущих этапах информацию. План реализации решения может быть жестким и гибким. Жесткий план - это начальный план, который составляется перед началом реализации решения. Плановые показатели сравниваются с фактическими без какой-либо корректировки. 10. Контроль исполнения решения Методы контроля исполнения решений определяются типами планов реализации решения. При жестком планировании задача контроля состоит в фиксировании значений показателей и сравнении их с плановыми. При гибком планировании к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т. е. появляется возможность для корректировки планов. Контроль может быть разных видов и форм. Современное производство и управление уже немыслимо без компьютерного обеспечения всех процессов, в том числе и контрольных. Об автоматизации контроля поставок, производства и других процессов уже достаточно известно. 11. Анализ отклонений от поставленных целей Анализ отклонений является завершающим этапом процесса принятия решения. В его содержание входит изучение отклонений и возможностей исправления допущенных ошибок или возврата в прежнее русло. Кроме того, завершающий анализ должен сформировать представление об управленческом решении в целом, а именно - его основные результаты и отклонения от цели, сильные и слабые стороны решения, указать на дополнительные возможности развития организации в результате реализации решения. Эти выводы служат информационной базой для последующих управленческих решений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |