Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема истины в философской науке




Проблема истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Характеристика истины. Критерии истины

 

Истинное – это такое действительное, которое, прежде всего, согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а, следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово «истина» мы относим не только к самому сущему. Если суть истины – в соответствии предмета своему понятию(в истинности наших представлений о предмете, о сущем), то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.

«Истина» означает здесь двоякого рода согласованность:

совпадение вещи с понятием о ней;

совпадение понятий со словом, высказыванием;

Истина – плод относительности, условности и произвола.

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая (называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее начинается теоретическое исследование истины. Классическая концепция истины философски неоднородна. Она получила различные философские интерпретации – как материалистические, так и идеалистические, но все же классическая концепция всегда стояла ближе к материализму. Необходимо также уточнить, что в западной философии классическую концепцию истины именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской теорией истины. Эти названия, строго говоря, не тождественны. Понятие «корреспондентская теория» является более широким. Но все же, определяя истину через понятие соответствия, теория безусловно, включает классическую концепцию) теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие, согласование одних знаний другим, более общим. Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако эта проблема – проблема непротиворечивости, как логическая проблема, чрезвычайно сложна и разрешима только в простейших случаях. Но она тем более не разрешима в контексте таких сложных наук, как физика. Опять же когерентность, рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний, в рамках такой теории когерентности невозможно понять, каким образом непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру.

3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная, особенно, в Америке, говорит, что мы не можем познать внешний мир таким, какой он есть, а раз так, определение истины как соответствия знаний действительности лишено разумного смысла. Это определение есть определение недостижимого. Поэтому следует от него отказаться и заменить более «реалистичным» определением истины, каким, по мнению прагматиста, является определение истины как полезного, практически эффективного знания, следовательно, истиной считается то, что полезно для человека. Уильям Джеймс: Бог существует, т.к. он хорошо влияет на человеческую природу.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. С одной стороны, это процесс, в котором мир открывается нам, а с другой, человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

Существование разнообразия точек зрения на определение понятия истины, представленных концептуально, теоретически оформленных, расширяет возможности поиска решения проблемы. Вместе с тем, это кристаллизует более обширные по своему содержанию проблемы – проблему множественности теорий истины, вопрос о возможности создания универсальной концепции истины, решающей все проблемы теории истины, включая уже названную – проблему многозначности определения понятия истины, и др. проблемы. Нельзя, конечно, взять из множества концепций одну и признать ее единственно верной, однако следует признать, что принятие во внимание как можно большего числа точек зрения, пусть даже в чем-то наивных и несколько абсурдных, оказывается полезным. Ведь почти все эти научные теории имеют корни в самом процессе познания и возникли как своеобразная реакция на те или иные недостатки других существующих концепций. Критический анализ этих концепций оказывается полезным, именно потому, что позволяет лучше себе представить все трудности на пути к подлинно научной теории истины.

Первые попытки теоретического осмысления истины были предприняты Платоном и Аристотелем. Платон дает такую характеристику истине: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет…». Аналогично характеризует истину Аристотель в своей «Метафизике»: «…говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное».

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина – истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.

Конкретная истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

После И. Канта стало принято различать «абсолютную» и «относительную» истины, заговорили и о том, что знание конкретно, а мир пребывает в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления опять таки оставалось нетронутым, так как субъект с заведомо ограниченным опытом наделялся способностью устанавливать окончательную границу между абсолютно и относительно истинным знанием, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.