Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия конца х1х-хх вв




План:

1. Главные черты и направления постклассической философии.

2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон

3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

Ключевые понятия и слова: воля, воля к власти, сверхчеловек, жизненный порыв, интуиция, экзистенция, экзистенциализм, герменевтика, понимание, объяснение, герменевтический круг, абсурдность, закон трех стадий развития.

1. Главные черты и направления постклассической философии. В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и сменафилософами парадигмы, т.е. характера (модели) постановкифилософских проблем и их решения. Для классической философии -философии Нового времени - характерна безграничная вера в силучеловеческого разума, вера в социальный и научный прогресс иустановление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания обществасоциальной справедливости и изменения самой человеческой природы.Начиная со второй половины XIX века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критикеи начинается переход к неклассической философии. Философия концаXIX-XX века отказывается от:

1. рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;

3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философии ХХ века:

- Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta – наука – т.е. ориентированные на естествознание) и антисциентистские ( на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!).

- П редметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.

- Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

- Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон. Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира ичеловека лежит не рациональное основание, а иррациональнаяреальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостныйорганический «поток» («порыв», «длительность»), в которомнеразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизнинеобъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизмапредшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализмакак «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум нетождественные понятия! Жизнь – это процесс, свободное стихийное иинстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, вкотором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,символ и т.д.

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем всеподчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и вобществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, вфизическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществесуществует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумнойцели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. Начеловеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нетникакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когдапытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-заразвития науки и техники. Последние становятся большим злом.Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. Врелигии человек пытается победить время через идею бессмертия души.Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оноразделяет людей.В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасаниеи горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своейжизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэрссылается на положения древнеиндийской философии, зовущейчеловека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человекаи безнадежности его жизни и попыток познать законы природы иобщества. Ни о каком построении разумного и счастливогогосударства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речинет.

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своимизаявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов– это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэраи разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечныйпоток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не долженбояться смерти, потому что мир повторяется во времени снезначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, поНицше, является воля к власти или стремление к самоутверждениювсего живого. Цель философии заключается в помощи человекуприспособиться к окружающему миру и реализовать себя –самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства -идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианствопроповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестверуководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-тохочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «суммаусловий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видовчеловека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), ононе способно - и никогда не было способно - быть ориентиром длялюдей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, ивиновато в этом христианство.Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене моралирабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,они рабы от природы и могут лишь подчиняться.«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютносвободен, находится вне общепринятых (христианских) моральныхнорм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости ималодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость впреодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это негерой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которойеще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-тоотдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру имораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения«сверхлюдей».Ницше выступает против европейского рационализма,противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сутиничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда неболее чем субъективное истолкование фактов. Человек«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мириллюзий.

Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становлениеначинается в результате первоначального взрыва («жизненногопорыва») и выступает как поток качественных изменений.Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию какформы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к ихвзаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизнь может быть познанатолько интуитивно, симпатически. При этом снимаются всепротивоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обменна пространственную фиксацию.

3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика. Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественнонаучного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной (положительной) – человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

Экзистенциализм или философиясуществования – это одно из самых популярных течений философииХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) – забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д. Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном, абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с XIX в. из филологической дисциплины она становится самостоятельным философским учением. Немецкий философ Ф.Э. Шлейермахер попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом в данном случае может быть только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к тем же результатам. Другой немецкий философ В. Дильтей рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея как и для Шлейермахера понимание может быть достигнуть только в результате вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История (основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое, которое посредством понимания – вживания, вчувствования – становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется понимание. Х.Г. Гадамер объясняет предвзятость в истолковании текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята, проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор, выросший в другой социокультурной среде, подходит к предмету понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ которого выйти невозможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.